Найти в Дзене
Кидд Монк – «Тайная жизнь пчел» (2002). Зацепки: принятие себя, прощение, расовое неравенство. 1964 год, США. 14-летняя Лили сбегает от отца и правды, что он рассказал о ее погибшей матери, вместе с темнокожей Розалин, которая работала у них, а сейчас несправедливо находится под арестом. В книге есть тайна – смерть матери героини, есть канва – расовое неравенство, есть бунт – против тирана-отца и правды, есть путь – буквальный и фигуральный. Иногда дорогу нужно преодолеть ногами, чтобы увидеть и услышать самому. А иногда нужно прошагать ментально бесчисленное количество мыслей, испытать множество чувств, чтобы понять, простить и принять. А причем здесь собственно пчелы? Кроме обыденных трактовок пчелы, как символа мудрости, трудолюбия и порядка, в некоторых традициях она еще и символ души, смерти и возрождения. Поэтому, когда Лили и Розали находят новое пристанище, параллель улья с укладом, религией и бытом «новой семьи» более чем очевидна. Мне понравились женское единство и поддержка, которые Лили обрела сначала в окружающих ее женщинах, а потом и в себе. «Я собиралась сказать немного иначе: проблема в том, что они понимают, что́ важно, но не делают выбор в пользу важного. Понимаешь, насколько это трудно, Лили? Я люблю Мэй, но мне все равно было очень трудно выбрать «карибский розовый». Труднее всего на свете выбирать то, что имеет значение».
1 год назад
Роберт Колкер – «Что-то не так с Гэлвинами» (2020). Зацепки: шизофрения, реальная история «идеальной семьи, разрушенной безумием», история изучения шизофрении. Американская семья, в которой 6 из 12 детей сходят с ума. Это, как если бы вы видели фасад прекрасного дома, но внутри него с каждой открытой дверью вываливался очередной скелет. Книга хороша тем, что описания жизни Гэлвинов весьма художественные - отношения в семье, ссоры, наркотики, абьюз, психическое и физическое насилие, смерть… Больше всего меня впечатлили здоровые дети семьи: их мироощущение рядом с психически нездоровыми братьями в период детства и отрочества, затем неустанные попытки примирится с прошлым в зрелом возрасте. Каждый справлялся как мог. За всеми описаниями мне понравились психологические разборы некоторых членов семьи. Отдельно тема родителей держит в напряжении: их ответственности за происходящее, их отношение к здоровым и нездоровым детям, как они это себе объясняли / переживали / справлялись. В то же время изучение шизофрении не менее захватывает внимание, особенно клинические случаи. Эта история чередуется с главами о семье и однажды Гэлвины становятся одними из значимых участников исследований генетиков и психиатров. Это было увлекательно и познавательно. «На примере своих родных Линдси смогла убедиться в замечательной способности каждого человека формировать собственное представление о действительности невзирая на факты. Человек может всю жизнь жить в собственном мире и чувствовать себя вполне комфортно. Он может отказываться признавать другие представления о действительности, но это не делает их несуществующими. В таком ключе она размышляла не только о больных братьях, а обо всех, в том числе о матери и о самой себе».
1 год назад
Диана Сеттерфилд – «Пока течет река» (2018) Зацепки: Сказочное повествование, «каминное» чтение Повествование закручивается, когда в трактир «Лебедь» на берегу Темзы врывается раненый человек с мертвой девочкой на руках, которая потом… оживает. И это в день зимнего солнцестояния - в самую темную и длинную ночь в году. Впечатлительные впечатляются, рассудительные рассуждают, безразличных нет. Тайна появления и воскрешения этой девочки будоражит каждого, как и главный вопрос: кто она такая? Девочку могут опознать три совершенно независимые друг от друга группы людей: она и похищенная два года назад дочь состоятельной семьи, и внебрачная внучка фермера, и сестра экономки пастора. Довольно противоречиво для одной персоны быть сразу всеми…или может никем из них? Мне книга понравилась. Уютная. Сказочная. Есть в ней и плавность, есть и пороги, предложения текут, слова журчат. История - как река: она течет и питает умы и сердца людей. Этому не будет конца, потому что сколько людей, столько и историй. «Лич, Колн и Черн начинаются в разных местах и по отдельности преодолевают путь до слияния с Темзой. Примерно так же Воганы, Армстронги и Лили Уайт имели свои собственные, отдельные истории в годы и дни до того, как они стали частями данного повествования. Но это произошло, и теперь пора рассказать о слиянии этих притоков с главным руслом».
2 года назад
Джонатан Сафран Фоер – «Жутко громко и запредельно близко» (2005). Зацепки: 11.09.2001, поиск, поддержка. Человеку нужен человек. Родственная душа. Единомышленник. Любовь всей жизни. Неважно, как вы это назовете. Вы можете искать и не знать, кого ищите. Можете искать и знать кого. А можете искать кого-то, кто всегда и так было рядом. В этой истории все герои ищут. На первый взгляд эта книга - хаотичные мысли героев. Но это быстро пройдет, потому что интуитивно вы приспособитесь к повествованию и вам откроется «узнавание». Есть книги от первого лица, когда ты читаешь точно чужой дневник. А эта книга такая, будто читаешь написанное своей рукой. И вы можете не быть в восторге от Стивена Хоккинга или не питать слабость к французскому, но вы определённо тесно завяжитесь с Оскаром и другими героями. Читая, вы будете чувствовать. Потому что как вам рассказать, что чувствуешь, если тебе 9 лет, твой отец год назад погиб в теракте, а недавно ты в его кладовке нашел ключ и газету с выделенной маркером фразой «Не прекращай поиски». Как объяснить, что чувствуешь, если ты много лет любишь человека, который живет только памятью о твоей умершей сестре. Или, как описать, что чувствуешь, если в юности стал свидетелем бомбежки и смерти своих близких, а после перестал разговаривать на весь остаток жизни. Я люблю такие книги: когда, казалось бы, ты шел по сюжету прямо, а он все это время плавненько сворачивал и оказалось дорожка-то в круг была. Каждый герой делает свой круг, чтоб выйти на новый виток. «Можно простить уход, но как простить возвращение?».
2 года назад
Дейл Карнеги – «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» (1937). Зацепки: актуально, обилие примеров, книга действий. Это не просто свод принципов по эффективной коммуникации. Это учебник. Проблемы с коммуникацией есть у всех, но не все умеют их решать так, чтобы в конце сердечно хлопнуть по рукам, а не кинуться с кулаками. Если кратко, то вы узнаете, как успешно взаимодействовать с людьми, как их понимать, как им нравиться, как убедить оппонентов в верности вашей точки зрения или укрепить позиции с уже лояльным окружением. Это вкратце и довольно сдержано, но самое большое достояние этой книги – это обилие примеров, реальных историй из жизни обычных людей. А иногда и необычных. Я люблю примеры, потому что они меня равняют с теми, кто делится опытом. Более того, когда сухо дают теорию, или в каком-нибудь романе лаконично сообщают, что «она была красива» — это всегда половина понимания. Я охотнее соглашусь, если мне расскажут о практике или уточнят, что «она была так красива, что, проходя мимо мужчин, слышала, как хрустят их шеи». Хочу отметить «живое» изложение: вы читаете, но постепенно создается впечатление беседы с автором. Причем собеседник вам импонирует, вы проникаетесь к нему уважением, вам интересно это общение. И тогда ваша «беседа» сама по себе уже критерий, что книга «рабочая», раз вы попади под влияние Карнеги. «Умение общаться с людьми – это такой же товар, как сахар или кофе. И я буду платить за него больше, чем за что-либо другое на свете» - Джен Д. Рокфеллер. 
2 года назад
Хилари Мантел - «Волчий зал» (2010), «Внесите тела» (2012), «Зеркало и свет» (2020). Зацепки: человеческая натура, история, стиль повествования. Я люблю хорошую историю. «Хорошая» история у каждого своя, но это никогда не учебник по истории со своими унылыми фактами, где еле-еле предполагаема человеческая составляющая: глубокое чувство, порыв, мучительные терзания и вот это вот все, что делает людей людьми, а не персонами. Трилогия Хилари Мантел о Томасе Кромвеле – это возможная жизнь, где есть историческая достоверность. Не все доподлинно известно о Кромвеле и уж тем более, никто не сможет пересказать все полушепоты за закрытыми дверями того времени. Но все так убедительно, что, читая ради развлечения, невольно выучишь историю. Эта трилогия о человеке, который будучи сыном кузнеца, стал государственным деятелем. Эта трилогия о стране, где чувства стали причиной начала реформации. Эта трилогия, которая уже полюбилась многим и заслужила несколько наград, в том числе и Букеровскую премию. Дважды. «Сначала ты ждешь Букеровской премии 20 лет, а потом получаешь сразу две. Я хорошо понимаю, что это невероятная удача для меня — стоять здесь. Мне очень повезло. Но сейчас передо мной стоит сложная задача — написать третью часть. Я, конечно, уже не рассчитываю стоять на этой сцене еще раз, но рассматриваю премию как знак доверия» - Хилари Мантел (2012).
2 года назад