Чоно, исп. chonos — один из давно исчезнувших индейских народов, который проживал на побережье Чили, на архипелаге Чилоэ, архипелаге Чонос, островах Гуайтекас и полуострове Тайтао. По образу жизни были кочевыми охотниками-собирателями. Мужчины в основном охотились на тюленей и занимались рыболовством, а вот женщины собирали в море водоросли и моллюсков. Кроме этого, они разводили собак, а их шерсть использовали для изготовления грубой ткани. Численность до начала испанской колонизации не превышала всего лишь 1,5—2 тыс. человек. - КУЛЬТУРА - Так же, как и народ кунко, у чоно были небольшие суда, которые они называли «далька». Они использовали якоря из дерева и камней, плавали по местным проливам и могли достигать залива Пенас. Чоно проживали исключительно на суше, в небольших строениях из брёвен, покрытых шкурами, либо в пещерах. Их рацион состоял из различных видов моллюсков, рыбы а так же мяса тюленей. Объединялись же они в небольшие племена, хотя основной единицей их общества была семья, что позволяло им выживать и помогать друг другу. На наиболее развитом этапе своего существования Чоно не владели гончарным делом, но интересно, что в то время у них уже существовала система магических ритуалов и обрядов. Своих покойников они обычно оставляли в пещерах. Жители изготавливали деревянные копья, булавы, удочки и рыболовные сети из растительного волокна. Их одеждой, в основном служили набедренные повязки из водорослей, а своё тело они покрывали накидками из шкур, либо кусками ткани из собачьей шерсти. Они также иногда использовали шапки, раскрашивали свои лица красной, чёрной и белой краской. - ЯЗЫК- Язык Чоно, о котором остались малочисленные свидетельства, по мнению исследователей, мог быть диалектом языка кавескар алакалуфской семьи. Другие же исследователи считают данный язык изолированным. Язык Чоно, возможно и сохранился в местных топонимах, которые уже невозможно объяснить из языков народов, проживающих там в настоящее время. - ИСТОРИЯ - К моменту прибытия испанцев у чоно была клановая структура общества. В поисках питания чоно преодолевали огромные расстояния. Иезуиты начали проповедовать среди них христианство и составили катехизис на их языке. Власти города Чилоэ назначили правителем чоно и переводчиком человека по имени Педро Делько, который стал представителем их народа перед испанской короной. К концу XVIII в. народ чоно перестаёт и вовсе упоминаться. По-видимому, он был ассимилирован испанскими поселенцами и более многочисленными индейцами уильиче и влился в состав уже современных жителей острова Чилоэ — чилотов, говорящих на чилотском диалекте испанского. Последние известные чоно проживали в иезуитской миссии на островах Гуар и Пулуки, на архипелаге Кальбуко, а затем были перемещены на Чилоэ, на остров Кайлин, который в ту пору был известен как «Граница распространения христианства» Исследования в нынешнее время В 2006 г. была организована экспедиция, которая отправилась на неисследованные земли полуострова Тайтао в поисках археологических памятников, а также, возможно, выживших представителей народа чоно, которые могли укрыться от контакта с европейцами. Никаких следов недавнего присутствия людей не было найдено, и учитывая весьма суровый, холодный и дождливый климат полуострова, исследователи пришли к выводу, что чоно не cмогли бы уже выживать здесь длительное время.
1 год назад