Что нового в октябре, когда мы почти добрались до уютных вечеров с пледом, зефирками и кино? В кина не будет, потому что я в процессе большой исследовательской работы. Даже не могу сказать, то ли это я исследую, то ли меня, а может и все сразу. Начнем с начала времен. Все сюжеты, что есть в нашем распоряжении - конечны. Все строятся по одним и тем же канонам и традициям, меняются лишь декорации и последовательности этих сюжетов, как карты в колоде тасуются. За абзац выше я попросила премию "Как объяснить теорию литературы в одном предложении", можно не Нобелевскую, а что попроще. Так как миф первичен, все линии, герои, протагонисты и антагонисты, в общем все, что мы имеем в художественном литературном произведении по тому, как миф нам завещал. В связи с этим выходит несколько казусов. 1. Одни и те же сюжеты повторяются вновь и вновь. Герои всегда герои, злодеи всегда злодеи, меняются только условия. Сегодня мы не пишем роман про гладиаторов, сегодня мы снимаем кино про бандитский Петербург. В целом история одна и та же, есть герои, антагонисты, есть условия задачи. Разные только декорации, но идея противостояния одна. Мужики что-то там не поделили, а потом разбираются, лес рубят, щепки летят. Друг друга убивают, а героини плачут и хоронят их. Здесь возникает так называемая проблема памяти, сотни лет сюжет не меняется, что просто укладывается в разные культурные традиции и дальше себе спокойно существует на радость продюсерам и бюджету, потому что истории всегда проходные вроде бы, но не очень реальные. Короче, обозначим это как привычка. 2. Именно эта привычка никак не соотносится с реальностью и вот почему. Все мифы, волшебные сказки и народный фольклор разных народов пронизан жестокостью к человеку. Имя этому человеку - ЖЕНЩИНА. Именно она выступает гореполучателем. Она либо обманута, ее хотят убить/изнасиловать, убивают ее детей/мужа/мать/родных и она вынуждена справляться. В итоге у нас получается такая страдалица, хотя она даже на стрелку с мужиками не ходила и ничего не требовала. НО! Случилась культура отмена и открыла этот ящик, который я сейчас перевожу на простой язык. Именно культура отмены сегодня и движение за права женщина во второй половине 20 века позволили переосмыслить эти каноны. Женщина была невидимка, спутница героя, в тени героя, мы ее знаем только через связь с героем, она какая-то часть его. Роскошный разбор на эту тему есть в книге Марии Татар "Тысячеликая героиня", где она препарирует историю Одиссея и Пенелопы. Так вот #metoo, борьба за права женщин, культура отмены породили такое прекрасное литературное течение, когда авторка пишет от имени героини, например, от имени Пенелопы. Когда история жены, сидящей дома 20 лет в ожидании мужа, становится главной, а Одиссей становится человеком, а не полубогом, как принято к нему относится. При этом Пенелопа не святая женщина, под ее крышей также происходит насилие, служанок совращают ее же гости, она это знает и закрывает глаза. Короче, получается очень интересно. Тенденция классная, в книге еще много написано про войны, которые так необходимы мужчинам древнегреческим и не только, и так противны женщинам.
1 год назад