Найти в Дзене
Папу Формоза предали суду, предварительно эксгумировав. В январе 897 года папа Стефан VI решил обвинить своего предшественника, Формоза, в ереси. Это был самый популярный в Риме способ убрать неугодного иерарха — назвать еретиком и предать анафеме. Что‑то вроде «культуры отмены», только для римских пап. Дело в том, что Формоз помазал на царствование Священной Римской империей не того человека — Арнульфа Каринтийского из Каролингов. После того как недолго поимператорствовавшего Арнульфа разбил паралич, на титул стал претендовать другой король — Ламберт Сполетский. Решение Формоза срочно потребовалось отменить в судебном порядке, сделав вид, что это и не папа вовсе, а предатель церкви. И не имеет значения, кого он там помазал. Наличествовала, правда, одна загвоздка: Формоз благополучно умер за девять месяцев до начала заседания, поэтому прибыть на суд, что вполне ожидаемо, не мог. Но факт смерти подсудимого не остановил машину правосудия. Порядком разложившийся труп вытащили из усыпальницы, протащили по улицам волоком, доставили в Латеранскую базилику, нарядили в папские одежды и посадили на трон. Папа Стефан обвинил труп в лжесвидетельстве, нарушении канонического права и незаконном присвоении титула епископа и начал допрос. Отвечал, естественно, не сам Формоз, а спрятавшийся за спинкой трона дьякон, подражавший голосу усопшего. По итогам заседания труп признали виновным, объявили все его решения, в том числе и помазание Арнульфа, ничтожными, отрубили ему три пальца (которые при жизни он использовал для благословлений), сорвали с него папское облачение и закопали на кладбище для черни. На этом приключения Формоза не закончились. Его снова эксгумировали — видимо, гробокопатели, рассчитывавшие чем‑нибудь поживиться. Но поскольку отлучённого от церкви папу зарыли без каких‑либо почестей, грабители не нашли ничего ценного, привязали к трупу груз и выбросили в реку Тибр. Латеранская базилика Латеранская базилика. Изображение: Livioandronico2013 / Wikimedia Commons Покойный экс‑папа всплыл, его нашли рыбаки и, по словам историка Лиутпранда Кремонского, доставили в церковь блаженного князя апостолов Петра. Там останки Формоза, по слухам, начали творить чудесные исцеления. Кроме того, припомнили, что во время «Трупного синода» случилось землетрясение, повредившее Латеранский храм, что ещё больше убедило чернь в святости Формоза. Немного позже новый папа, Иоанн IX, восстановил Формоза в правах, захоронил его в папской усыпальнице с почестями и запретил впредь осуществлять судебный процесс над мёртвыми. А ещё спустя некоторое время очередной папа, Сергий III, отменил это решение и снова объявил Формоза еретиком, а на могиле Стефана VI повелел оставить надпись, какой тот молодец, что Формоза разоблачил. Правда, в третий раз бедолагу решили не эксгумировать, и он остался покоиться в базилике Святого Петра.
1 год назад
60 дворян Священной Римской империи утонули в фекалиях в Эрфурте. Как‑то раз два влиятельных джентльмена, Людовик III, ландграф Тюрингии, и архиепископ Майнца Конрад Виттельсбахский, поссорились. Между Тюрингией и Майнцем давно чувствовалось некое напряжение, и архиепископ решил построить на границе с потенциальным противником, в Хайлигенбурге, замок — просто на всякий пожарный. Ландграф заявил, что это провокация и порядочные архиепископы так не поступают, а потому теперь он просто обязан организовать вторжение в Майнц. Император Генрих VI, как раз проезжавший мимо по делам — захотел повоевать с Польшей, ничего особенного, — решил помочь господам помириться. Для этого он организовал сейм, то есть собрание важных персон, в городе Эрфурте. Если бы Людовик, Конрад и Генрих встретились лично, с глазу на глаз, то рассказывать было бы не о чем. Но в Средневековье так дела не делались, поэтому каждый явился на переговоры с огромной свитой. Плюс к этому числу добавилась знать со всей Священной Римской империи — кто по серьёзному поводу, кто на банкет рассчитывал. В общем, 25 июля 1184 года в кафедральном соборе Святого Петра в Эрфурте на переговоры собралось больше сотни человек. И когда собрание началось, деревянный пол под ними, не рассчитанный на такой вес и вдобавок подгнивший, провалился. Монсеньоры упали вниз, проломили своими телами ещё и следующий этаж и, наконец, рухнули в огромный септик, расположенный под монастырём. Септик, не вычищавшийся много лет. В результате погибло больше 60 человек — одни от травм при падении, другие утонули в тоннах экскрементов. Среди погибших были такие уважаемые господа, как Гозмар III, графы Цигенхайн, Берингер I фон Мельдиген и Фридрих Абинберкский и другие важные персоны. Как видите, не только в «Игре престолов» дворянам тяжко приходится. Людовик III побарахтался в септике, но его удалось вытащить. Архиепископ тоже выжил благодаря тому, что сидел рядом с окном. Генрих VI, миниатюра из Codex Manesse, начало XIV века Генрих VI, миниатюра из Codex Manesse, начало XIV века. Изображение: Public Domain А король Генрих в это время отходил в нишу‑туалет с каменным полом (в те времена такие места в замках деликатно называли гардеробами). Ему пришлось ждать, сидя в уборной, пока слуги притащат лестницу и снимут его со второго этажа обрушившегося здания. После этого его величество разочаровался в дипломатии и покинул Эрфурт.
1 год назад
В Средневековье некоторые конфликты между мужем и женой решались судебным поединком. Домашнее насилие — это серьёзная проблема. В Средневековье нашли весьма оригинальный способ решать споры между супругами — не запрещать их, а узаконить. Так, в книге 1467 года дуэлиста Ганса Тальхоффера под названием Fechtbuch («фехтбук», пособие по фехтованию) описываются правила проведения судебных боёв между супругами. Мужчина, сидящий по пояс в земляной яме, был вооружён дубинкой. Его жене выдавали мешок с камнем весом в четыре или пять фунтов (1,5–2 кг). Приёмы были разрешены любые — в том числе удары по голове, удушение, засовывание женщине дубинки между ног и выкручивание члена мужчине (да, мастер Тальхоффер упомянул и такие подробности). Победителя определял судья.
1 год назад
Исто́рия (др.-греч. ἱστορία) — наука, исследующая прошлое, реальные факты и закономерности смены исторических событий, эволюцию общества и отношений внутри него, обусловленных человеческой деятельностью на протяжении многих поколений[1]. В наши дни появилось новое определение истории как науки «о прошлой социальной реальности»[2]. В более узком смысле история — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий[3][4][5][6].
1 год назад
В исторической науке выделено два типа исторических фактов: собственно исторический факт и научно-исторический факт. Исторический факт — это действительное событие, имевшее место и обладающее всегда следующими характеристиками: локализованностью во времени и пространстве, объективностью и неисчерпаемостью. Историческое время представлено хронологическими категориями: год, тысячелетие, эра, период, этап и действиями (соотнесения, сопоставления, определения длительности и последовательности, соотнесения синхронности/асинхронности). Историческое время обеспечивает локализацию исторического прошлого во времени и способствует развитию временных ориентаций. Историческое пространство представлено совокупностью природно-географических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определённой территории. Историческое движение отражает деятельность человека и общества в различных сферах деятельности: трудовой, общественной, политической, культурной, познавательной, международной, по саморазвитию. Многие ученые выделяли 3 категории исторических фактов: Объективно существующие факты действительности, находящиеся в определённых пространственно-временных рамках и обладающие материальностью (исторические события, явления, процессы); Факты, отраженные в источниках, информация о событии; «Научные» факты, добытые и описанные историком. Научно-исторический факт — это исторический факт, который стал объектом деятельности историка учёного; результат умозаключения, основывающегося на следах, оставленных прошлым[1]. Эти факты всегда субъективны, отражают позицию учёного, уровень его квалификации, образования. В учебном предмете чаще всего представлены научно-исторические факты, которые описаны, систематизированы и объяснены. Любой исторический факт может содержать общее, всеобщее, единичное. С учётом этой специфики в методике преподавания истории условно выделяются три группы фактов: факт-событие — характеризующий уникальное, неповторимое; факт-явление — отражающий типичное, общее; факт-процессы — определяющий всеобщее. Эти факты подверглись логической обработке и представлены в логических формах: представления (образы) содержат характеристику внешней стороны в форме описания; понятия, идеи, теории которые характеризуют сущность и обеспечивают объяснение исторического прошлого. Факты — процессы представлены описанием, объяснением, оценкой. Русский историк А. С. Лаппо-Данилевский под понятием «исторический факт», в его характерном, специфическом значении, подразумевал воздействие индивидуальности на среду. Принимая за «индивидуальность» не только человека как единицу, но и социальную группу, а под «окружающей средой» — культуру в целом, прежде всего общественное сознание[2].
1 год назад