Найти в Дзене
Воспоминание о хатун, которая была падишахом в Бухаре, и о ее детях, которые были падишахами после нее (часть 3). Когда Кутайба ибн Тугшада стал проявлять отступничество от ислама, Абу Муслим убил его, а также брата и его родственников. Абу Муслим отдал все его поместья и приносящие доход земли Бунйату ибн Тугшаде. До времени правления амира Исмаила Самани все это находилось в руках его рода. Когда Бунйат отрекся от ислама и был убит, эти пoместья находились в руках потомков бухар-худата. Когда Кутайба ибн Тугшада стал проявлять отступничество, Абу Муслим убил его, брата и его родственников. Абу Муслим отдал все его поместья и приносящие доход Бунйату ибн Тугшаде. До времени правления амира Исмаила Самани все это находилось в руках его рода. Когда Бунйат отрекся от ислама и был убит, эти поместья находились в руках потомков бухар-худата. Последним человеком, из рук которого ушла эта страна, был Абу Исхак ибн Ибрахим ибн Халид ибн Бунйат. Абу Ибрахим находился в Бухаре и это владение было в его руках. Он ежегодно посылал часть доходов от урожая и зернового хлеба, собираемых с Мавераннахра, своему брату Насру, а тот пересылал ее амиру правоверных Мутадиду. Амир Исмаил Самани отобрал эти поместья и приносящие доход земли из рук Абу Исхака по той же причине, что Ахмад ибн Мухаммад ибн Лайс, который был военным комендантом и однажды сказал амиру: «О, амир! От кого досталось Абу Исхаку это прекрасное поместье, приносящее такое количество зерна?». Амир Исмаил Самани сказал: «Эти поместья не являются их владением, а являются собственностью султана». Ахмад ибн Мухаммад ибн Лaйс сказал: «Поместья являются их владением, но по причине отступничества их предка от ислама, халиф отобрал эти поместья из их рук и сделал их собственностью казны, а потом отдал их им же в качестве жалованья за службу и вознаграждение. Абу Исхак не отправляет службы как следует, и считает, что эти поместья являются его собственностью». Во время этого разговора явился Абу Исхак ибн Ибрахим. Амир Исмаил Самани сказал ему: «О, Абу Исхак! Сколько ты получаешь каждый год дохода от урожая этих поместий?» Абу Исхак сказал: «После большого труда и старания я получаю в год урожая на двадцать тысяч дирхамов». Амир Исмаил приказал Ахмаду ибн Мухаммаду ибн Лaйсу принять это место под свое управление, а ариду Абул Хасану приказал передать, чтобы Абу Исхаку каждый год выплачивалось двадцать тысяч дирхамов. Так эти поместья были отняты у Абу Исхака и в его руки больше не возвращались. Абу Исхак умер в триста первом году (хиджры), а потомки его остались в селениях Сафна и Сивандж.
2 года назад
Воспоминание о хатун, которая была падишахом в Бухаре, и о ее детях, которые были падишахами после нее (часть 2). Когда эта Хатун умерла, ее сын Тугшада был уже взрослым и способным для царствования. Каждый человек жаждал овладеть властью. Еще раньше из Туркистана пришел один вазир по имени вардан-худат, и округ Вардана был его владением. Кутайба должен был много воевать с ним. Вардан-худат умер, а Кутайба захватил Бухару. Несколько раз Кутайба изгонял его из этой области, так что он бежал из нее и ушел в Туркистан. Кутайба отдал Бухару снова Тугшаде, поставил его правителем, очистил для него царство от смути отнял силу у всех его врагов. Тугшада принял ислам из рук Кутайбы и правил владением Бухары до тех пор, пока Кутайба был жив. После его смерти, во время Haсpа ибн Саййара, всего тридцать два года в его руках была власть в Бухаре. У него после обращения в ислам родился сын, которого он назвал Кутайбой, так как между ними была дружба. После смерти Тугшады сын его, Кутайба, вступил в управление. Он некоторое время был мусульманином, и отрекся от ислама во время Абу Муслима, —да будет к нему милостив Аллах. Абу Муслим узнал об этом и убил его. Он убил также его брата со всеми его приближенными людьми. После того, Бунйат ибн Тугшада стал падишахом Бухары, а он был рожден уже во время ислама. Он некоторое время был мусульманином. Когда появился Муканна и в сельской округе Бухары открыто поднялось восстание «людей в белых одеждах», Бунйат проявил к ним склонность и оказал им помощь, отчего «люди в белых одеждах» умножились в силе и победили. Заведующий почтой сообщил об этом халифу, а халифом в то время был Махди. Когда Махди освободился от дела Муканна и «людей в белых одеждах», послал в Бухару конницу. Бунйат в это время сидел в Фарахше, в своем дворце, и в компании пил вино. Он посмотрел с наблюдательного пункта и увидел вдалеке всадников, которые быстро приближались к ним. Он понял, что эти воины отправлены халифом. Он готовился к их встрече, когда они прибыли и, не сказав ни слова, обнажили мечи и отрубили ему голову. Это было в сто шестьдесят шестом году. Вся его конница разбежалась, а те всадники все возвратились к халифу.
2 года назад
Воспоминание о хатун, которая была падишахом в Бухаре, и о ее детях, которые были падишахами после нее (часть 1). Мухаммад ибн Джафар говорит: «Когда Бидун бухар-худат умер, после него остался грудной сын по имени Тугшада. Хатун, которая была матерью этого мальчика, вступила на престол и царствовала пятнадцать лет. Во время ее царствования в Бухару начали приходить ‘арабы. Каждый раз Хатун заключала с ними мир и платила дань. Так говорили, что в ее время не было человека мудрее, чем она. Она мудро управляла, и подданные были послушны ей. Ее обычай был таким, что каждый день она выезжала из ворот хисара Бухары на коне и останавливалась у ворот Ригистан, и эти ворота назывались «Дарвазаи Алаф-фурушан». Она садилась на трон, и перед ней стояли гуламы, придворные, т.е. евнухи, и знатные люди. Она установила правило для сельского населения, чтобы каждый день приходили на службу двести человек из дихканов и потомков царских родов, опоясанных золотыми поясами с подвешенными к ним саблями, и стояли в отдалении. Когда выходила Хатун, все приветствовали ее и становились в два ряда. Она обсуждала дела царства, отдавала приказания и выносила запреты, и тем, кому хотела — давала почетное одеяние, а тем, кому считала нужным — назначала наказание. Так она сидела с раннего утра до обеденного времени. После этого она возвращалась в хисар, посылала подносы и давала пищу своим приближенным. Когда наступал вечер, она таким же образом выходила из хисара и садилась на трон. Перед ней в два ряда становились для службы дихканы и потомки царских родов, до тех пор, пока не заходило солнце. Потом она вставала, садилась на лошадь и отправлялась во дворец, а те возвращались по домам в селения. На другой день приходили другие люди и таким же образом исполняли службу, и так много раз, пока не приходила очередь тех же самых людей. Каждый год каждая группа людей должна была приходить таким образом четыре дня.
2 года назад
Наршахи (899-959 г.г.) «История Бухары». Начало заселения Бухары (часть 3). Этот Шир¬и Кишвар построил шахристан Бухары, а также построил селения Мамастин, Сакматин, Самтин и Фараб. Он царствовал двадцать лет, а после него был другой падишах, который построил селения Искиджкат, Шарг и Рамтин. После этого было основано селение Фарахша. Когда в Бухару привезли в качестве невесты дочь царя Чина, то в ее приданом из Чина привезли храм идолов. Этот храм идолов поместили в Рамтине. Во время халифата амира правоверных Абу Бакра ас Сиддика, — да будет им доволен Аллах, — в Бухаре впервые вычеканили монету из чистого серебра. До того времени монеты в Бухаpе не было. Во время халифата Му‘авийи Бухара была завоевана Кутайбой ибн Муслимом. Тугшада стал падишахом. Он царствовал тридцать два года со стороны Кутайбы ибн Муслима. Его убил Абу Муслим в Самарканде во время  правления] Насра ибн Саййара, который был амиром Хурасана. После Кутайбы, Тугшада царствовал еще десять лет, но его убил Абу Муслим, да будет милостив к нему Аллах. После него его брат Сукан ибн Тугшада царствовал семь лет, он был убит во дворце в селении Фарахша, по приказу халифа. Произошли смуты, во время которых он и был убит в своем замке в месяце рамадан. Он в это время держал перед собой тетрадь и читал Кур’ан. В таком положении его убили и похоронили в том же замке. После него его брат Бунйат ибн Тугшада царствовал семь лет. Он также был убит во дворце в селении Фарахша, по приказу халифа. О причине этого убийства будет упомянуто ниже. После этого Бухара была в руках потомков Тугшады, его слуг и внуков, до времени правления амира Исмаила Самани, который забрал царскую власть из рук потомков бухар-худата. Воспоминание об этом будет упомянуто ниже.
2 года назад
Начало заселения Бухары (продолжение). Потом те люди, которые остались в Бyхаpе, послали к своим знатным людям человека и просили защитить их от насилий Абруя. Те знатные люди и дихканы пошли к падишаху тюрков, а имя этого падишаха было Кара Джурин Турк, и за его величие он был прозван Бийагу, и они попросили помощи у Бийагу. Бийагу послал своего сына Шири Кишвара с большим войском.Когда Шири Кишвар прибыл в Бухару, он схватил Абруя в Байканде и заключил в тюрьму. Потом он приказал наполнить большой мешок красными пчелами и держать Абруя в том мешке до тех пор, пока он не умер.Шири Кишвару понравилась эта область, и он послал своему отцу письмо,в котором просил отдать ему эту область и разрешить ему остаться в Бyхаpе.От Бийагу пришел ответ: «я отдаю тебе ту область». Шири Кишвар отправил человека в Хамукат, чтобы те люди, которые бежали из Бухары, вернулись с женами и детьми в Бухару. Он написал обязательство, что все, возвратившиеся из Хамуката, будут в числе его приближенных. Потому что вcе, которые были богатыми людьми и были великими дихканами, уехали, а в Бухаре остались только нищие и бедняки. Когда те бежавшие люди возвратились, остававшиеся бедные люди стали слугами тех возвратившихся людей. Среди тех людей был один великий дихкан, и этого дихкана называли бухар-худатом, потому что он был из древнего дихканского рода и поместья большей частью принадлежали ему. Большинство этих бедных людей были его крестьянами и слугами.
2 года назад
Этого города еще не было, но уже было несколько сельских округов, из их числа: Нур, Харканруд, Вардана, Таравча, Сафна и Исвана. Большим селением, где жил падишах, был Байканд, а городом был Кал‘аи Дабуси, который называли «его городом». Через некоторое время власть Абруя возросла, он стал проявлять жестокость в этой области, так что люди не могли это терпеть. Дихканы и богатые купцы бежали из этой области и ушли в сторону Туркистана, построили город Тараз, и назвали тот город Хамукат, потому что великий дихкан, который был главой той группы, ушедших оттуда людей, назывался Хамук, что на языке жителей Бухары означает «жемчуг», а кат значит «город», т.е. «город Хамука». На языке жителей Бухары великих людей называют «хамук».
2 года назад
Как появилась Бухара? Бухарский историк Мухаммад ибн Джафар ан ¬Наршaхи в своей книге «История Бухары», написанной в 943-944 годах (прошло 1078 лет!) пишет, что место, где сейчас находится Бухара была болотом. Часть болота составляли заросли камыша, а другая- леса и луга. Некоторые места были такими, что никакой зверь не мог пройти по той причине, что в областях, окружающих Самарканд, в горах таял снег, и та вода стекала туда. Наршахи пишет: Около Самарканда есть большая река, и ее называют Руди Масаф (современный Зеравшан), в той реке собирается много воды. Та вода размывала много земли и несла с собой много грязи, так что те низины были заполнены. Много притекало воды и приносила ил до Битика и Фараба, и та вода, другая, пересохла. Место, где находится Бухара, было заполнено, и земля стала ровной. Та река стала великой рекой Сугда, а это заполненное место стало Бухарой. Люди собирались там со всех сторон, и то место стало благоустроенным. Люди приходили сюда со стороны Туркистана, потому что в этой области было много воды и деревьев, и много дичи. Та область понравилась тем людям, которые поселились в ней. Сначала они жили в юртах и палатках, но со временем пришло еще больше людей, и они возвели постройки. Людей стало много, и они выбрали одного и сделали его амиром. Имя его было Абруй.
2 года назад