Найти в Дзене
След войны
Есть у времени прекрасное качество - заживлять раны прошлого и оставлять светлые моменты в памяти. Но есть и беды, которые не подвластны течению времени. Мне не посчастливилось забыть свое горе, я пронесу его до самой могилы. Люди, столкнувшиеся с войной , поймут мою боль. Словно внезапно налетевший ураган, сметающий все на своем пути, война унесла и детство, и радость, и родных. Март 1995 года не вычеркнуть никогда из памяти. А желание стереть все, предать забвению велико. Вечер 15 марта выдался холодным. Как-то тяжело было заснуть, сердце чувствовало , что что-то произойдёт, и оно не ошиблось...
2 года назад
Репост
2 года назад
Книги
Здравствуйте, друзья! Несколько недель назад в статусе у Жейн букс увидела книгу «Ландыши в Грозном» и купила ее. В ту же ночь прочла ее полностью. А вот оставить отзыв все было некогда, то болею, то занята, то еще что-то… Вот решила оставить отзыв о книге. Работа принадлежит нашему земляку Хаидову Ибрагиму Мусаиповичу, доктору исторических наук. Книга состоит из шести рассказов, основанных на реальных событиях. Это рассказы- кровавые страницы жизни разных людей. Автор считает, что каждый рассказ- его личный, так как эту боль он вместе со всеми пережил, он тоже ребенок той самой войны...
2 года назад
Здравствуйте, друзья! Хочу оставить отзыв о книге «Посланник святой земли». Автор Сайдулаев Сайд-Ахмад Саидбекович. Жанр произведения – повесть-роман. Книга читается на одном дыхании, страница за страницей увлекает в прошлое вайнахского народа. Произведение посвящено Саид-Ахмедом Саидбековичем памяти деда, отца, матери, описанных в книге под именами Сайд-Магомед, Салман, Селима. Впервые повесть была опубликована в 1991 году, в 2011 году переиздана, цензура претерпела небольшие изменения. В своей работе Сайд-Ахмад Саидбекович показал тяжёлую судьбу наших предков во времена сталинских репрессий. 23 февраля 1944 – начало депортации вайнахов в Казахстан и Киргизию. В данном произведении до нас автор доносит картину судеб многих людей из уст самого участника тех событий, Салмана, который, собственно, и является рассказчиком в произведении. Книгу рекомендую прочитать. Будет интересна как подросткам так и взрослым людям, которым интересна история своего народа. «Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя" – сказал Вольтер. Подрастающее поколение обязано помнить, чтить богатую свою историю, уметь анализировать ошибки прошлых поколений, дабы не повторять их в будущем. Главный герой повести- Сайд-Магомед- араб по происхождению, приехавший распространять Ислам на землях Чечни. Сайд-Магомед пользовался большим уважением и авторитетом среди чеченцев. Являлся дедушкой по материнской линии автору повести. Знакомство читателя с главным героем произведения начинается почти в самом начале, где показана кровная вражда между двумя тайпами чеченцев, их смог примирить Сайд-Магомед. За все живое тронули несколько историй из повести, которые хотела бы вам рассказать. Истории те связаны с детьми. Был дом, в котором жили сын и мать. Мать была прикована к постели. Пятнадцатилетний сын присматривал за ней. Солдаты хотели её оставить в постели и забрать сына, на что сын возразил, что мать не оставит здесь одну. Ему пригрозили : « Если через пять минут не будешь готов, пеняй на себя!» «Убей меня»- выкрикнул тот, ударяя себя в грудь, яростно сверкая глазами,- не оставлю ее здесь.» При виде такой решительность, солдаты отступили. Сыну дали возможность на себе донести мать до места сбора на себе , без посторонней помощи. И если он хоть один раз опустит её на землю , она должна остаться там. Таков был уговор. Мальчик преобразился, собрался с силами, одел мать, взвалил её себе на спину и вышел из дома. Силы были на исходе, ноги ступали тяжелее, но не разрешали к нему подойти, помочь. Просьбы и уговоры людей не трогали сердец жестоких палачей. Исмаил , лишившись сил, упал ничком, но даже падая, он уберегал мать. Встать на ноги с ношей на спине он не смог. «Сбросьте ее с него!» - приказал старшина. Исмаила проволоки в сторону и кинули в снег. Старшина хладнокровно застрелил мать Исмаила. Неожиданно парнишка будто подброшенный, взлетел над землёй, подскочил к убийце и вонзил короткий кинжал в горло убийцы. Несколькими очередями солдаты прошили Исмаила, и он замертво провалился в снег. Людей близко не подпускали, быстро прочитав отходную молитву, все двинулись дальше. Так же напишу ещё одну историю, которая заставила меня плакать. Салман (рассказчик) и его председатель решили обойти дома, где проживали наши земляки. Было то после выселения в Казахстане. Посетили они сарай, знали ,что там проживала женщина с четырьмя детьми. Никаких следов, ведущих к нему они не обнаружили. « Наверное все погибли» - посетила мысль. Рванувшись в сарай Салман натолкнулся на пятившихся назад коменданта и председателя. На них наступала обезумевшая женщина с искажённым лицом. Удерживая маленький труп за ногу, она размахивала мертвым ребёнком, тело другого ребёнка валялось у двери. Она намеривалась бросить в гостей этот труп. Не успели они выскочить на улицу и прикрыть дверь, как послышался глухой удар, а вслед за ним душераздирающий крик и страшный безумный хохот. Женщина, потеряв своих детей, лишилась рассудка.
2 года назад
Произведение «Детский мир» написано Народным писателем Чеченской республики Кантой Хамзатовичем Ибрагимовым. Его труд был опубликован в 2005 году. Произведение основано на реальных событиях, происходивших в Чечне в 1994-2000-х гг. Российско-чеченский конфликт вошел в историю как один из кровопролитных событий, вызвавших нестабильность не только на Кавказе, но и во всей России и повлекший за собой большие потери. Жанр произведения – роман, так как это большое произведение, которое затрагивает большой отрезок времени и описывает судьбы многих людей. Название романа «Детский мир» имеет прямое и переносное значения. Во-первых, жизнь и смерть мальчика связаны с магазином «Детский мир». Мальчик, даже когда находился в детском доме, «колонии» как называли его дети, постоянно говорил об этом магазине своему другу по несчастью Диме: «Ты знаешь как у нас класиво! Вот там такой сладкий, сказочный «Детский мил», и все есть, и даже Папа и Мама. И они станут и твоими Папой и Мамой, и ты будешь мой блат, мой лодной блат»- так ребенок связывал магазин со своим домом, родителями, душевным уютом. Во-вторых, название такое получил роман, потому что описываются события военного, жестокого детского мира, где, зачастую, нет места ни любви, ни состраданию! Главная тема «Детского мира»- ребенок войны. Сюжет романа строится вокруг главного героя романа- мальчика Канта (с чеченского языка «мальчик»), оказавшегося в тяжелой жизненной ситуации. Он потерял родителей, но продолжал их ждать и звать. Так же второстепенные персонажи Афанасьева Анастасия Тихонова («Бабушка Учитал») - пожилая русская женщина и чеченка Роза (двоюродная сестра по матери главного героя). У этих двух женщин разного возраста, вероисповедания, разных национальностей так много общего! Обе эти женщины не нашли счастья в браке, обе испытали тяготы заточения. Но их крепко объединила любовь к Канте. Выбор автором русской и чеченской женщин не случае, это своего рода символ взаимоотношения мирного русского и чеченского народов, которые могли бы жить, да и жили в мире и согласии, если бы не война. Эти женщины- эталон стойкости и мужества! Никакие трудности их не сломили! Именно они и стали самыми близкими людьми для Канты, они окружили мальчика любовью и заботой. Благодаря им Канта живет в мире, где есть место сказке и музыке. Так же Бага Тумсоев и командир Головачев принимают участие в жизни Канты. Эти герои- люди с противоположенных берегов, с разными идеологиями, вероисповеданием. Но и этих героев романа связывает любовь к ребенку: «Йиша, ты это знаешь-моя жизнь уже не жизнь: по тропе смерти хожу. А вот мальчика, пока живой, в обиду не дам! Мехкан мехха ву иза!» - говорил Бага в одном из диалогов с Розой. «Мальчика не уступлю. Только через мой труп, слово офицера.»- слова Головачева. Два непримиримых врага отдали жизни за мальчика. Игра на скрипке занимает особое место в произведении «Вот наше оружие! С музыкой в руках и в мыслях надо жить!»- сказал мальчик однажды, четко выговорив букву «Р», которую не мог раньше выговорить. Музыка была своего рода протестом войне, борьбой за жизнь. Так же история с шариком говорит о том, что черное крыло войны не затмило солнца в душе мальчика. «Нет, нет, только не это! Вы шалик убьете! Уходите!»-крикнул мальчик на командира с его охраной, которые хотели пульнуть в шарик. С большим трепетом он относился к шарику, и когда шарик улетел к «звездам», к маме и папе, он с большой обидой и всхлипами просился за ним. Роман состоит из тринадцати глав, в каждой из них, кроме четвертой (здесь описывается жизнь Анастасии Афанасьевой Тихоновны) рассказывается о мальчике. Четвертая же глава занимает определенное место в романе. Автор написанием этой главы показал особое тепло к бабушке, так как она стала спасением ребенка с того момента, как мальчик попал в детский дом. Она вернула его на Родину, подарила ласку, любовь осиротевшему маленькому сердцу. Канта Ибрагимов в прологе пишет: «Я должен, я обязан рассказать о своей вине, о нашей общей вине, о нашей общей трагедии…» Почему автор так выразился? Да потому что именно взрослые виноваты в войнах.
2 года назад
Учитель, перед именем твоим…
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».  (Л.Н. Толстой)     Нет прекраснее детской поры, времени, когда ты окутан только заботой, любовью и нежностью. Никаких преград нет на твоем пути: ты в своих смелых мечтах можешь дотянуться до звезд, сорвать луну с неба, полететь на солнце. Во всех твоих делах тебе опора и помощники твои родители, которые вдохновляют тебя на все прекрасное...
2 года назад