Найти в Дзене
Как понять, что клиент самоутверждается за ваш счет? 👻 Я лучше знаю, как надо Для чего клиент нанимает копирайтера, SMM-менеджера, личного консультанта и т.д.? Вариант 1 – его знания не дают желаемого результата и эксперт нужен, чтобы усилить слабое место. Вариант 2 – результат есть, только клиент задолбался все делать своими ручками. Такое происходит, когда задач становится over dohuya и человеку нет-нет, да нужно делегировать часть из них, чтобы не поехать кукухой. Основная беда в том, что не каждый клиент готов озвучить эти причины. Здесь осознание приходит в процессе. Если вы замечаете, что клиент по делу и без лезет в процесс вашей работы, лучше сразу обрисовать границы дозволенного. Письменно, а не на словах. Чем раньше это случится, тем быстрее вы поймете, чего хотите друг от друга и от совместного проекта. Совместный проект – не оговорка. Вы же вместе несете ответственность за его результат. Выходите из позиции "прислуживать и угождать" в состояние "предлагать, объяснять и принимать решения". 👻 Хорошо, но не идеально Дрочить на тексты – отдельный вид удовольствия. Сама периодически ему предаюсь. В реалиях бизнес-процессов подобная история возможна в двух случаях: 1. До реализации очень много времени. Например, проект в декабре, а готовиться к нему начинают в августе. Вылизывай не хочу. 2. Лицо, принимающее решение, не долечило хронический перфекционизм. Признание – у меня есть этот диагноз и я с переменным успехом гашу его симптомы. Потому что красота текста важна. А еще важнее смысл. Чтобы не потерять мотивацию и последние нервные клетки, иногда стоит отстать от себя и не выдумывать 100 синонимов к слову "креативный". Между нами, роль прилагательных вообще сильно переоценена. Как-нибудь напишу об этом подробнее. 👻 Вы должны делать это бесплатно Еще не перевелись те клиенты, которые свято верят – правки до победного можно вносить утром, днем, после полуночи и в рамках согласованного на старте бюджета. Давайте подумаем: Клиент сформулировал ТЗ → Вы проговорили и поняли, что понимаете задачу одинаково → Вы написали текст / Провели съемку / Слепили красивую тарелочку → Клиент говорит, что это не то и надо переделать. Может такое произойти? Да, запросто. Должны ли вы бесплатно делать свою работу заново, если сделали все по ТЗ? Выбор за вами. Мне кажется, нет. Одно дело – накосячить или сорвать сроки. Тут уж будьте любезны исправлять свои ошибки. Если клиент чего-то не учел, забыл, решил что "это дураку понятно" – уважайте себя и не стесняйтесь просить доп.кост. Я знаю коллег по цеху, которые на берегу говорят, сколько раз они готовы вносить правки внутри определенного бюджета. Все остальные капризы – за счет клиента. По-моему, такой подход облегчает работу. Делать мозги в ущерб своему кошельку – это что-то на мазохистском. Хотя кому-то нравится. С вас ❤️ если было полезно. Плачу на тексты
2 года назад
Что делать с клиентами, которые мало платят? Этот может стать одним из самых коротких в истории канала. С клиентами, которые платят мало, ничего не надо делать. На этом можно закончить. Спасибо за внимание! Если по какой-то причине, вы не хотите сдаваться и желание спасти клиента перевешивает здравый смысл, вот вам пара способов исправить ситуацию. 1. Клиент тоже человек. Он может просто не знать, сколько должны стоить ваши услуги. Поздравляю! Мячик на вашей стороне. Расскажите, покажите, убедите клиента, что с вами ему будет очень хорошо, а без вас ну как-то так себе. Клиент сам решит, что с этой информацией делать дальше. 2. Бывшие. Да-да, от них одни проблемы. Шутка. Просто у клиента они тоже были. А вдруг эти бывшие безбожно отдавались даром демпинговали? Здесь нужно сделать то же самое, что и всегда – воспользоваться ртом и задать нужные вопросы. Когда вы спрашиваете клиента о прошлом опыте, вы не лезете в душу. Вы получаете жизненно важную информацию. О негативе, обманутых ожиданиях, впустую потраченных деньгах / времени / нервных клеточках и т.д. Ответы пойдут на пользу обеим сторонам диалога. 3. Отвечайте за каждый "чих". Обещала парочку способов, а по дороге решила вас побаловать. Этот пункт отсылает к первому. Клиент не обязан знать, что входит в перечень ваших услуг. Например. Когда клиент заказывает у меня сценарий, он покупает не 25 страниц текста. Он берет в аренду мою голову, руки, а иногда даже сердце. И не на денек. Как минимум, на 2-3 недели. Чувствуете разницу? Опишите, что вы делаете. Сделайте это подробно. Потратьте на это время. Это даже не про уважение к клиенту. Это про уважение к себе. Спойлер 👉🏻 Понятие "мало" для всех разное. Когда за душой ноль кейсов, а в профессию вы пришли в понедельник утром (желательно первого числа любого месяца, вроде так люди круто меняют свою жизнь?) ожидать крупного предложения сразу не стоит. Вполне можно попробовать свои силы и начать с чего-то скромного. Не призываю работать за еду, но за классную идею, плюсик в портфолио или возможность заявить о себе в интересной сфере – вай нот? В моей голове, это единственное исключение, когда можно закрыть глаза на вопрос из заголовка. Плачу на тексты
2 года назад
Как показать, что ты профи? Начну этот день с лайфхака, который зайдет и на свидании, и в общении с клиентом, и вообще всегда... Если, конечно, вы не матрос. Лайфхак: задавайте вопросы Чем бы вы не занимались, исчерпывающие вопросы на берегу помогут: а) понять, что хотят от вас б) решить, что вы можете дать в) избежать ложных ожиданий г) не рыдать, что у вас нет вдохновения (дело не в нем, у вас просто нет информации) Когда вы задаете вопросы, это значит, что вам не пофиг. Небезразличие – ценный скилл. Только вот курсов, которые его прокачивают, я не видела. Think about it. Люди любят говорить о себе. Дайте им это. А я пошла отдирать себя от белоснежной кроватки. Обняла.
2 года назад
Что делать, если бросил клиент? Опустим сценарий, где вы напиваетесь с друзьями, перемываете ему кости, а после демонстративно блокируете во всех соцсетях. Это вы без меня успеете. Ниже делюсь тремя лайфхаками, которые помогают не сойти с ума и выжать из разрыва немного (или много) конструктива: 👉🏻 Спросите, почему клиент принял такое решение Вариантов ответа может быть больше, чем сказок про Шахерезаду. Начиная с того, что вы объективно не очень справляетесь со своими обязанностями и заканчивая тем, что клиент просто хочет чего-то новенького. 👉🏻 Видите решение? Озвучьте До первой волны коронавируса я писала тексты для социальных сетей одного кейтерингового агентства. Дела у ребят шли хорошо, пока не случилось то, что случилось. Нас всех резко закрыли по домам, мероприятия отменились, встал вопрос, что мою работу надо ставить на стоп. О чем вообще писать и с чего платить ЗП, когда проектов ноль? Мне это честно озвучили. А я честно решила, что поддержу ребят бесплатно. Да в чуть меньшем объеме, но аккаунт мы сохранили. В скором времени агентство нашло способы и ресурс вернуться к нормальной работе. Дружеские отношения мы поддерживаем до сих пор. Никого не призываю работать бесплатно. Это просто иллюстрация, что в зависимости от ответа на первый вопрос, ситуацию можно разрулить и ничего не заканчивать. 👉🏻 Расставайтесь друзьями Если разрыв не связан с каким-то лютым пиздецом и киданием на бабки, найдите в себе силы попрощаться по-человечески. Дело даже не в том, что Земля круглая. Просто все очень быстро меняется. Хорошие отношения – слишком ценный ресурс, чтобы относиться к нему пренебрежительно. Может быть, через месяц клиент все осознает и захочет вернуть вас. Ну а что? С бывшими такое бывает.
2 года назад
Что делать, если клиент всё за вас правит? Думаю, с таким сталкивались не только копирайтеры. От дизайнеров, продюсеров, режиссеров, фотографов тоже слышала подобное. Мой вердикт: спросить словами через рот или в переписке. Есть такие люди, которые привыкли все делать сами. Ну вот важно им, чтобы финальное слово было за ними. Вряд ли они скажут об этом прямо. Предлагаю действовать так: 1. Ответьте себе на вопрос: Я работаю ради похвалы или результата? Про деньги вообще молчу, т.к. любая работа должна оплачиваться. Конечно, похвала это приятно, только на качество работы никак не влияет. 2. Когда мы говорим про результат, нужно разбираться внимательнее. Соответствует ли он первоначальному ТЗ? Как велась коммуникация с клиентом в процессе? Как работали с возражениями? Может, клиент все реально сделал лучше? И вам трудно в этом признаться? Такой анализ работы – полезная штука. Отрезвляет. 3. Проанализировали и точно уверены, что клиент сделал хуже? Например, взял и голословно оскорбил конкурентов от лица своей компании... Да так, что дело попахивает судебным иском? Тут самый сложный и деликатный момент. Нужно бережно и по фактам разложить, каким риском могут обернуться его же правки. Нам же не все равно на клиента. Пока работаем вместе, мы амбассадоры его интересов. Сумели переубедить – здорово. Если не вышло и вы чувствуете, что сделали все, что могли – расслабьтесь и со спокойной душой решите, уходить от такого клиента совсем или на какое-то время остаться. Тут универсального рецепта нет. Разве что: Не работайте с *удаками.
2 года назад
Как канцеляризмы отдаляют нас друг от друга? Иногда можно и вспомнить, что в словосочетании #копирайтерголая, главное слово – копирайтер. Делюсь наблюдением и болью одновременно. Меня бесит слово «данный». От него прям несёт душной пылью какого-нибудь старпёрского кабинета. Особенно сейчас, когда оно сопровождает все метки СМИ и физических лиц, признанных иностранными агентами. Вот это вот «данный материал создан...». И то, стала замечать, как канал той же Редакции стал использовать «настоящий» вместо «данный». Уже лучше. Мы просто не говорим так: Данная книга мне зашла. Данный сериал лучше не включать на ночь. На работу точно проспите. Данный способ не работает с включенным VPN. А когда мы пишем не так, как говорим, то сами роем пропасть между собой и читателем. Зачем? Не знаю. Мне кажется, всему виной дурацкие требования к оригинальности курсовых и дипломов. Когда нужно было влить столько ненужной водицы ради заветных 80%, что захлебнуться можно. Благо, для большинства из нас это в прошлом. Как насчёт того, чтобы не подавать подрастающему поколению дурацкий пример? Хотя бы в собственных соцсетях. Плачу на тексты
2 года назад
Влияет ли размер на глубину уважения? Это про неё родимую – букву «В» в слове «вы». И тут я буду жестка, категорична и чертовски убедительна. Нет, не влияет. Забудьте про эту большую букву! Хотите пруфы? Они есть: 1. Когда мы обращаемся на «вы», это уже уважительное обращение. Мы не тыкаем. Например, в английском языке есть только «you», которое как бы и нашим, и вашим. У нас же всё четко, и можно выбрать подходящее местоимение для подходящего случая. 2. Нет такого правила, где бы что-то говорилось про заглавную букву. Есть рекомендация: если в письме вы обращаетесь к конкретному человеку и вам сильно хочется его уважить, можно написать «Вы». Например: – Давненько Вы, Елена Алексеевна, ничего не писали про Ваших любимых клиентов. Факапы кончились или все проекты под NDA? Хотя, напиши мне кто-нибудь так, я бы решила, что он стебётся. 3. На уважение или его отсутствие влияет не буква. На него влияет содержание текста. Кому из вас станет легче после такого сообщения? Уважаемый Федот Адамович! В связи с сокращением персонала ОАО «Матрёшка» информируем Вас об увольнении с поста Руководителя отдела росписи пасхальных яиц. В качестве альтернативы увольнению, предлагаем Вам вакансию Менеджера по наведению чистоты и уюта. Бедный Федот Адамович. В общем, в моей голове, единственное исключение во всей этой истории с размерами, когда слово «вы» стоит в начале предложения. Если эти три пункта вас не убедили, ловите классную статью (https:/...bb) с фидбеком от Даля, Розенталя, Артемия Лебедева и Максима Ильяхова. Они точно шарят. Плачу на тексты
2 года назад