Найти в Дзене
Чин о Панагии на Святой горе Афон
По воскресным дням и великим церковным праздникам, по окончании Божественной Литургии братия во главе с игуменом исходит из храма и чинно с пением шествует в трапезную, неся впереди хлеб - просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери. В Уставе это называется "Чин о Панагии". Словом "Панагия" (греч. – Всесвятая) христиане с древности называют Божию Матерь. В греческой церкви этот "Чин о Панагии" называется - "Ипсома" (Ύψωμα της Παναγίας)...
9 месяцев назад
СИМВОЛИКА ЦАРЯ В КОРОНЕ НА ИКОНЕ "ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ" Пятидесятница , Сошествие Святого Духа на апостолов, День Святой Троицы – этот праздник имеет сразу три названия и многоплановое содержание. И если с иконографией Святой Троицы мы немного знакомы, то икона «Сошествие Святого Духа» понятна далеко не всем. После изображения «Воскресение Христово» таким же ярким примером «богословия в образе» является икона Пресвятой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Празднование в честь Пресвятой Троицы совершается в день сошествия Святого Духа на апостолов, и это событие также имеет свою икону, именуемую «Пятидесятница» В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1–13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Иконография этого праздника начала развиваться с 6 в. Эта икона изображает триклиний (трапезный зал), сидящих в нем апостолов во главе с апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени. В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в 9 в. для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя . Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы». Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — весь мир. То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках 15–18 вв. Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28–29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос». Образ  царя стал символизироаать весь мир, погруженный во тьму неведения Бога. Двенадцать свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.
9 месяцев назад
История Константинопольской Православной Церкви
Создание христианской общины и епископской кафедры в Константинополе (до 330 г. н.э. — Византий) относится еще к апостольским временам. Оно неразрывно связано с деятельностью святых апостолов Андрея Первозванного и Стахия (последний, по преданию, и стал первым епископом города, Εκκλησία которого непрерывно возрастала в первые три века христианства). Однако расцвет Константинопольской Церкви и приобретение ею всемирно-исторического значения связаны с обращением ко Христу святого равноапостольного императора Константина Великого (305-337 гг...
1 год назад
Опубликовано фото
1 год назад
Новый священник в храме. В воскресный день выходит с Чашей и тут половина храма встаёт на колени. Другая половина начинает на них шикать и говорить: "Встаньте! - в воскресенье не становятся на колени!", а первая возражает второй: "Это вы падите ниц! - батюшка в алтаре всегда делает земной поклон перед Причастием!". Батюшка в затруднении заканчивает службу и на следующее утро идет к епископу. Спрашивает: мол, я не знаю, какова верная традиция во время выхода с Причастием. Православным нужно вставать на колени перед Дарами в воскресный день? — Нет, такой традиции нет... — отвечает Владыка. — То есть традиция велит стоять ровно? — Нет, не велит, — отвечает епископ, — такой традиции нет. — Так почему одна половина храма переругалась с другой?! — А вот такая традиция у нас есть!
1 год назад
С Новым Годом! Тропарь, глас 2: Всея́ тва́ри Соде́телю,/ времена́ и ле́та во Свое́й вла́сти положи́вый,/ благослови́ вене́ц ле́та бла́гости Твоея́, Го́споди,/ сохраня́я в ми́ре лю́ди и град Твой // моли́твами Богоро́дицы и спаси́ ны.
1 год назад
Понедельник - Святых Небесных Сил Безплотных Тропарь, глас 4 Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши нас/ кро́вом крил невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я ны, припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́ви ны,// я́ко чинонача́льник Вы́шних Сил.
1 год назад
Как-то к архимандриту Серафиму пришел узбек, привел пятнадцатилетнего сына, упал в ноги священнику: — Батюшка русский! Помолись за сына, припадком бьет! — А ты веришь, что Бог может помочь? — спрашивает отец Серафим. — Верю! — отвечает отец. — Везде был: у муллы в Ташкенте, у муллы в Бухаре, в Самарканде — всех прошел. Никто не помог. Помоги ты! — Ну, что ж, давай молиться вместе, — сказал батюшка. Встали они втроем на колени. Прочитал отец Серафим канон и молитвы о болящем, помазал его елеем — несмотря на то, что он не крещеный, а, по мусульманскому обычаю, обрезанный. И говорит: — В субботу и в воскресенье у меня времени не будет — народу много на службе. А в понедельник приходи — так же, после обеда. И когда этот человек с сыном в понедельник появился у ограды храма Георгия Победоносца, то скинул у ворот обувь, встал на колени и так на коленях прополз все 36 метров — расстояние от ворот до домика батюшки Серафима! Вот урок всем нам! Кто из нас, русских, пойдет так на коленях к своему благодетелю? Я не слышал и не видал такого. А узбек от радости через весь церковный двор шел на коленях и плакал. Две технички во все глаза смотрели: — Да это тот самый узбек, который приводил сына! Что же он так плачет?.. Приполз он к батюшке Серафиму, падает ему в ножки, благодарит и дает тысячу рублей. В шестидесятые годы это были немалые деньги. — Я монах, — говорит отец Серафим, — мне деньги не нужны! Отнеси в любую мечеть, любому мулле отдай. — Нет, мулла мне не помог, мечеть не помогла. На, батюшка, тебе! — и положил деньги ему на стол. Но батюшка все равно не взял награды: — Не надо мне, я не за деньги молился, а ради Бога — потому что ты просил... Потом говорит: — Ну ладно, отнеси к нашему бухгалтеру Татьяне Александровне (она была тоже москвичкой, ссыльной), она возьмет твое пожертвование на храм Георгия Победоносца. А черный материал на подрясник, 5 метров, отец Серафим взял. Прощаясь со священником, тот узбек пообещал: — Пойду всем муллам расскажу — вот какая русская вера! Чуть позже он пригласил шестерых мулл, приехали они на двух машинах посмотреть на батюшку. Удивлялись. Батюшка был маленький, старенький, сгорбленный — ведь десять лет отсидел за веру... После этого чудесного исцеления узбеки — отец с сыном — стали в храм ходить и говорить: — Да, ваша вера — солнце, а наша вера — маленькая луна... 📖 Протоиерей Валентин Бирюков
1 год назад
Я есть Альфа и Омега. "Альфа" - это первая, а "омега" - последняя буква греческого алфавита. Но Христос говорил на арамейском. В арамейском, как и в древнееврейском первая буква א (алеф), а последняя ת (тав). Но что это меняет? Меняет многое. Есть одно слово в древнееврейском языке - "אֶמֶת" (эмэт), которое начинается (читается справа на лево) на "א" и заканчивается на "ת". Это слово "истина". Буква "алеф"- означает тельца, а буква "тав" - печать, знак. При этом "тав" в архаичной форме изображалась в виде креста. В древнееврейском предании есть мидраш, который говорит о том, что праведники получают на чело печать от Бога. Эта печать есть слово "истина" (אֶמֶת). Иногда это слово сокращается до буквы "ת", которая в архаичной форме изображается как крест. Поэтому, когда Христос говорит, что Он есть Альфа и Омега, Он говорит, что Он есть Истина, что Он есть "печать равнообразная, в Себе показуя Тя, Отца, Слово живое, Бог истинный, превечная Премудрость, Живот, Освящение, Сила, Свет истинный..." (анафора литургии Василия Великого). Протоиерей Сергей Рыбин
1 год назад
О том, что Господь Иисус Христос по плоти еврей.
"Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина" (Евр.7:14) "Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему" (2Тим.2:8) "Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его" (Деян.2:29-30) "Отринув его, поставил им царем Давида,...
1 год назад
«Иисус: Бог и человек. 1999» отзыв.
На днях посмотрел фильм о Христе «Иисус: Бог и человек». Мне фильм полюбился, и я решил рассказать своё впечатление. Режиссёр нам показывает непривычный образ Господа: Он здесь смеётся, танцует национальные танцы, плачет на похоронах Иосифа. В общем, показана человеческая природа Христа. Кажется, это нисколько не унижает фильма. Актёр Джереми Систо отлично сыграл Господа. Евангельские сцены В этом фильме почти дословно передаётся Евангельский сюжет, несмотря на некоторые художественные вымыслы, вроде любви Марии, сестры Лазаря, к Христу...
120 читали · 1 год назад
Прот. Валентин Асмус: «Появились сторонники перевода богослужебных книг на современный разговорный русский язык; они немногочисленны, но они очень крикливы, они пытаются мобилизовать себе в союзники так называемое общественное мнение, они пишут статейки в разных газетах и журналах и действительно создают впечатление, что стоит серьезная проблема. На самом деле такой серьезной проблемы нет, потому что большинство верующего народа приемлет наш церковный язык и "ничтоже вопреки глаголет". Народ любит этот язык, даже если не каждый его хорошо понимает; я вижу, как люди делают усилия, чтобы все лучше и лучше его усвоить. В наше время, слава Богу, есть и грамматики, и в большом числе издаются церковнославянские книги, так что есть возможности для углубления своих познаний в этом языке». На фото о. Георгий Кочетков
1 год назад