Найти в Дзене
«Мифы Поволжья» — новинка в стиле научпоп от издательства «Манн, Иванов и Фербер» и по совместительству одна из интереснейших вещей, представленных на недавней ярмарке нон-фикшн. Книга поделена на главы в соответствии с народностями центральной полосы России: читатель узнает про культуру и мифологию марийцев, удмуртов, мордвы, чувашей, татар, башкир и калмыков. Особое внимание уделяется переходу от язычества к монотеистическим религиям. Нужно сказать, что у разных народностей такой переход происходил в разные промежутки времени, а кто-то и по сей день следует языческим традициям своих предков. Следует понимать, что монотеистическая религия в контексте народов Поволжья — не обязательно христианство. Татары, например, приняли ислам во времена Золотой Орды. Калмыки же и вовсе перешли сквозь христианство от язычества к политеистическому буддизму. Это, конечно, очень обобщенная формулировка, однако в самой книге подробно расписаны все «но» и «если». Буддизм в «Мифах Поволжья» — вообще отдельная тема. Отмечается, что по сути своей Будда не являлся божеством: он простой смертный, достигший, однако, высшей степени просветления. Именно поэтому язычникам было нетрудно принять его в свою систему верований — буддизм адаптивен, он не претендует на «абсолют». Собрали несколько интересных поверий из книги t.me/...ext
2 года назад
Японская проза XX века. “Догра Магра” Юмэно Кюсаку от издательства “Желтый двор”. «Случалось ли видеть кошмар, который казался реальным? А что, если бы ты не смог проснуться? Как бы ты узнал, что есть сон, а что реальность?» Несмотря на то, что вопросы, которые Морфеус задавал Нео носили риторический характер, герою фильма "Матрица" пришлось-таки искать на них ответ: от этого зависела его жизнь. С похожей проблемой сталкивается центральный персонаж романа "Догра Магра". Очнувшись в палате для душевнобольных, лишенный памяти молодой человек по крупицам восстанавливает свое прошлое. Чем больше герой узнает о себе, тем дальше оказывается от понимания того, кто он есть на самом деле. Ему удается выяснить, что он загадочным образом связан с двумя жестокими убийствами. Но кто же он? злодей? невольный свидетель? или жертва психологического эксперимента?
2 года назад
Про книгу "Остров обреченных" Стига Дагермана мне рассказали на выставке non/fiction сотрудники "Издательства Ивана Лимбаха". И рассказали достаточно интересно. В итоге — решил ее взять. О чем же она? Семь человек, переживших кораблекрушение, оказываются на необитаемом острове. Первая часть книги состоит из семи глав, в которых читатель знакомится с каждым из героев, с его потаенными страхами, болью и ранами. Наибольшего внимания заслуживают двое из них. Лука Эгмон — гуманист и романтик, рос под гнетом жестокосердного отца. Отец Луки, военный офицер, давал сыну очень суровые уроки воспитания, с детства приучая быть безразличным к боли и страданиям окружающих. За слезы при виде умирающей лошади, к примеру, Лука был наказан ударами плетью. Несмотря на это, именно Лука оказывается самым добрым и сострадательным из потерпевших кораблекрушение. Второй главный герой, Капитан, являет собой его полную противоположность. Человек военный до мозга костей, привыкший без колебаний исполнять приказы и убивать без промедления — не человек, а живая машина. На противоборстве Луки Эгмона и Капитана построен конфликт второй части произведения. После долгих блужданий по необитаемому острову наши герои набредают на огромную скалу. Лука Эгмон и Капитан решают изобразить на ней льва, чтобы таким образом оставить о себе память. В мыслях капитана лев — символ власти и насилия, поэтому ему важно изваять под его лапой человека. Для Луки же лев — олицетворение силы и свободы, а не тирании. Герой, как и автор романа, считает, что человек в равной степени способен на плохие и хорошие поступки, но он абсолютно не властен над тем, что выбрать, — добро или зло. Он лишь орудие в руках слепой судьбы. Капитан не хороший и не плохой человек, считает Лука. Капитан пустой. И это самое страшное. Он лишь винтик, представитель власти. Он служит одной из множества безликих и могущественных организаций, подчиняющих людей своей воле, толкающих на бесчеловечные поступки. Написанный всего за две недели роман похож на путанную многоголосую исповедь. Остров здесь не точка на карте, а ирреальное место вне времени и пространства. В нем находит приют группа одиноких людей, преследуемых своими страхами, чувством вины. Смерть для них не трагедия, а единственный путь к спасению. Уцелевшие неуклонно движутся навстречу собственной гибели. Как отмечает дочь писателя, "Остров обреченных" — это роман-аллегория. Шокированный ужасами Второй мировой войны, Дагерман не торопится обвинять немцев в военных преступлениях. Корень зла, по мнению автора, лежит в безликости и могуществе организаций, лишающих людей индивидуальности и остатков человечности…
2 года назад