"По настоящему, истинно твоё - только то, что ты отдал". И. Златоуст " Что припрячешь, то погубишь, что раздашь вернется снова." Ш. Руставели " Витязь в тигровой шкуре". И что удивительно, корни этих мудрых выражений в древнейшем укладе русской общины. Беспрецедентном строе, где основным законом была "Круговая порука", позже это выражение приобрело отрицательный смысл, чтобы вытравить саму суть явления и память у народа об обществе равных людей, равных прав, равных обязанностей и взаимопомощи. Далее цитата: " Общинный институт удерживает крестьянина от полного разорения, выравнивает всех жителей деревни в их отношении к главному источнику трудового существования- земле. Общинное владение землей существовало и в Западной Европе. Оно сыграло большую роль в защите личности крестьянина от натиска феодалов. По характеристике Ф. Энгельса, община сохранялась на протяжении всего средневековья в тяжелой, непрерывной борьбе с землевладельческой знатью". Но после буржуазных революций в Европе 18- го начала 19- го веков, это общинное учреждение было устранено , а крестьянин превратился в личного землевладельца, мелкого буржуа, носителя собственнической идеологии. Иначе складывалась судьба русского крестьянства, оно и в 19 веке сохраняло коренные традиции общинного самоуправления. Земля в русских селах и деревнях, отведенная в пользование крестьянину, находилась в распоряжении мира, схода, а не отдельного лица.На миру решались вопросы об уравнительном переделе земли, на миру избирались старосты, осуществлялась организация ВЗАИМОПОМОЩИ. Писанных законов по поводу раздела земли мир не знал, да их попросту и не было. Земля делилась по нормам так называемого " обычного(от бытового) права" держащегося на вековых традициях( неписанных законах, без материального насителя) передававшихся мирскому сходу из поколения в поколение.Отсюда и возникла известная русская пословица: " Что город, то норов, что деревня, то обычай". Поскольку подушная подать взималась с мира в целом, а не с каждого отдельного двора, все в общине были связаны " круговой порукой"( один за всех и все за одного).За несостоятельного домохозяина все расходы возмещал мир в числе платежеспособных его членов. Поэтому мир в целом и каждый общинник в отдельности были заинтересованы в исправности каждого крестьянского двора, каждого члена общины. Лучший ( в плане обеспеченности) и состоятельный мужик был в ответе за отстающего соседа и, по мере возможности, не оставлял его в беде, стремился ему помочь. Даже в 1880 годах, в период разложения общинных основ крестьянского самоуправления, Н.Н. Златовратский насчитал около 15 видов " помочей", существовавших в сельской общине..." ( конец цитаты) " Письма из деревни" ( Очерки о крестьянстве в России второй половины 19 века) Москва 1987 год. А мы, поколение постарше, помним тот же принцип " взятия на поруки" отстающих учеников класса, провозглашаемый Учителем.
1 месяц назад