Найти в Дзене
«Гарри Поттер и Тайная Комната» — ровно 20 лет спустя над второй частью гарри поттер работал тот же режиссёр, что и над первой — крис коламбус. а вот оператора позвали другого. роджер прэтт, отснявший среди прочего 12 обезьян и бёртоновского бэтмена, должен был обеспечить фильму более серьёзный визуальный тон. герои повзрослели, мир вокруг них стал суровее. каждый следующий фильм франшизы становился всё более бесцветным. в этом фильме впервые появился люциус малфой, отец драко. актёр джейсон айзекс предложил, чтобы у его персонажа были длинные волосы — надо же как-то отличаться от сына. а чтобы волосы не падали на лицо, он стал выше поднимать голову, задирать нос, что добавило характеру персонажа надменности. трость — тоже идея актёра. он так привык к ней, что однажды попытался утащить со съёмочной площадки, но был пойман. когда люциус пытается проклясть гарри, он бормочет: «авада...», то есть смертельное заклинание. хотя он находится в школе посреди учеников и учителей без какого-либо шанса на побег. оказывается, в сценарии не было указано, какое именно проклятье должен говорить люциус, а поскольку актёр читал на тот момент четвёртую книгу, где появляется «авада кедавра», то он просто сказал первое, что пришло на ум. так получилось, что эльф спас гарри поттеру жизнь. модель машины, в которой столько времени провели гарри и рон — форд англия. на точной такой же джоанна роулинг каталась с лучшей подругой в юности. для того, чтобы отснять сцену, в которой форд англия врезается в дерево, пришлось угробить 14 таких автомобилей.
2 года назад
The Running Man («Бегущий человек») — ровно 35 лет спустя когда кинопродюсер роб коэн приобрёл права на экранизацию книги ричарда бакмена «бегущий человек», он и понятия не имел, что ричард бакмен — псевдоним стивена кинга. кинг за неделю написал антиутопию, в которой «сша становятся коррумпированным авторитарным государством вследствие коллапса мировой экономики и недавно прошедших выборов». внимание населения от проблем отвлекают жестокими реалити-шоу. в фильме действие происходит в 2017 году, а в книге — в 2025-м, что ещё круче в плане прогнозов. ждать осталось недолго. задумку во многом испортили выбор режиссёра и главного героя. эндрю дэвиса, снявшего «в осаде», «беглеца» и «кодекс молчания», уже через неделю после начала съёмок сменил телевизионщик без киноопыта пол майкл глейзер. на главную роль вместо кристофера рива (первые «супермены») взяли шварцнеггера. при всей любви к арни, он был максимально не похож на героя романа стивена кинга, что отметил и сам писатель. вместо мрачной социальной аллегории был снят игровой боевик среднего пошиба. глейзер совсем не проработал реалистичную картину будущего, зато скрупулёзно подошёл к тому, что знал лучше всего — реалити-шоу. хореографию в кадре ставила певица-танцовщица пола абдул, а мелодию к заставке написал старший брат майкла джексона и основатель jackson 5 джеки. а самое смешное, что суд официально признал фильм «бегущий человек» плагиатом французско-югославской картины «цена риска» 1983 года. можно хотя бы по кадрам пробежаться и увидеть сходства. но вот в чём парадокс: «цена риска» была поставлена не по кингу, а по рассказу роберта шекли 1958 года.
2 года назад
Gattaca («Гаттака») — 25 лет спустя дебютная работа новозеландского режиссёра эндрю никкола, который всю свою карьеру ваял фантастические боевики и триллеры, заставляющие задуматься (ну, насколько вообще можно задуматься после художественного экшн-фильма). здесь он придумывает футуристическое общество, в котором на первый план выходит евгеника — тщательно продуманное выращивание детей и использование только лучших генов. наса в своё время назвала этот фильм самым достоверным из всей научной фантастики. помимо общей интересной канвы тут много всяких мелких фишечек вроде того, что картина должна была называться «восьмой день» (ведь бог создал землю за семь), но в том году уже вышел бельгийский фильм с таким названием. фбровцев зовут «гуверами» — отсылка одновременно к создателю этого агентства, а также «гувер» марка известного в сша пылесоса, в фильме при помощи похожих девайсов собирают образцы днк. актёры ума турман и итан хоук настолько впечатлились темой евгеники, что совместно произвели двух детей после съёмок. к сожалению, фильм куда больше оценили критики, чем массовая аудитория. провал в прокате сильно ударил по амбициям никкола, поэтому в будущем он снимал более попсовое кино. сюжеты попроще, актёрский состав посмазливей. последняя его реально сильная работа — «оружейный барон» с кейджем 2005 года. впрочем, возможно он всегда был куда более хорошим сценаристом, чем режиссёром. «шоу трумана» и «терминал» с хэнксом — это его истории.
2 года назад
Cool Hand Luke («Хладнокровный Люк») — 55 лет спустя флорида, начало пятидесятых. ветерана второй мировой люка джексона за пьяную выходку приговаривают к двум годам лишения свободы — он должен пахать в тюремном лагере на цепи с другими зеками. вот только люк упрямый и свободолюбивый мужик, видавший всю эту систему в гробу. фильм основан на книге, а книга написала бывшим моряком донном пирсом, который затем стал фальшивомонетчиком и медвежатником и реально провёл два года в подобном лагере. сниматься позвали пола ньюмана, главного американского актёра своего поколения. забавно, что оскар в итоге взял не он, а сыгравший роль второго плана джордж кеннеди. «спасибо за награду, за одну минуту моя зарплата увеличилась втрое. а самое классное, что мне больше не пришлось играть злодеев», — вспоминал потом кеннеди. режиссёр хотел, чтобы всё было взаправду, поэтому жён на съёмочную площадку не пускали, а «заключённые» в итоге реально заасфальтировали для города километр дороги. более того, когда начальник местной тюрьмы проходил мимо построенного рядом для съёмок лагеря, он возмутился, мол, что за стройки не по уставу — воспринял за всамделишное. в общем, кто не прочь побаловаться классикой — достойное.
2 года назад
X-Men («Люди Икс») — 30 лет спустя это была вторая попытка телеканала fox children запустить икс-менов в виде мультсериала — первая, в 1989-м, провалилась на уровне пилота. удивительно читать, из какого говна и палок пытались вывести на экраны настолько популярную сейчас франшизу. натурально срывались все дедлайны — первый эпизод должен был выйти 1 сентября, а вышел только 31 октября. непосредственно анимацией занималась южнокорейская студия akom, но они допустили сотни (сотни!) ляпов, которые отказались исправлять. поскольку сроки поджимали, то в эфир так и пустили корявый продукт — дети схавают! второй эпизод тоже выпустили за день до дедлайна, когда там не хватало 50 (пятьдесят!) сцен и монтировать всё нужно было за сутки. потом производство как-то наладилось, и первый сезон стал очень успешным. при этом икс-мены были одним из первых мультсериалов по комиксам, которые, во-первых, делали линейный сюжет (то есть, в серии 5 упоминалось, что происходило в серии 4), а, во-вторых, повествование шло довольно серьёзное, обыгрывались темы развода, христианства, холокоста, истерии из-за спида и одиночества. на fox не верили, что 10-летним детям такое зайдёт, но зашло. там быстро нарисовались кроссоверы со спайдерменом, а успех икс-менов позволил запустить в производство первую инкарнацию павер-рейнджеров, которые в америке вообще всех сразили.
2 года назад
Starship Troopers («Звёздный десант») — 25 лет спустя эд ньюмайер, автор сценария к фильму «робокоп», на досуге написал черновик для будущего «тупого боевика», где люди уничтожают больших насекомых (фобия жены вдохновила). с черновиком он пришёл к продюсеру «робокопа» джону дэвисону. тот почитал и сказал: поздравляю, ты переписал книгу роберта хайнлайна «звёздный десант». давай-ка лучше её экранизируем. а роман хайлайна был довольно скандальным и рассказывает, как здорово жить в мире, где правят железной рукой, есть дисциплина и все ходят строем. в общем, такая настольное фэнтези для правого политика. к проекту подключили режиссёра «робокопа» пола верхувена. вот только верхувен книжку не оценил, бросив после двух глав. скучная, говорит, ну, и вообще, я как голландец годы немецкой оккупации помню хорошо. в общем, решили всё совместить (хайнлайн + насекомые + тинейдж-любовь) и заодно высмеять милитаристский мачизм. долго уговаривали студии, потому что после провала «водного мира» никто денег на фантастику давать не хотел. выбили $100 млн, из которых половина ушла на спецэффекты. фиаско в прокате! продавали фильм как боевик, а не сатиру, поэтому массовый зритель не считал элемент насмешки. верхувена и ньюмайера объявили нацистами. «если я скажу людям, что фашизм не работает, они не поверят. поэтому я создам идеальный фашистский мир — все красивы, всё сияет, у всех большие пушки, но в таком мире хорошо только убивать насекомых», — распалялся верхувен, проводя параллели с америкой в период президентства буша. ещё всех возмутила голая задница главного героя в душе. «американцев больше расстраивает нагота, чем жестокость. меня это поражает. все постельные сцены в американских фильмах очень скучные. обнажённую грудь через их цензуру провести сложнее, чем тело, нашпигованное пулями», — жаловался верхувен. состарился фильм хорошо, сейчас считается культовой классикой жанра. видимо, потребовалось чуть больше времени, чтобы люди поняли, насколько фильм близок к документалистике.
2 года назад
8 Mile («Восьмая миля») — 20 лет спустя хотел начать пост с ремарки, мол, снимать музыкальную поп-звезду в художественном фильме — рискованное дело, но вспомнил слишком много удачных примеров. шер, леди гага, джастин тимберлейк, митлоуф («бойцовский клуб»), алана хайм («лакричная пицца»). да даже уитни хьюстон с мадонной органично смотрелись в своих ролях. эминем стоит особняком, потому что он не столько хотел попробовать себя в амплуа актёра (больше ведь не пробовал), сколько искал возможность рассказать свою биографию в визуальных образах. чтобы ожили написанные и ставшие крылатыми строчки, рифмы и панчи. в этом доме жил и работал маршалл мэтерс, заслуженный рэпер штата мичиган. в роли почти-себя эминем смотрелся естественно, а история его хоть не блистала оригинальностью и была заочно известна, смотрелась убедительно. съёмки рэп-батлов шли очень долго, массовка скучала, и продюсер фильма запустил соревнование — кто лучше всех зафристайлит, получит один совместный кадр с эминемом. когда дело дошло до приза, эминем изначально хотел просто заснять свою реакцию на какие-то строчки, а голос поберечь для отрепетированных сцен... но душа поэта не выдержала, и он стал отвечать, придумывая на ходу едкие ругательства и обзывки. опыт! один из главных хитов 2002 года — трек «lose yourself» (продолжающая жить в мире мемов благодаря строчке про «mom's spaghetti») — был написан специально к фильму и стал первым рэп-треком, выигравшим «оскара». эминем был настолько уверен, что не победит в категории, что на церемонию не пошёл, а спал дома, пока дочь смотрела мультики.
2 года назад
No Country for Old Men («Старикам здесь не место») — 15 лет спустя братья коэны поставили один из лучших своих фильмов по одноимённому роману кормака маккарти. двигатель сюжета — история о человеке, который случайным образом получил деньги и убегает от смерти. в роли смерти хавьер бардем. второй слой — философский — о предначертанности событий и воле случая (одна из любимых тем коэнов), о моральной пропасти между поколениями. в книге акцент сделан на старом шерифе, который и рассказывает историю. и хотя в фильме с него всё начинается и им заканчивается, там его роль уходит на второй план. зато коэнам удалось вывести на первый план охоту на человека. до антона чигара такой железной поступью за своей жертвой следовал разве что терминатор. когда коэны предложили роль бардему, тот сказал: «я не умею водить машину, плохо говорю по-английски и ненавижу насилие». «вы приняты», — ответили коэны. писали, что группа психологов изучила 400 фильмов и идентифицировала в них 126 персонажей психопатического типа. так вот, герой бардема с клинической точки зрения больше всех похож на настоящего психопата. для создания причёски чигара режиссёры взяли фото владельца борделя из 1979 года. когда бардем впервые увидел себя в зеркало, он сказал: «о боже, теперь мне не грозит хоть с кем-то переспать в ближайшие два месяца». довольные коэны дали друг другу пять — чигар выглядел настолько крипово, насколько возможно. коэны бережно отнеслись к тексту, но всё равно рассказали историю иначе. например, в знаменитом диалоге чигара с владельцем автозаправки они изменили поздний вечер (как в книге) на полдень. исчезли все эти описания теней, которые создавал автор книги, но зато как иначе заиграло озвученное желание испуганного человека закрыть автозаправку пораньше и признание, что обычно он закрывает «когда стемнеет». а ещё после первого просмотра в оригинале я полтора дня пытался говорить с техасским акцентом. жутко прилипчивая штука.
2 года назад
30 лет назад в этот день вышел мультипликационный фильм Aladdin («Аладдин») рисованный мюзикл про арабского мальчика аладдина придумал американский поэт-песенник еврейского происхождения ховард ашман. в его представлении это был такой фривольный, но довольно близкий к тексту пересказ оригинальной сказки в духе мюзиклов 30-х. насколько далёк первоначальный замысел от конечного продукта? аладдин был 13-летним мальчиком с друзьями бабкаком, омаром и кассимом. и важнейшую роль в сюжете играла его мама. такой проект завернули, а позже решили скрестить с сюжетом фильма «багдадский вор» 1924 года выпуска. так появился злодей по имени джаф'фар, а также помощник аладдина, ушедший на пенсию вор абу (человек, не обезьяна). ашман не дожил до реализации этого проекта, а через месяц после его смерти продюсер джеффри катценберг велел сценаристам переделать вообще всё и не зацикливаться на прежних черновиках. при этом дата выпуска картины не изменилась. сценаристы назвали тот день «чёрной пятницей». в итоге аладдин стал 18-летним мускулистым юношей (вместо образа майкла джей фокса стали использовать смесь тома круза с моделями кэлвина кляйна), убрали упоминания о возрасте жасмин (в оригинале она к 16 годам уже по закону должна была выйти замуж), маму вычеркнули совсем, а попугай яго перестал изображать архетипичного чопорного британца. главной находкой стал, конечно, робин уильямс, озвучивавший джина. художники создавали образ джина, держа комика в голове. продюсер заманил уильямса на работу в проекте, приклеив аудио из его стендап-монологов к анимации джина. актёр был в восторге. он наговорил 16 часов материала и практически постоянно импровизировал, из-за чего «аладдин» не смог претендовать на оскара за лучший адаптированный сценарий. во время озвучки уильямс отвлекался только на звонки от стивена спилберга. известный режиссёр снимал тогда «список шиндлера» и звонил другу-комику, чтобы тот по телефону развеселил съёмочную группу и актёров, периодически впадавших в уныние. с культурными стереотипами получилось не очень красиво. все арабские персонажи в мультфильме — с большими носами, густой растительностью, пухлыми губами, и говорят с характерным акцентом. а аладдин и жасмин говорят без акцента и выглядят как белые американские тинейджеры, пролежавшие лишний час в солярии. строчку в заглавной песне «арабская ночь» тоже пришлось изменить, изначально было «там, где тебе отрежут ухо, если им не понравится твоё лицо». зато осталась фраза «it's barbaric, but hey, it's home» (в русской версии, кстати, благородно перевели как «всюду хаос, но это их дом»).
2 года назад