Здравствуйте, уважаемые родители маленьких и детей подросткового возраста! Сегодня я снова к вам, с психологическими рекомендациями, информацией о тревогах, тревожности, которые возникают у детей. Итак, тревога-это эпизодические проявления беспокойства и чаще всего связаны с будущими событиями, которые вероятнее всего несут определенную угрозу или опасность, а тревожность — это уже устойчивое состояние. Тревожность вызывает ощутимые телесные и эмоциональные реакции. Тревожностью можно считать индивидуальной психологической особенностью, которая определяется частыми переживаниями, цикличным состоянием тревоги, а взапущенном состоянии- паники и панические атаки. И чаще всего родители начинают обращаться к психологу когда видять телесные последствия тревоги. Повышенная детская тревожность-это самая популярная психологичсекая проблема у детей любого возраста. Что же может послужить тому, что у ребенка может появиться тревожность. Можно рассмотреть примерные причины ее повления: • переутомления и недосыпания; • ситуации нервного напряжения; • страх повторения какой-либо негативной ситуации; • внутренних конфликтов; • конфликтных ситуаций в семье, касающихся ребенка; • навязчивых мыслей; • буллинг в школе. Чем опасна повышенная тревожность у детей? Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими – ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний. Как распознать тревожность у детей разного возраста: возраст от 0 до 3-х лет: • Привязанность к близким больше, чем обычно; • Возврат к прежнему поведению (которое было в более раннем возрасте); • Изменения в режиме сна и приема пищи; • Повышенная раздражительность; • Повышенная гиперреактивность; • Страх; • Ребенок становиться более требовательным; • Учащаются более частый плач. Возраст от 4-х до 6-ти • Привязанность к своим близким больше, чем обычно; • Возврат к прежнему поведению (которое было в более раннем возрасте); • Изменения в режиме сна и приема пищи; • Повышенная раздражительность; • Снижение концентрации ; • Снижение активности или гиперреактивность; • Снижение интереса к игрушкам и играм; • Ребенок начинает брать на себя взрослые роли; • Ребенок перестает разговаривать; • Ребенок становится беспокойными или удрученным. Возраст от 7-12 лет • Ребенок становится замкнутым; • Часто заботится о других пострадавших; • Изменения в режиме сна и приема пищи; • Повышенное чувство страха; • Повышенная раздражительность; • Частое проявление агрессии; • Обеспокоенность; • Ухудшение памяти и концентрации; • Физические / психосоматические симптомы (болит живот, сердце, недомогания частые); • Ребенок часто рассказывает о событии или повторяет его в игре; • Он чувствует себя виноватым или винит себя. Возраст от 13-17 лет • Сильная печаль; • Чрезмерная забота о других; • Чувство вины и стыда; • Все более непокорный в отношении авторитетов; • Повышенная склонность к риску; • Агрессивность; • Саморазрушение; • Чувство безнадежности. Уважаемые родители, если вы заметили тревожащие симптомы у своих детей, то обращайтесь за помощью к специалистам, не затягивайте, так как эти симптомы могут уйти вглубь и стать хроническими. Мне как психологу часто приходиться работать с тревожностью, страхами у детей разного возраста. В своей работе я использую методы арт-терапии, как известно дети любят рисовать и так им легче говорить о своих проблемах, страхах, методом Десенсибилизации и переработки движением глаз (ДПДГ, англ. EMDR)-результат может быть после первого занятия, методами позитивной психотерапии, просмотром мультиков, чтением и сочинением историй, сказок, проигрыванием историй, работой с пластилином.
2 месяца назад