Нашей моральной проблемой является равнодушие человека самого к себе. Оно заключается в том факте, что мы утратили чувство значительности и уникальности индивида, что мы превратили себя в инструмент достижения цели, лежащий вне нас, что мы чувствуем себя и общаемся с собой как с товаром и что наши силы отчуждены от нас. И мы, и наши ближние превратились в вещи. В результате мы чувствуем себя бессильными и презирает себя за бесплодие. Поскольку мы не доверяем собственной силе, мы лишились веры в человека, веры в себя, и в то, что наши силы могут создать. У нас нет совести в гуманистическом смысле, поскольку мы не рискуем доверять своим суждениям. Мы - стадо, верящее в то, что дорога, по которой мы идём, должна довести до цели, потому что мы видим как и все остальные идут этой дорогой. Мы идём в темноте и храбримся, потому что слышим как все другие, подобные нам, насвистывают. Достоевский однажды сказал :" Если Бога нет, все позволено". Это именно то, во что верит большинство; различие лишь только в том, что одни делают заключение: нужно сохранять Бога и церковь, чтобы поддерживать моральный порядок, в то время как другие принимают идею вседозволенности и отсутствия обоснованного морального принципа, а удобство рассматривают как единственное правило в жизни. В отличие от этого гуманистическая этика придерживается мнения, согласно которому, если человек жив, он знает что позволено, а быть живым значит быть продуктивным, использовать свои силы не ради какой-то превосходящей человека цели, а для себя, делать свое существование осмысленным, быть гуманным. До тех пор, пока кто то верит , что его идеал и цель находятся вне его, что они где то за облаками, в прошлом или в будущем, он будет выходить за пределы собственной личности и искать собственного осуществления там, где найти его нельзя. Он будет искать ответы и решения повсюду , кроме одного места, где они могут быть найдены, - в себе. "Реалисты" уверяют нас, что проблемы этики - пережить прошлого. Они утверждают, что психологический и социологический анализы показывают: все ценности имеют отношение только к данной культуре. Они предполагают, что личное и общественное будущее гарантировано одной только материальной эффективностью. Однако таким "реалистам" неизвестны некоторые непреложные факты. Они не видят, что пустота и бессистемность индивидуальной жизни, отсутствие продуктивности и вытекающее из него отсутствие веры в себя и человечество, если будут существовать и дальше, приведут к эмоциональным и психическим нарушениям, которые сделают человека неспособным даже на достижение своих материальных целей. Предсказания гибели делаются сегодня со все возрастающей частотностью. Хотя они выполняют важную функцию - привлекают внимание к опасным сторонам нашей нынешней ситуации, они игнорируют обещание, содержащееся в достижениях человека в естественных науках, в психологии, в медицине и в искусстве. Действительно, эти достижения отражают наличие мощных продуктивных сил, несовместимых с представлением об угасающей культуре. Средневековье не закончилось в XV веке, и современная эра не началась сразу же после этого. Конец и начало говорят о процессе , который длился свыше четырёх столетий - очень короткое время, если измерять его историческими мерками, а не длительностью жизни индивида. Наша эпоха - это конец и начало, таящие в себе огромные возможности. "Человек для себя " Эрих Фромм
2 года назад