В текущих условиях развитие отдельных бизнес сегментов и направлений требует больших инвестиций, трудозатрат и ресурсов, а также времени. В условиях высокой гибкости и изменчивости мировых тенденций, именно время является важным показателем в развитии отдельных прорывных или даже подрывных бизнес направлений. России нужно сформировать мощную научную группу из молодых ученых, конечно, можно попытаться «вывозить» на базе знаний советских ученых или технологиях «дружеской» страны Китая…. Но это не позволит нам сформировать фундамент для дальнейшего развития нашей страны. Согласно данным Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, за последние 10 лет количество учёных в России сократилось на 28,2 тыс. человек. Отток кадров из науки не компенсируется приходом новых сотрудников. Например, в 2020 году в исследовательские организации было принято 85,5 тыс. человек, в то время как за тот же период из сектора ушло 91,1 тыс. человек. Тем не менее, нельзя утверждать, что молодёжь не проявляет интерес к науке. Есть тенденция — количество аспирантов в последние годы, если и уменьшилось, то незначительно. Однако часто интерес к науке ограничивается поступлением в аспирантуру, и здесь многие завершают свой научный путь. Многообещающие диссертации остаются не написанными, поскольку молодые исследователи заняты не столько наукой, сколько устройством своей жизни. Винить их трудно, учитывая условия жизни при доходе в 6–7 тыс. рублей в месяц. Несмотря на расширение системы грантов, они должны оставаться скорее бонусом, дополнением, чем основным источником дохода. Средняя стипендия аспиранта должна составлять 30 тыс. рублей, чтобы обеспечить молодых ученых возможностью полноценно погружаться в научную работу. Увы, сегодня чиновники фактически исключают ученых из администрирования науки, утверждая, что только они способны восстановить порядок в этой области. Однако этот подход неэффективен. Науку можно развивать лишь в научной атмосфере, которую может создать и поддерживать только сам ученый. Руководить университетом или научным институтом должен ученый, а не менеджер, как это часто бывает сегодня. К сожалению, по всему миру мы наблюдаем «менеджеризацию» реальности и преобладание административных функций чиновников, что уже привело к снижению качества принимаемых решений.
1 год назад