Найти в Дзене
События Рождества Христова, которые мы вспоминаем в эти дни, помимо доброй радости, рецепт которой трудно описать - тут и просто радость о рождении новой жизни в мир, и снежный зимний вечер, и украшенная ель, и, конечно же, надежда на Спасение, появившаяся с приходом Христа в мир - содержат немало глубоких смыслов, которые, может быть, Господь хочет донести до нас. Ветхозаветное иудейское общество жило надеждой на пришествие Мессии. Это отражалось во всех сферах жизни; так, закон ужичества (когда брат брал замуж бездетную вдову своего брата, и родившиеся после этого дети считались детьми именно умершего брата) имел отчасти свой внутренний смысл как раз в ожидании Мессии, чтобы как можно больше людей имели надежду на то, что в их потомстве родится Спаситель. И, конечно же, в иудейском обществе были "профессиональные верующие" - книжники и фарисеи, помимо установленных групп из народа, задействованных непосредственно в богослужениях. Именно они сконцентрировали в своих руках дидактику ветхозаветной религии; они умели читать Писания, толковали их людям, давали пояснения и комментарии, как лучше исполнять все предписания. Закономерно, что именно эта группа людей должна была первой узнать о пришествии Христа в мир и максимально распространить эту благую весть - ведь в их руках были все инструменты познания и научения. Однако все оказалось наоборот; ревнители религиозного благочестия не только полностью "пропустили вспышку", но и центром своей деятельности позже сделали противоборство с Христом. Как бы в насмешку над всеми схемами и конструкциями людей в отношении Бога Он рассказывает человечеству о долгожданном пришествии Мессии в мир через неграмотных пастухов и составителей гороскопов - именно им было дано Откровение, приведшее тех к яслям с Богомладенцем. Возможно, что это очень контрастное напоминание о том, что Бог как ветер - дышит, где хочет (Ин. 3:8), и в полной мере свободен от тех рамок, которые Ему старательно выстраивают люди. С Рождеством Христовым! 🌟
1 год назад
В сегодняшнем Евангелии Спаситель предупреждает Своих последователей о том, что, по большому счету, в земной жизни их не ожидает ничего хорошего - предательство близкими и родными, преследования властями, физические притеснения и даже смерть. Не так, что это - что-то новое в жизни человечества, но здесь Христос связывает эти неприятности именно со следованием людей за Ним. Вглядываясь в историю существования христианства на протяжении двух тысяч лет, мы вспоминаем эпизодические массовые гонения на следовавших за Христом людей. Но бОльшую часть времени все мирно сосуществовали в окружающем мире, и сейчас нам может быть трудно представить то, что если человек называет себя христианином, он подвергнется за это перечисленным выше скорбям и прещениям. Возможно, что все дело в том, что сложные время уходят и приходят. Но есть и другой вариант - для христиан всегда сложные времена, и все дело в выборе - адаптироваться под это время, закрыв глаза на что-то или сместив фокус на доступное поле деятельности, или же пойти предначертанным Христом путем, сохранив при этом свою христианскую идентичность. Сегодня Церковь совершает память святителя Амвросия Медиоланского (Миланского). А ещё преподобномучеников Сергия Гальковского, Андроника Барсукова, священномученика Антония Попова и с ними ещё 9 новомучеников. Вне зависимости от того, знаем ли мы их жизнеописание (как святителя Амвросия), или нет, можно сказать точно - эти люди, каждый в свое время и на своём пути, не шли на компромиссы со своей христианской совестью и, когда это было нужно им как следующим за Христом, оказывались на Его стороне, а не на стороне большинства, силы и могущества. Даже если мы сами не находим в себе решимости и сил поступать так, из их жизни мы видим, что это хотя бы возможно.
1 год назад
Самое интересное в повествовании о милосердном самарянине - то, как Спаситель отвечает на вопрос законника о критерии "ближнего". Вопрос вполне логичный. Мы не можем характеризовать человека по какому-либо признаку, если не обладаем критериями для этого. Москвич - значит тот, кто живёт на постоянной основе в этом городе, партийный - кто получил билет и платит взносы, и так далее. Но Христос нередко отвечал на поставленные вопросы совсем не так, как предполагали слушатели; предположу что этим Он показывал, что сам вопрос задан неверно. Так и в этом случае; в самом вопросе предполагается, что большинство людей окажется не ближними, а значит, их не нужно будет любить. Поэтому Христос, завершая притчу, спрашивает не "кому из этих троих пострадавший от разбойников был ближним" - ведь тогда все, прошедшие мимо, поступили правильно, подошёл лишь тот, кому несчастный был ближним по какой-то причине. Наоборот; "кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?" Спаситель предлагает каждому считать себя ближним по отношению к другому человеку и соответственно с этим поступать.
1 год назад
Собор Архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных
Сегодня день памяти архистратига (с греч. "главнокомандующий") Михаила и всех бесплотных небесных сил. Наверное, ангелы - одна из самых больших тайн в жизни верующего человека. Священное Писание не даёт нам никакого систематического взгляда на этих существ - в Ветхом Завете можно лишь видеть, как они посылаются Богом с определённой миссией к людям. Евангелие, начинаясь с благовестия о пришествии в мир Христа через Марию, также содержит в себе обрывочные сведения об ангелах. Немного уточнений есть в апостольских посланиях, но в основном - чтобы на фоне ангелов свидетельствовать о Христе. 🧐Наш...
1 год назад
О гадаринском бесноватом
Сегодня на литургии читался открыток Лк. 8:26-39. Если брать зрелищную сторону описываемых в чтении событий, то конечно же больше всего внимания привлечёт гибель огромного стада свиней в Тивериадском озере. Для человека того времени и местности экономическим активом был не банковский счёт или объем квадратных метров, а стада животных (вспомним, что было отобрано как ценность у Иова, и на чем разбогател Иаков, будучи в найме у Лавана), и их одномоментная гибель была сродни локальному экономическому кризису части населения. Но с точки зрения сотериологии центральным эпизодом будет, конечно же, просьба жителей Гадары к Иисусу покинуть их местность...
1 год назад
В день, когда празднуется Рождество Богородицы, мы слышим слова из тропаря этому празднику - "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш". Данная метафора относительно Христа неслучайна - в эти дни (21-23 сентября) - люди тысячелетиями наблюдали осеннее равноденствие. Актуализация явлений и сил природы для древних людей были так же важны, как для нас курс валюты, горячая вода в кране и наличие привычных продуктов на полках. И в этом - когда важное житейское наполняется новым, божественным смыслом - чувствуется подлинность. У нас есть большая тяга к тому, чтобы попытаться найти Бога в прошлом. Пустынные подвижники, молитвы и аскетические тексты, составленные в первом тысячелетии, древние монастыри и храмы - это то, с чем мы ассоциируем построение своих отношений с Богом. И ничего, что живёшь не в пустыне и вдали от руин первых монастырей, плохо понимаешь язык аскетических книг и не можешь искренне прочитать древнюю молитву с перечислением каких-то грехов просто потому, что они могут быть не актуальны для тебя... "Несчастные" христиане первых веков не имели всего этого. Но зато у них был прекрасный повод впустить Бога в свою обыденную жизнь, где все - урожай, погода, происходящие события и смена времен года - может быть посвящено Ему. В этом - жизнь, а не оглядка на туман прошедшего.
1 год назад
Сегодняшнее евангельское чтение (Мк.6:1-7) примечательно, в первую очередь, тем, что прямо говорится о невозможности Богом совершить чудо по причине отсутствия веры в это у людей (стихи 5-6). И наоборот - чуть ранее, в 5 главе, приводятся два чуда - исцеление страдавшей кровотечением женщины и исцеление девочки, которую считали умершей. В обоих случаях залогом исцеления была вера - Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. (Мк.5:34); Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. (Мк.5:36). Если спросить каждого из нас, то наверняка мы вполне честно сможем сказать, что обладаем верой в Бога. Мы убеждены в существовании Бога, знаем Символ веры, а может даже изложим при необходимости его смысловую часть. Но из опыта можно сказать, что в течение нашей жизни, а особенно во время каких-то испытаний и неприятностей, вере в Бога отводится уж точно не первостепенная роль. Как много всего может быть внутри в такие моменты - обида, злость, поиск крайнего. В этом немало справедливого человеческого, но почти нет живой веры в Бога. На сколько другой будет наша жизнь, наше понимание себя в ней и людей вокруг, если в таких ситуациях будет больше веры в Бога? Не сведенной к догматам, формулам и схемам, а живой. "Господь, как бы ни было мне сейчас, я знаю, что Ты - рядом. Я не плыву по случайному потоку жизни, где все - лишь хаос и череда случайностей, а иду по тому пути, который, по Твоей воле, сможет помочь мне лучше исполнить Твой замысел обо мне. Человек, который рядом со мной - Твой образ и Твоё чадо, а не мой враг и моя проблема. Если я ошибся - я хочу с Твоей помощью распутать эту цепь событий, чтобы не попадать в неё вновь. Если я невиновен - помоги понять, какой урок жизни мне нужно извлечь, что нужно пересмотреть и увидеть нового в себе".
1 год назад
Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3)
Призыв быть ребёнком может показаться нам абстрактным. Чего Спаситель хочет от нас? Детство, помимо прочего - это физическая слабость, зависимость от других людей, непонимание многих процессов. Если ребёнку повезло с семьёй, то эти факторы не будут восприниматься в негативном ключе, однако... Чего же хочет от нас Спаситель? У детей есть одно несомненное преимущество и достоинство перед взрослыми - они гораздо лучше ощущают свои эмоции. Если ребёнок расстроен - это легко заметить, обижен - ощутишь это на себе. Ну и радость более полная, конечно же. Они не стесняются проявлять свои эмоции, какими бы те ни были...
1 год назад
Пророк Илия
Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! (3-я Царств 17:1; 18:15) Именно этими словами, запечатленными неоднократно в тексте Писания, пророк Илия начинал свою речь - либо о том, что определил Бог, либо о том, что намеревался сделать сам. Нам, конечно же, в первую очередь бросаются в глаза события, связанные с этим человеком. Воскрешение умершего мальчика. 3,5 года засухи на огромной территории по его слову, огонь с неба на жертву в противовес никчёмным жрецам Ваала, целый день прыгавшим перед своим жертвенником и коловшим себя до крови, чтобы быть услышанными. Собственноручное умерщвление потом этих жрецов (850 человек)...
1 год назад
На литургии сегодня вспоминали насыщение тысяч пятью хлебами и двумя рыбами (Мф. 14:14-22) Этот эпизод описан у всех евангелистов, и у Марка с Лукой мы видим, что чудо было совершено после бесед с людьми о Царстве Божием и исцелений (Мк. 6:34, Лк. 9:11) Мы нередко противопоставляем свою жизнь с Богом и свою обычную жизнь. Есть ли Ему место в рабочей суете, встречах с прохожими, внезапно испортившейся погоде, заставшей тебя без зонта, приёмах пищи? То ли дело вычитывание по молитвослову и регламентное посещение богослужения. А между тем Иисус Христос продемонстрировал, что не противопоставляет проповедь Царства Божия и исцеление обыкновенной жизни человека, в которой есть, например, усталость и голод. Он пришёл и в эту часть их жизни. Может и нам не стоит искать Его только в регламентных действиях? Как много бы мы не теряли, делая все обстоятельства и необходимости жизни поводом для общения с Ним и созерцания Его присутствия?
1 год назад
Сегодня на литургии читали Мф. 16:20-24
Слова отвергнись себя могут быть поняты нами как призыв к саморазрушению. В этом что-то есть (иначе бы этот путь не был привлекателен для миллионов людей, реализующих его через самые разные схемы - от аскезы ради аскезы до беспорядочных связей), но целостное восприятие этого отрывка может подсказать, что речь здесь о другом. Эти слова были сказаны Спасителем после призыва Петра избежать будущих крестных страданий. Но каким бы был Бог, если бы Он, предположим, решил отказаться от пути спасения человечества через Крест? Одно можно сказать точно - тогда мы бы не смогли увидеть Его полноту любви....
1 год назад
Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10:37)
Отношения с другими людьми - одна из самых сложных вещей в жизни, во многом благодя тому, что эта сфера позволяет взглянуть на себя (если человек, конечно, хочет этого). Обычно неудачи в выстраивании отношений мы списываем на волю случая или проблемы в другом человеке. И именно поэтому мы можем воодушевиться, когда услышим слова Спасителя, что оказывается и не нужно (наше прочтение) любить других людей - самое главное любить Бога, по Его же словам. Однако это будет всего лишь отголосок того, что есть в нас самих. Мы на самом деле очень редко подлинно любим других людей, и именно об этом говорит Христос...
1 год назад