Однажды Диоген вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь, Диоген» И философ ответил: «Ищу человека!» Эта цитата приведена так сказать "на подумать", о чём или о ком говорил Диоген. Вспоминая также его знаменитый диалог с Великим Александром Македонским («Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться), можно уразуметь, что ему для счастья, как бы сейчас сказали, ничего не нужно, он довольствуется малым, (живет в бочке, я напомню), он свободен в своих мыслях, действиях и убеждениях, хочется отметить, что Диоген-это воплощение абсолютно счастливого человека, полностью удовлетворённого жизнью, он любил жизнь и совершил таки "переоценку ценностей" (приверженцы гештальт-терапии, назвали бы это принятием того, что является действительно значимым и отвержением навязанных извне интроектов). Свобода, о свобода, величайшее явление человечества, её воспевали, её страшились, о ней мечтали, Жан Кальвин (французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма) ещё в далёком 16 веке говорил: "В начале же все части души человека были превосходно согласованы и упорядочены, рассудок был здравым и целостным, а воля — свободной в выборе добра" Хм, вначале, вы только вдумайтесь...А как потом? О современные нравы, о 16 век, понимаю, о какой воле, да ещё и в пользу добра мы говорим? Если без иронии, можно пояснить это так, человек обладает свободной волей не потому, что у него есть свобода выбора между добром и злом, а потому что он поступает по своей воле, а не по принуждению. К 18 веку мы стали уже ближе к истине в понимании феномена свободы, вот как философ Вольтер пишет о ней: "Делать то, что доставляет удовольствие, — значит быть свободным", да, это очевидно, но не совсем то, что нам нужно. Вот оно! 20 век, иии в точку: "Свобода - это ответственность. Вот почему все ее так боятся", - Бернард Шоу 👏👏👏👏👏👏 В этом пожалуй и кроется один из постулатов гештальт-терапии, всего их 3: 1) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ(свобода выбора, воля), 2) ОСОЗНАННОСТЬ( понимание, принятие и осознование своих чувств, эмоций и переживаний), 2) АКТУАЛЬНОСТЬ("здесь-и-сейчас" всё что происходит сейчас, а не когда либо; в прошлом были проблемы, трудности, обиды и переживания, но здесь и сейчас мы можем быть свободны от них, ИХ ПРОСТО НЕТ, они фантомны. Удивительно? Ещё бы. Вы только вдумайтесь... Частенько я буду просить вас об этом. Возвращаемся к философу, жившему в бочке. В каждом есть Диоген, который волен выбирать, который волен в своих действиях, мыслях и поступках. Личностный поступок, тот, что совершается не почему-то, не потому что я мужчина/женщина, не потому-что я отношусь к данной возрастной группе, не потому-что я занимаю какую-либо должность, не потому-что я мать/отец, сын/дочь. Проще выражаясь, если мой поступок нельзя объяснить ни одним социальным статусом и ни одной характерной данностью, он личностный, его объяснение кроется в чём-то глубинном, сокровенном, настоящем, характерезующим конкретного человека. Важно отыскать то, что остаётся, откладывая в сторону всё что я о себе знаю, а точнее, всё, что мне об этом сообщили. И это ценное "то" и есть важнейший ресурс человека, который движит им, даёт ощущение внутренней свободы, счастья и наполняет смыслом собственную жизнь. Но за ширмой внутренних психологических проблем, этот ресурс угасает или прячется очень и очень глубоко. Моя задача открыть ширму и дать волю "человеку", которого так усердно искал Диоген в солнечный день с фонарём в руке.
2 года назад