Изменить прошлое Рецензия на книгу Таисии Вечериной и Лолы Звонаревой «Труды и дни Риммы Казаковой: «Отечество, работа, любовь…» В39 Вечерина Т., Звонарева Л. Труды и дни Риммы Казаковой: «Отечество, работа и любовь…» - М.: «Academia», ИЦ «Вест-Консалтинг», 2018. – 344с., ил. ISBN 978-5-91865-503-0 Издание посвящено жизни и творчеству известной в прошлом в табели о литературном ранге, но также востребованной и сегодня, русской писательницы, входящей даже после своей кончины в число наиболее любимых отечественных авторов. Если о живших с ней рядом поэтах – Андрее Вознесенском, Евгении Евтушенко, Булате Окуджаве и Белле Ахмадуллиной – выпущено множество монографий и биографических исследований, то творчество божественной Риммы изучено пока недостаточно. Многожанровый поэтический и песенный потенциал, напряженный ритм созидательной жизни заслуживает внимания самых пытливых и амбициозных литературоведов. Авторы книги славятся своей компетентностью, о чем свидетельствует напряженная совместная работа в Союзе Писателей Москвы с поэтессой Лолы Звонаревой и теплая дружба в течение всей жизни с Риммой Казаковой и сохранение архивных документов Таисией Вечериной. Авторам удалось четко подобраться к возвышенной истине литературоведческого труда, за что мы им всецело благодарны, посмотрите, какая точная цитата Казаковой: «Когда у меня на какое-то время пропадает вдохновение, я иногда смотрю на свои стихи, которые я сочинила, и удивляюсь: неужели это я сочинила? И не понимаю, почему это именно у меня, у такого вроде бы обычного среднего человека, рождаются такие красивые строчки. Откуда они берутся? ...возникает ощущение, что они посылаются мне откуда-то свыше, что так задумано кем-то, Творцом или природой… и что мы, поэты, как можем, участвуем в создании того, что есть духовная жизнь человека, и как-то влияем на нее своим творчеством. Талант – удивительная загадка. Свыше тебя осеняет, а потом и вспомнить не можешь, как это было. Стихи – нечто почти биологическое. Что-то происходит, и хочется это запечатлеть в строчках» Яркие образы книги способно зажечь не одну страстную душу в поисках священного Грааля: «Поэт Роберт Винонен точно заметил:» «Все происходящее на земле поэзия переводит в боль и радость испытанного лично. И наоборот – пережитое у подлинного поэта становится частью всечеловеческого опыта, касается многих…». Суть творчества Казаковой, её характер можно прокомментировать, опираясь на мысль Блока «о неполноте пессимистического мироощущения – равно как и оптимистического. Лишь их слияние дает единственно глубокое мировоззрение, необходимое художнику, - трагическое». Спасибо поэтессе за талант, она открывает нам безграничные высоты не только поэзии, но и жизни, особенно духа и души: «Казакова постоянно размышляла о трагическом пути творца: «Хоть зла судьба к поэту, хоть добра, его душа = не перекати –поле. Поэтам подобает худоба: сгорают углеводы в топках боли». «Писательница постоянно подчеркивала: у нее – замечательные учителя, а она прилежная ученица. «Мне вообще везло, - говорила она, - меня ругали хорошие и талантливые люди». Ещё бы! Её наставниками были Михаил Светлов, Ярослав Смеляков, Михаил Луконин, Сергей Орлов, Михаил Дудин, Александр Твардовский, Константин Симонов… Примечательно стихотворение Казаковой, посвященное Михаилу Луконину: «… Сказал неумолимо – как отрезал, что книгу назвала неинтересно. «А эти вот стишки – ни к чёрту вовсе…» Мне было в эту пору двадцать восемь. Не зло звучало это и не чёрство, а это мной, моей судьбой болело то самое и братство и отцовство, что стать такой, как стала – повелело». Луконин первый редактор Казаковой» - об этом, с моей точки зрения, полезно помнить начинающим авторам - ругают, значит верят в ваш творческий рост . Интересна для вдумчивых читателей хронология творческой и общественной деятельности Риммы Федоровной Казаковой, собранное авторами с любовью, с рождения в 1932 году в Севастополе по 2008 год , скорбный день 22 мая с отпевания в московском храме Святых Космы и Дамиана в Шубине и гражданской панихиды в Большом зале ЦДЛ до похорон.
2 года назад