Найти тему
Заселение восточных земель, миссионерство, крестовые походы.
XII-XIII века были еще полны средневекового мракобесия, схоластической рутины, религиозного фанатизма. Католическая церковь в XII-XIIIвв. фактически безраздельно господствовала над умами и чувствами миллионов людей Европы. Под флагом защиты христианства в XIII в. родилась инквизиция- изощренный и страшный террор, спаливший в кострах и сгноивший в темницах сотни тысяч мучеников. Под тем же предлогом насаждалась беспощадная вражда между верующими: католиками и язычниками, между так называемыми еретиками и правоверными...
3 месяца назад
Боги и культовые обряды.
Очень почитали пруссы огонь. Еще в XIX в. на некоторых городищах Пруссии в праздник летнего солнцестояния зажигались огни. Средневековые хронисты обращали внимание на обряды, связывавшие пруссов с окружавшим их миром. "Они (пруссы) запрещают нам (христианам) приближаться к их священным рощам и источникам, ибо считают, что те становятся нечистыми от приближения христиан". "...Они (пруссы) всю природу почитали вместо Бога (Христа), а именно - солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не осмеливались в них рубить деревья или пахать или ловить рыбу"...
4 месяца назад
Прусские боги и культовые обряды. Российские языковеды В.Н. Топоров и Вяч. Вас Иванов составили на основе средневековых прусских легенд иерархию прусских богов. Самым главным и первым считался бог грома и молнии, Окопирмс, повелевающий всем. Был у него сын или младший брат Перкуно- посылающий на землю огненные стрелы. Высший слой богов составляли Потримпо (бог молодости, цветения, источников и рек), Аутримпо (бог моря, вместе с Потримпо восходящий к более древнему Тримпо повелевавшему водами) и длиннобородый бог Патолло (властитель смерти, старости, подземного царства, державший связь с более древним Бардойтом (бородатым)- богом кораблей). Среди подчиненных верхней триаде божеств, опекавших благополучие человека, были Пергрубиус (воплощение весны), Пушкайто (владыко земли), символом которого являлись бузина и рябина; врачующий бог Аушаутс, бог богатства Пильвисто. Три главных бога прусского пантеона- Перкуно, Потримпо и Патолло- были изображены на знамени Видевута, описанном в «Прусской хронике» (1526г.) На самом деле параметры полотнища (длина 5 локтей и ширина 3 локтя) указывает скорее на его применение в качестве ритуальной завесы части святилища. Сходные традиции оформления святынь известны и у поморских славян X-XI вв. Боги прусского мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными. Посредниками между ними и человеческим обществом считались, по-видимому, легендарные вожди пруссов Брутен и Видевут, основатели сакрализованной власти в междуречье Ногаты и Деймы, чьи парные каменные скульптуры устанавливались в XI-XII вв., выполняя охранительные функции на границах земли пруссов. Они же оберегали полевые злаки земледельцев от злого духа Курхе.
4 месяца назад
Трагическая судьба прусской культуры. До наших дней дошла легенда, в которой рассказывается о трагической судьбе прусской культуры. Пруссы имели свой фольклор, свое племенное единство, свой язык, своих богов, свою землю- все у них было. Но они не сумели противостоять натиску колонизаторов, владевших письменностью и более высоким уровнем культуры, и пруссы ассимилировались. Они начали говорить по-немецки, стали забывать свои песни и стали исчезать. И, пришел такой час, когда однажды откуда-то из глубин, из леса, пришел последний прусский поэт (сказатель) на рынок в город и пел прусские народные песни на прусском языке. Но его уже здесь никто не понимал. Естественно, никто и не слушал. Остановились только два подгулявших немецких рыцаря. Им казалось потешным, что так грустно поет прусский поэт. Они его послушали, а он пел про свой народ, реки, леса, птиц, женщин, богов- пел о своей любви к родной земле. И когда он окончил пение, немцы громко загоготали ему в лицо. А как вознаграждение сыпанули горсть пустых орехов- шелуху. Более высокая культура- это несомненно, благо для народа, стоящего ниже на ступенях развития, но когда ее внедрение сопровождается превращением его собственной культуры в шелуху, тем более уничтожением самого народа- это зло, с которым трудно примириться, а тем более оправдать его. Говоря о крестовых походах, в том числе в Пруссию, надо признать, что они поддерживались широкими массами бедного населения Европы. Вскормленные религией, христиане были готовы к войне. Особенно это касалось крестьян. Многие из них разоренные и ограбленные, уступив право собственности на свой земельный участок местному феодалу, попадали в тоже положение, что и их предшественники- римские колоны. Опутанные барщинными и оброчными повинностями, они искали покровительства сильного, обращая взоры в первую очередь в сторону церкви. «Европейская земля не в состоянии прокормить всех ее обитателей», - наставлял паству еще папа Урбан II после Клермонского собора, фактически освещая идею грабительских войн. Блаженный Урбан II — папа римский, возглавлявший католическую церковь с 1088 по 1099 годы. Одна из важнейших личностей Средневековья, оказавших большое влияние на развитие истории. Папа римский Урбан 2 запомнился как инициатор знаменитых Крестовых походов, которые на протяжении многих лет стали главной причиной противостояния мусульман и христиан. Крестовые походы под лозунгом борьбы с язычниками и другими неверными утверждались в качестве важной функции христианской жизни. Поэтому было бы ошибочным полагать, что крестовые походы, в том числе и в Пруссию, отражали только цели и интересы религиозных и светских верхов. Церковь и князья сумели придать своим агрессивным идеям форму всеобщности и всезначимости. Под их руководством «Христово воинство» свирепо расправлялось с «нечестивцами». Но как бы то ни было, крестовые походы являясь грандиозными колониально-религиозными экспедициями, составили эпоху в общечеловеческой истории. Они оказали большое влияние на ход исторического прогресса, и прежде всего хозяйственного развития , проложили новые связи международного общения. А образование орденского государства с его уникальной системой управления, быстрым его заселением и прогрессом экономики свидетельствовало о высоком жизненном потенциале немецкой нации, оживившей Европу. Пруссия стала важной частью общегерманской судьбы, первоосновой в формировании всего будущего облика немецкой государственности. Благодаря ей Германия, была втянута не только в польские и российские дела, но и в международные политические отношения, в свою очередь способствуя возвышению Австрийского дома. Но все это через кровь и человеческие страдания.
8 месяцев назад
Новые поселения и общины вокруг крепости Кенигсберг.
Как только была построена крепость Кенигсберг вокруг нее возникли поселки: Альтштадт, Кнайпхоф и Лебенихт, в которых проживали ремесленники, купцы, подмастерья и рыцари. Альтштадт- «старый город»-расположен южнее крепости и своим образованием обязан грамоте ландмейстера К. фон Тиренберга. Возведен в права города в январе 1286 года, а в феврале того же года был утвержден герб. На его серебряном поле изображена красная корона короля Чехии Пржемысла II. Внизу на красном фоне- крест Тевтонского ордена...
8 месяцев назад
Основание крепости Кенигсберг.
В сентябре 1255 года была основана крепость Кенигсберг. Именно в этом году были построены два деревянных блокгауза, в которых поселились рыцари-монахи. К числу самых первых построек, вблизи крепости, которые нам представляются достойными упоминания, можно отнести Штайндаммскую кирху и водяные мельницы. Штайндаммская кирха одна из самых древних церквей. Есть сведения, что еще в 1256 году на Штайдамме была открыта деревянная часовня святого Николая. В 1263 году было закончено строительство церкви из камня...
10 месяцев назад
История Светлогорска.
Раушен. Мельничный пруд. В далеком 1258 на месте модного курорта находился прусский поселок Русемотер, что означает «местечко погребов». После колонизации немецкими крестоносцами морского побережьяЮ название поселка изменили сначала в Раусе-мотер, потом – в Рауше-мотер, потом просто в Рауше и, наконец, в привычное для немецкого слуха- Раушен. Случайное совпадение слова «рауше» с немецким глаголом «раушен», что значит «шуметь», позволило связать название курорта с шумом морских волн… Поселок Раушен несколько веков оставался маленькой деревушкой с несколькими десятками жителей...
11 месяцев назад
Тевтонский орден- откуда взялся.
Власть императора в Священной Римской империи была незначительной. Вся страна была раздроблена на множество княжеств-государств. В таких-то вот условиях создавались благоприятные обстоятельства для образования духовно-рыцарских союзов. В Прибалтике значительное влияние приобрел Тевтонский орден. Полное его название «Орден госпиталя Пресвятой Девы Марии немецкого дома в Иерусалиме». Откуда же пошло наименование «Тевтонский»? Тевтонами назывались древние воинственные германские племена. Во втором...
1 год назад
Германия.
Вот мы и добрались до рассказа о стране, откуда стали вторгаться в Пруссию отряды немецких крестоносцев. Вначале о ее названии. У племени херусков был вождь по имени Арминий Германец (Герман Херуск). Родился он в 18 или 16 году до нашей эры. А умер в 19 или 21 году уже нашей эры. Его коварно убили свои же неблагодарные родственники, причем после того, как Арминий Германец одержал блистательную победу над вождем племени маркоманновМарбодом. Этот Марбод был, помимо прочего, союзник могучего Рима. И все же Арминий обессмертил себя не этой победой...
1 год назад
Польша. Южными соседями пруссов были поляки. Пруссо-польские отношения не менее интересны, чем пруссо-литовские. Конечно же, между пруссами и поляками существовали политические и торговые связи. Не случайно же, как я уже раньше рассказывала, польский князь выкупил у пруссов тело святого мученика Войтека-Адальберта. Впрочем, розовые отношения с пруссами частенько омрачались. Но давайте по порядку. Первый польский князь Мешко в 966 году принимает христианство и начинает обьединять польские земли. Это обьединение было завершено князем Болеславом I Храбрым, который в 1025 году стал первым польским королем. Вступивщий в правление страной малолетний претендент на корону Болеслав не разрешил противоречий. Желая заручиться поддержкой венгерского короля, по наущению матери, тринадцатилетний Болеслав обручился с пятилетней Кингой. Но брак этот никогда не стал фактическим. Прожив сорок лет вместе, князь и княгиня сохранили обед целомудрия. Их даже нарекли «Стыдливый» и «Благочестивая». Но вначале XII века Польша распалась на много мелких княжеств, отчаянно борющихся друг с другом за место под солнцем. Естественно, что такое положение в стране было на руку всем соседям. Польша не могла противостоять ни опустошительным набегам татарской конницы, ни защититься от вторжения прусских отрядов. Как ни прискорбно писать об этом, но приглашение рыцарей Тевтонского ордена, сделанное князем Конрадом Мазовецким, вначале даже встретило некоторую поддержку польских князей. И договор, который в 1226 году заключил с немецкими рыцарями князь Конрад, был поначалу принят в Польше доброжелательно. Это уж потом события повернулись совершенно не так, как хотелось бы Конраду Мазовецкому. И не спасло его то, что он официально никогда не отказывался от тех земель, которые жаловал рыцарям… Но обо всем этом мы поговорим дальше. Сей князь был женат на Агафье, дочери Владимиро-Волынского князя Святослава Игоревича. То есть она, Агафья, приходилась внучкой тому самому князю Игорю, о котором сложено «Слово о полку Игореве». Конрад Мазовецкий умер в 1247 году. Феодальная раздробленность Польши продолжалась, и лишь к концу XIII века князь Пшемысл II начинает удачный тур борьбы за обьединение польских земель. Столицей Польши с 1000 года был город Гнезно. На месте Варшавы тогда было лишь небольшое поселение, только в 1413 году Варшава стала столицей Мазовецкого княжества, а с 1596 года – столицей Польши.
1 год назад
Литва. Восточными соседями пруссов были родственные им племена аукштайтов, жемайтов и ятвягов. В V-VI веках из знати стали выбираться «старейшие» князья, имеющие право заключать договоры от имени всех. В начале XIII века «старшим» выдвинулся аукштайтский князь Миндовг (Миндаугас). Он возглавил народное восстание против немецких феодалов. Надо сказать, что Миндовг весьма успешно противостоял натиску немецких крестоносцев. В 1236 году под Шауляем он разгромил орден Меченосцев, так, что он перестал существовать. 13 июля 1260 года князь нанес чувствительное поражение войскам Ливонского и Тевтонского орденов у озера Дурбе. Пользуясь ослаблением Руси в период монголо-татарского ига, сумел захватить многие народы Беларуссии. Эти завоеванные земли назывались в XIII-XIV веках «Черная Русь». К этим временам относится основание крупных литовских городов. Вильнюс, Каунас, Мемель(ныне Клайпеда). Тема прусско-литовских отношений настолько широка, что имеет право на самостоятельное существование и не укладывается в несколько статей! Я не задавалась также целью выяснить тогдашние отношения между пруссами и литовцами, возможно, что они не всегда были безоблачными. Но, глядя на те времена из сегодняшних дней, мы можем только сожалеть, что родственные народы своевременно не обьединились и не дали достойного отпора рыцарям на прусской территории. Однако, история идет своим чередом и не зависит от наших сожалений и пожеланий.
1 год назад
В конце 890 года на балтийских морских берегах побывал купец и путешественник по имени Вульфстан из Шлезвига, расположенного на севере Германии. Сей бравый моряк, отправившись из местечка Гидабы, плыл семь дней и семь ночей до мало кому известного материка. По возвращении на родину он рассказал, что видел много городов и в каждом по королю, которые часто между собой воюют. В стране много меда, рабы и янтаря. Богачи пьют кобылье молоко, а бедняки мед. Особенно его поразил погребальный обряд. Умерших оставляют в доме иногда несколько месяцев. Родные и друзья это время проводят в играх и попойках, которые устраиваются за счет наследства. Затем тело несут на костер, что осталось из наследства разыгрывают между собой. Обряд захоронения совершал вайделот(жрец). Этому жрецу были преданы и живые и мертвые. Все они проходили через его дом, и поэтому близкие умершего приходили и спрашивали, не видел ли он их родственников, и вайделот  подробно описывал покойника, его одежду, лошадей, которых сожгли вместе с ним, и даже показывал дыру в стене, через которую душа отправилась в другой мир. Другой купец и путешественник описывает пруссов так: «славятся они храбростью, когда приходит к ним войско, то никто не ждет, чтобы к нему присоединился его товарищ, рубит своим мечом, пока не умрет». Еще одним свидетелем нравов и обычаев пруссов стал миссионер славянин Адальберт (Войтек). Он, если так можно выразиться, испытал их образ жизни на собственном опыте. Весной 997 года он прибыл в Польшу и оттуда с двумя попутчиками отправился в Пруссию. Пруссы были настроены враждебно. Что-то у Адальберта не сложилось в деле проповедования слова божьего. Либо он оказался никудышным оратором, либо местным жителям не понравился обряд крещения в ледяной воде, либо языческие жрецы опасались конкуренции. Вообщем, самый лютый из них, ударил Адальберта веслом по голове и стал кричать, чтобы они убирались. Три монаха отправились в путь, но их схватили. Через некоторое время пощадили и отпустили. А Адальберт был заколот копьем. Предполагают, что в 1039 году прах Адальберта был перевезен в Прагу. Смерть во славу господа принесла убиенному ореол святого мученика. А спустя почти тысячу лет, в начале XX века в Кенигсберге была построена церковь, названная именем святого Адальберта. Сие здание сохранилось, и желающие могут обозреть его в любое время суток на проспекте Победы, 35. Еще один борец с язычеством- Бруно фон Керфурт. Он отправился в Пруссию уже не с двумя, а с восемнадцатью спутниками. То ли ради любопытства или по другим, неизвестным нам причинам, но он избрал путь, пролегающий через Киевскую Русь. В Киеве путники наблюдали массовое выступление крестьян-общинников против феодалов и церкви. Бруно, кажется, пытался что-то сделать, но, не испытывая сочувствия ни к одной стороне, посчитал, что лучше удалиться в земли язычников. 14 февраля 1009 года Бруно и его спутники были убиты на земле пруссов. Затем был еще один миссионер по имени Христиан из померанского монастыря Оливи. Настроил церквей под покровительством папы римского. Но и его пруссы вместе с монахами, в 1224 году прогоняют в Польшу. Вот такие вот были пруссы, не позволяли на своей земле хозяйничать. "Очень человеколюбивыми и самоотверженными, которые всегда стремились на помощь к тем, кто подвергался опасности на море или нападению пиратов". Так по крайней мере писал северогерманский хронист Адам Бременский. К этому времени прусские племена обьединились в конфедерацию, состоящую из одиннадцати земель. тогда же стали складываться торговые отношения с Русью и Польшей. Но вот на прусских землях появились первые немецкие завоеватели. Их привел Герман Бальк и они уже не словом, а огнем и мечем стали насаждать в Пруссии христианство. Не волнуйтесь, до истории Кенигсберга мы доберемся немного позднее, а пока несколько слов о соседних государствах. В следующей статье я расскажу о варяжских странах.
1 год назад