Найти в Дзене
Как понять, что стоит обратиться к психологу? Да никак. Люди сотни лет решали свои психологические проблемы без помощи психотерапевтов. Но! На мой взгляд есть 3 типа ситуаций, в которых помощь психолога может быть действительно очень полезной.  1. Вы хотите перестать быть несчастным Когда вы переживаете тяжёлые расставания, потери близких, резкие перемены в жизни и другие сложные ситуации. Психолог, конечно, не уберёт из вашей жизни негативные эмоции - но поможет ускорить процесс обретения равновесия.  2. Вы хотите стать счастливым Бывает, что вас в жизни все устраивает, но ощущения счастья почему-то нет. Причём причина для вас не очевидна. Тогда психолог поможет вам разобраться в себе.  3. Вы понимаете, в чем проблема, но не можете найти решение. Это могут быть точечные ситуации, какая-то конкретная проблема в отношениях, семье, дружбе. Не всегда для этого нужна долгосрочная психотерапия, для изменений может быть достаточно пары консультаций. В таких случаях, пойти к психологу - это увидеть новые варианты своих мыслей и действий.
2 года назад
Любые эмоции - это нормально! Мне как психологу очень часто случается убеждать клиентов, что с ними все в порядке! А те эмоции, которые они испытывают - абсолютно здоровые и адекватные той ситуации, в которой они находятся! Почему так происходит? В обществе существует стигматизация негативных эмоций. Нам с детства говорят, что «зависть - это плохо», «ревность - признак неуверенности», «гнев - это про плохих людей». Практически на любую и без того неприятную эмоцию мы можем найти в своей голове установку, почему испытывать эту эмоцию - нехорошо. Вот только эти установки не избавляют нас от негативных эмоций, а наоборот их подкрепляют! Есть такое понятие - «мета эмоция», которое означает эмоцию по поводу эмоции. Например, «чувство вины за гнев», или «чувство стыда за зависть», «чувство униженности за ревность». Таким образом, наши установки о том, что какое-то чувство - неуместно/неприемлемо, рождают дополнительную негативную «оболочку» и без того неприятной эмоции! И конечно, пережить ее становится сложнее😵‍💫 Хочется сделать важное напоминание: ВСЕ ЭМОЦИИ НОРМАЛЬНЫ!🤗 Более того - мы не контролируем то, какие эмоции мы испытываем, т.к. это реакции организма. Мы же не можем заставить себя не испытывать холода при морозной погоде, или не испытывать боли, случайно дотронувшись до утюга. Поэтому очень много психологических проблем решается через принятие своих эмоций. Нужно просто позволить им быть. Но тут возникает вопрос: если эмоция выходит из под контроля и заставляет нас делать безумные вещи - разве ж это хорошо? Дело в том, что здоровая эмоция становится нездоровой, если ее «градус» слишком велик. Поэтому очень важно научиться отслеживать у себя мысли, которые усиливают негативные эмоции - так называемые «триггеры». Но чтобы негативные эмоции не усиливать, в том числе важно научиться их принимать
2 года назад
Как научиться поддерживать людей? Многие говорят, что в момент поддержки ни в коем случае нельзя давать советов или оценивать ситуацию со своей колокольни. Но это далеко не так! Поддержка - это чуть ли ни самое сложное, что есть в человеческих взаимоотношениях. И да, есть те, для кого быть поддержанным = услышать совет или фразу вроде «все фигня, все пройдёт». Поэтому обязательно обсуждайте и задавайте конкретные вопросы своим близкими, чтобы понять, какой способ поддержки подходит именно для них! И лучше делать это заранее, а не в моменте. Хотите попробовать? Чек-лист вопросов для близких людей, чтобы понять, какая поддержка им подходит:  1. Бывают ли ситуации, когда тебе нужно побыть одному/одной? Если да, то какие?  2. Когда ты рассказываешь про сложные моменты в своей жизни - тебе важнее выговориться или услышать мнение, совет?  3. Обижала ли тебя когда-нибудь чья-то критика? Если да, то что именно в ней было неприятно?  4. Ты считаешь себя отходчивым человеком? Бывает ли, что даже после мелкой ссоры у тебя надолго портится настроение?  5. Что обычно помогает тебе успокоиться? Как варианты: объятия, переключение внимания, спорт, просмотр чего-то веселого?  6. Любишь ли ты посмеяться над проблемами?  7. Как тебя поддерживают твои близкие? Чего тебе не хватает в их поддержке?
2 года назад
Я поступала на Физтех с мыслью: «Тут учатся самые умные и самые сложные люди. Научусь разбираться в них – научусь разбираться во всех». Конечно, это было не единственной причиной поступления🙂 Стала ли я разбираться в людях лучше благодаря Физтеху? Сложно сказать. Однако с уверенностью заявляю, что сама гипотеза была некорректной, экспериментальная выборка – нерепрезентативной для обобщения на «всех людей», а индуктивный метод вообще здесь не работает😅 Помню, что в годы студенчества я была хейтером психологии. Мысль пойти в психотерапию вызывала во мне разве что высокомерие. Ведь «Я ж физтех, а мозг физтеха – такой умный и сложный, что чтобы в нем разобраться, нужно быть как минимум умнее меня. Ну а психолог, конечно же, не может быть умнее меня, ведь самые умные люди здесь, на Физтехе, и учатся далеко не на психологов»😂 И это тоже было логически неверное рассуждение, а скепсис – скорее защитным. Но я до сих пор считаю, что Физтех – это сложное и интересное явление, как и сами физтехи. Особенно если смотреть на него через призму психологии. Конечно, за многогранностью внутреннего мира физтехов стоят и печальные перегибы. В 2016 году Esquire выпустил сразу 3 нашумевших статьи о том, как физтехи сходят с ума от тяжелой учебы и специфики среды. В 2021-м на Физтехе проводился мониторинг психологического здоровья, и выяснилось, что около половины студентов имеют признаки ментальных расстройств, а 20% даже имеют диагноз. Что и говорить, я часто сталкивалась с тем, что люди, узнав, что я физтех, в первую очередь спрашивали: «А это правда, что там почти все сумасшедшие?» К счастью, не правда. Я решила написать серию постов про некоторые типичные болевые точки физтехов, с которыми сталкиваются даже психически здоровые студенты. В целом, в жизни человека ВУЗ часто играет роль своеобразного «родителя», когда ребенок после школы выбирается из-под семейной опеки. ВУЗ берет на себя вполне родительские функции: защищает, контролирует, воспитывает, прививает традиции, поощряет за хорошее поведение и наказывает за плохое. В этом смысле Физтех – это строгий, консервативный, принципиальный, но довольно поддерживающий «родитель». На Физтехе четко понятны правила игры, и они там не меняются десятилетиями. Поэтому физтехи редко испытывают чувство неопределенности по время учебы, но часто страх не соответствовать ожиданиям «родителя». Интересно, что Физтех вызывает ощущение доверия! Каждый поступивший надеется, что теперь то он попал в сложную, но отлаженную «систему Физтеха», на выходе из которой он точно станет специалистом на все руки. Получается так, конечно же, не всегда. Однако границы в подобных детско-родительских отношениях выстроены плохо: у студентов часто происходит своего рода слияние с Физтехом. Вдумайтесь: это единственный ВУЗ, в котором и сам институт, и его студент называется одним и тем же словом! А территориальная изолированность и недостаток свободного времени (читайте личного пространства, где этого «родителя» нет) только усугубляют ситуацию. К слову, студенты в слиянии с Физтехом даже имеют свою выгоду. Во-первых, это усиливает чувство защищенности. Во-вторых, Физтех – это как успешный и знаменитый родитель: студент неосознанно проецирует часть его славы на себя, просто из-за права называться физтехом (за которое он, кстати, нешуточно боролся). Но там, где проблемы со слиянием, есть и проблемы с сепарацией. Действительно, из замкнутого, но выстроенного и предсказуемого физтеховского мирка очень страшно вылезать наружу. И я не раз видела, что процесс отделения от Физтеха у студентов проходит поэтапно, а местами даже болезненно. Многие стремятся остаться на кафедре на полставки, кто-то ищет место работы, где много других физтехов, кто-то покупает квартиру в Долгопрудном, а кто-то даже после выпуска ежегодно наведывается на институтские мероприятия. Есть даже такое выражение – «вечный физтех». Как и в случае с родительской сепарацией, здесь главное, чтобы сепарация все-таки случилась, пусть даже не мгновенно.
137 читали · 2 года назад
Правда ли, что все проблемы из детства?
Спойлер: нет. Несмотря на то, что многие психотерапевтические подходы базируются на проработке детства, в психологии само понятие «детской травмы» достаточно размытое. Чаще всего под ним подразумевается сильное негативное воздействие со стороны окружающей среды, которое ребёнок не может себе объяснить, и как следствие не может самостоятельно успокоиться (в отличие от стресса). Но то, насколько тяжело это травмирующее событие будет восприниматься ребёнком, да и какими будут для него последствия во взрослой жизни - строго индивидуально...
2 года назад
В каждом «мне страшно» есть доля «мне важно»
Нам часто бывает страшно, даже когда жизни ничего не угрожает. Будем честными – нам страшно каждый день. Мы боимся осуждения. Боимся перемен. Боимся потерять любимого человека или никогда его не найти. Боимся быть глупыми. Боимся совершить ошибку. Боимся высказывать свое мнение или наоборот, промолчать там, где важно отстоять свою позицию. Боимся потратить свою жизнь не на то. Даже боимся испытать страх. С одной стороны, страх – эволюционно очень важная эмоция. Еще в первобытном мире, при виде...
2 года назад
Про "внутреннего аналитика"
То, что мы чувствуем, всегда связано с тем, как мы мыслим. Причем наши эмоции зависят не столько от того, в какой ситуации мы находимся, сколько от нашей оценки этой ситуации. Ведь одна и та же ситуация может казаться разным людям ужасной, волнующей, интересной, с трудом переживаемой, смешной или поучительной… и эмоции у всех этих людей будут совершенно разные! А отношение к ситуации – это результат мыслительного процесса. Можно представить, что внутри каждого из нас сидит «аналитик данных», который отвечает за нашу оценку происходящих событий (которая включает еще и прогнозирование)...
2 года назад
Как найти "свою" психотерапию
Когда я начала заниматься психологией, мне было сложно перестроиться после точных наук. Я привыкла, что все понятия должны быть однозначными, все определения – четкими, все явления протекают по законам, а законы описываются формулами. И даже если у понятия есть два определения – обязательно есть теорема, доказывающая их эквивалентность. В психологии совсем не так: существует много научных школ, и у каждой свое видение причинно-следственных связей формирования личности, а также методов, как с личностью работать...
2 года назад