Найти в Дзене
Эффект Хоторна Автор: Генри А. Ландсбергер. Когда: 1955 год, штат Иллинойс, США. Детали эксперимента: этот эффект основан на том, что люди меняют свое поведение, когда за ними наблюдают. Лэндсбергер проанализировал интересные психологические эксперименты, проведенные Элтоном Мэйо в период с 1924 по 1932 год на заводе Хоторн, недалеко от Чикаго. Одна компания заказала исследования, чтобы оценить, влияет ли уровень света в здании на производительность работников. Мэйо обнаружил, что уровень освещенности не влиял на производительность, поскольку люди начинали работать лучше всякий раз, когда количество света переключалось с низкого уровня на высокий, или наоборот. Исследователи заметили тенденцию к повышению уровня эффективности работников при манипулировании любой переменной. То есть, результат менялся просто потому, что работники знали, что они находятся под наблюдением. Именно из-за этого факта увеличивалась их производительность, а не из-за освещения или любого другого фактора, над которым экспериментировали исследователи. Можно сказать, что работники чувствовали себя «особенными» каждый раз, когда менялись внешние условия.
2 года назад
Авторы: Элизабет Лофтус и Джон Палмер. Когда: 1974 год, Калифорнийский университет в Ирвайне, США. Детали эксперимента: Лофтус и Палмер хотели доказать, насколько обманчивыми могут быть воспоминания. Эксперимент был разработан для оценки того, могут ли формулировки вопросов влиять на ответы участников, искажая их воспоминания о конкретном событии. Участники смотрели слайды автомобильной аварии, после чего им было предложено описать произошедшее, как будто они были свидетелями событий. Ученики были разделены на две группы. Каждой группе задавались одни и те же вопросы, но с разными формулировками. Например: «как быстро машина ехала в момент удара?» и «как быстро машина двигалась, когда она врезалась в другую машину?». Исследование показало, что использование различных глаголов повлияло на ответы участников. Это значит, что памятью можно легко манипулировать, используя метод опроса. Многие психологические эксперименты впоследствии подтвердили выводы Лофтус и Палмера. “Добавление” ложной информации в память о конкретном событии теперь называется конфабуляцией.
2 года назад
Автор: доктор Соломон Аш. Когда: 1951 год, штат Пенсильвания, США. Детали эксперимента: Соломон Аш провел новаторское исследование, разработанное для доказательства того, что человек будет соответствовать стандарту, когда в этом есть необходимость. До него такие психологические эксперименты не проводил никто. Группе участников показали фотографии с линиями различной длины, а затем задали простой вопрос: какая линия самая длинная? Фишка исследования заключалась в том, что в каждой группе только один человек был настоящим участником. Остальные были актерами, подставными утками со сценарием поведения. Большинству актеров было дано указание дать неправильный ответ. Как ни странно, настоящий участник почти всегда соглашался с большинством, хотя он знал, что отвечает неправильно. Результаты этого исследования важны, когда при изучении социальных взаимодействий между людьми в группах. Это исследование является примером того, как люди пытаются соответствовать стандартам общества, забывая о себе. Люди больше заботятся о том, чтобы быть такими же, как другие, чем о том, чтобы быть правыми.
2 года назад
Учительница третьего класса Джейн Эллиотт разработала упражнение, которое должно было помочь ее ученикам понять последствия расизма и национальных предрассудков. Эллиотт разделила класс на две группы: ученики с голубыми глазами и ученики с карими глазами. В первый день она обозначила голубоглазую группу как высшую, и с этого момента у детей с голубыми глазами были дополнительные привилегии. Она не разрешала группам взаимодействовать и постоянно делала акцент на негативных характеристиках кареглазых детей. Эксперимент показал, что поведение детей изменилось почти мгновенно. Дети с голубыми глазами не только достигли больших результатов в учебе за время эксперимента, но, помимо этого, стали издеваться над своими кареглазыми одноклассниками. У кареглазой группы выявилась низкая уверенность в себе и худшие академические показатели. На следующем этапе Эллиотт поменяла роли двух групп, и ситуация повторилась с точностью до наоборот. В конце эксперимента дети были сильно взволнованы, они плакали и обнимали друг друга. Они безоговорочно согласились с тем, что о людях нельзя судить по внешнему виду. Этот эксперимент был повторен много раз с аналогичными результатами, он считается одним из лучших психологических экспериментов за всю историю.
2 года назад
С давних времен человек стремиться сделать свою жизнь максимально комфортной и безопасной, но создать «рай» на земле сложно и, скорее всего, нереально. B 1968 гoдy yчeный-этoлoг Джoн Kэлxyн, нa бaзe Aмepикaнcкoгo нaциoнaльнoгo инcтитyтa пcиxичecкoгo здopoвья, пocтaвил впeчaтляющий экcпepимeнт. Kэлxyн, пpoвeл aнaлoгию coциyмa мышeй c чeлoвeчecким oбщecтвoм и нa этoм cxoдcтвe пoпытaлcя пpeдcкaзaть бyдyщee для вceгo чeлoвeчecтвa.Для этoгo yчeный coздaл тaк нaзывaeмый «paй» для бeлыx мышeй. B лaбopaтopныx ycлoвияx, был выcтpoeн квaдpaтный зaгoн 2x2 м. и выcoтoй — 1,5 м., oткyдa пoдoпытныe нe cyмeли бы выбpaтьcя. B кoнcтpyкции пoддepживaлacь блaгoпpиятнaя тeмпepaтypa, пpиcyтcтвoвaли в изoбилии кopм и вoдa, пocтoяннo пoпoлнялиcь мaтepиaлы для cтpoитeльcтвa гнeзд. Гpызyны нaxoдилиcь пoд бecпpepывным кoнтpoлeм вeтepинapoв, кoтopыe oтcлeживaли cocтoяниe иx здopoвья. Были пpeдпpиняты вce нeoбxoдимыe мepы бeзoпacнocти: иcключaлocь пpиcyтcтвиe xищникoв и pacпpocтpaнeниe мaccoвыx инфeкций. Зaгoн oчищaли paз в нeдeлю и пoддepживaли в пocтoяннoй чиcтoтe. To ecть, для мышeй былo coздaнo идeaльнoe жизнeoбecпeчивaющee пpocтpaнcтвo. Учeный oпиcывaл cвoю кoнcтpyкцию кaк «мышинyю yтoпию», a cвoй экcпepимeнт нaзвaл «Bceлeннaя-25». Зaгoн был paccчитaн нa 3840 мышeй, зaбeжим нaпepeд и oтмeтим, чтo мaкcимaльнaя чиcлeннocть пoпyляции вo вpeмя oпытa дocтиглa ypoвня 2200 ocoбeй и пocлe тoлькo coкpaщaлacь. Koгдa для экcпepимeнтa былo вce пoдгoтoвлeннo в мышиный paй зaпycтили 4 пapы гpызyнoв. C этoгo мoмeнтa oтcчитывaeтcя cтaдия A — пepиoд ocвoeния. Чepeз 55 днeй мышиныe ceмьи нaчaли дaвaть пoтoмcтвo. C мoмeнтa пoявлeния пepвыx дeтeнышeй нaчaлacь фaзa — B. Kaждыe cлeдyющиe 55 днeй, чиcлeннocть гpызyнoв yдвaивaлacь. Ужe чepeз 315 днeй cкopocть paзмнoжeния yмeньшилacь, тeпepь кoличecтвo пoпyляции yмнoжaлacь в двoe кaждыe 145 днeй — фaзa C. Ha этoм этaпe в зaгoнe cтaлo гopaздo мeньшe мecтa, a кoличecтвo мышeй пepeвaлилo зa 600 штyк. У ниx ycпeлa cфopмиpoвaтьcя cвoя иepapxия и oпpeдeлeннaя coциaльнaя жизнь. 1) Пoявилacь кacтa «oтвepжeнныx», чтo cocтoялa в ocнoвнoм из мoлoдыx ocoбeй, oни были зaгнaны в цeнтp бaкa и пocтoяннo cтaнoвилиcь жepтвaми aгpeccии. Bызвaнo этo былo тeм, чтo в идeaльныx ycлoвияx зaгoнa мыши дoлгo жили и cтapeющиe пoкoлeния нe ocвoбoждaли мecтa в coциaльнoй нишe для мoлoдыx ocoбeй. Имeннo пoэтoмy, aгpeccия былa нaпpaвлeнa в ocнoвнoм нa мoлoдыx гpызyнoв. Узнaть иx мoжнo былo пo иcкycaнным xвocтaм и выдpaннoй шepcти. Пocлe изгнaния caмцы, лoмaлиcь пcиxoлoгичecки и нe жeлaли зaщищaть cвoиx бepeмeнныx caмoк. 2) Caмки cтaли бoлee aгpeccивными, пocкoлькy им caмим пpиxoдилocь зaщищaть cвoe пoтoмcтвo. Пoзжe, иx aгpeccия пepeкинyлacь и нa дeтeнышeй, кoтopыx oни yбивaли и пepeбиpaлиcь в вepxниe гнeздa, cтaнoвяcь oтшeльникaми и oткaзывaяcь oт paзмнoжeния. B peзyльтaтe poждaeмocть yпaлa, a cмepтнocть мoлoднякa дocтиглa выcoкиx peзyльтaтoв. B фaзy вcтyпилa cтaдия D — cмepть мышинoгo paя. Ha этoй cтaдии пoявилacь нoвaя кaтeгopия мышeй — «кpacивыe». 3) «Kpacивыми» — нaзвaли мышeй, чтo пpoявляли нe xapaктepнoe для cвoeгo видa пoвeдeниe. Oни нe вcтyпaли в бopьбy зa caмкy и тeppитopию, нe пpoявляли жeлaния к paзмнoжeнию. Oни тoлькo eли, пили, cпaли и чиcтили cвoю шepcткy. B пocлeдcтвии «кpacивыe» и caмки-oтшeльницы, cтaли бoльшинcтвoм. Cpeдняя пpoдoлжитeльнocть жизни мышeй cocтaвилa 776 днeй, чтo нa 200-ти днeй пpeвыcилo гpaницy peпpoдyктивнoгo вoзpacтa. Koличecтвo бepeмeннocтeй в пocлeднeй фaзe «мышинoгo paя» paвнялacь нyлю. Дeвиaнтнoe пoвeдeниe cпpoвoциpoвaлa y мышeй гoмoceкcyaлизм. Taкжe в мышинoм coциyмe, нe cмoтpя нa изoбилиe пищи пpoцвeтaл кaннибaлизм. Пoпyляция вымиpaлa и нa 1780 дeнь oпытa yмep пocлeдний oбитaтeль «мышинoгo paя». Mышиный coциyм caмoyничтoжилcя. Paй пpeвpaтилcя в aд. Экcпepимeнт нaзвaли «Bceлeннaя-25», пoтoмy чтo этo былa 25 (пocлeдняя) пoпыткa coздaть мышиный paй, peзyльтaт кoтopoй был кaк вce пpeдыдyщиe. Выводы получились не самые утешительные. Как и у мышей, у людей не получится идеальный социум. Boт вaм пpимep люмпeнoв, мaтepeй-oдинoчeк, нacилия в ceмьe, бecпpичиннoй aгpeccии, oблeнившиxcя гpaждaн, coдoмии и coциaльнoг
2 года назад
Природа всем людям дала внимание, память, мышление, однако материальное благополучие у всех разное. Учёные говорят о нескольких причинах этого феномена: во-первых, отношение к богатству основывается на привычках, влиянии общества и семьи. Во-вторых, внутреннее ощущение себя — чем меньше человек себя любит, ценит свои профессиональные качества и умения, тем меньше вероятность, что он когда-то разбогатеет. На уровень богатства могут повлиять следующие факторы: Отношение к деньгам формируется в детстве на примере поведения родителей. Если мама с папой были транжирами, и не умели откладывать, ребёнок, скорее всего тоже не сможет ничего накопить. Даже при хорошей зарплате у личности возникает подсознательная цель избавиться от купюр, отсюда и берутся необдуманные и ненужные покупки. Обладание крупной суммой провоцирует разное финансовое поведение. Одни, получив какое-то количество средств, начинают тратиться без меры, другие стараются сохранить, доходя до крайностей. Правильная реакция на наличие суммы – спокойное и рациональное рассуждение о том, что можно сделать, чтобы умножить или как потратить с пользой. Верная расстановка жизненных приоритетов. Те, у кого на первом месте семья, вряд ли будут много тратиться на развлечения. Боязнь выйти из зоны комфорта мешает материальному благополучию. Только те, кто не боится менять свою жизнь, получают новые шансы обогатиться. Психологи утверждают, что неправильное мышление бедных, кардинально отличающееся от мышления богатых, мешает разбогатеть. Постоянные мысли о недостатке денег закрывают обзор на новые перспективы и ресурсы. Средства заканчиваются в тот момент, когда прекращается стремление к их достижению.
2 года назад
У «морских котиков» ВМС США существует специальное упражнение: человеку связывают руки за спиной, связывают лодыжки и бросают его в бассейн глубиной 3 метра Его задача – выжить в течение пяти минут. Как это часто бывает на тренировках «морских котиков», подавляющее большинство новобранцев терпят неудачу. Многие сразу впадают в панику и начинают кричать, чтобы их вытащили. Некоторые пытаются плыть, но уходят под воду, и их приходится вылавливать и откачивать. За годы тренировок неоднократно бывали даже смертельные случаи. Но некоторым людям удаётся справиться с задачей, и помогает им в этом знание двух довольно противоречивых правил. Первое правило парадоксально: чем больше вы пытаетесь удержать свою голову над водой, тем больше вероятность того, что вы утонете. Со связанными руками и ногами удержать себя на поверхности воды в течение пяти минут невозможно. Больше того, ваши беспорядочные дёрганья лишь только помогут вам утонуть ещё быстрее. Фокус заключается в том, чтобы позволить себе опуститься на дно бассейна. Затем следует с силой оттолкнуться ногами от дна и, когда вас выкинет на поверхность, по-быстрому вдохнуть и снова начать весь процесс. (В 8 лет, еще не зная о существовании "морских котиков" ВМС США, я таким образом спася на море в Затоке, когда оказался на глубине и упустил надувной мяч за который ранее держался.) Опускался на дно и отталкивался ногами в верх и в сторону берега. Таким скачками и допрыгал до отмели) Как ни странно, этот приём не требует ни сверхчеловеческих сил, ни особой выносливости. Вам даже не обязательно уметь плавать, скорее, наоборот, от вас требуется, чтобы вы даже не пытались этого делать. Не следует сопротивляться законам физики, следует их использовать, чтобы спасти свою жизнь. Второй урок немного более очевиден, но также парадоксален: чем больше вы паникуете, тем больше кислорода вам требуется, и тем выше вероятность, что вы потеряете сознание и утонете. Упражнение обращает ваш инстинкт выживания против вас же самих: чем интенсивнее ваше желание дышать, тем меньше у вас будет возможности для этого. И чем интенсивнее ваша воля к жизни, тем больше шансов, что вы умрёте. Таким образом, это упражнение не на физическую силу, и не на силу воли. Оно направлено на умение владеть собой в критической ситуации. Сможет ли человек подавить свои инстинктивные импульсы? Сможет ли он расслабиться перед лицом потенциальной смерти? Сможет ли он рискнуть своей жизнью ради выполнения какой-либо высшей задачи? Умение владеть собой намного важнее, чем умение плавать. Оно важнее, чем физическая сила, выносливость или амбиции. Оно важнее, чем ум, образование и то, как хорошо человек выглядит в роскошном итальянском костюме. Это умение – способность не поддаваться инстинктам, когда больше всего хочется именно этого – это один из важнейших навыков, которые любой человек может развить в себе сам. И не только для службы во флоте. Просто для жизни. Большинство людей полагают, что прилагаемые усилия и вознаграждение находятся в прямой зависимости. Мы считаем, что если работаем в два раза больше, то результат будет в два раза лучше. И если мы вдвое больше уделяем внимание своим любимым, то и нас будут любить в два раза сильнее. А если мы будем кричать в два раза громче, то наши слова станут в два раза более убедительными. То есть предполагается, что большая часть того, что происходит в нашей жизни, описывается линейным графиком, и что на «единицу» усилия приходится «единица» вознаграждения. Но позвольте мне сообщить вам (мне, который надеялся, что если выпить в два раза больше, чем обычно, Red Bull, то и с этой статьёй будет покончено в два раза быстрее) – так почти никогда не бывает. Большая часть того, что творится в мире, происходит не по линейным законам. Линейная зависимость соблюдается только в самых примитивных, однообразных и скучных вещах – при вождении автомобиля, при заполнении документов, при уборке ванной комнаты и т.п. Во всех этих случаях, если вы делаете что-то в течение двух часов, то получаете в два раза больше, чем если бы вы это делали в течение часа. Но это связано с тем, что здесь не нужно д
2 года назад
Эти строки следует перечитывать как минимум, раз в неделю! Пожалуйста, дочитайте до конца. Эти уроки записаны женщиной, которая была никому не нужным 11 ребенком в семье, которая в 16 лет запивала свои проблемы алкоголем, которая, родив в 20 лет, на протяжении 18 лет одна воспитывала своего ребенка, которая сумела победить рак груди в 41 год, женщиной, которая только в 45 лет встретила свою настоящую любовь, женщиной, которая сумела добиться успеха и сделать блестящую журналистскую карьеру. 1. Жизнь несправедлива, но все же хороша. 2. Если сомневаешься, сделай еще шажок вперед. 3. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на ненависть. 4. Работа не позаботится о тебе, когда ты болеешь. Это сделают твои друзья и родители. Береги эти отношения. 5. Каждый месяц оплачивай долги по кредиткам. 6. Не обязательно выигрывать в каждом споре. Согласись или не согласись. 7. Плачь вместе с кем-то. Это лечит лучше, чем плач в одиночестве. 8. Допустимо злиться на Бога. Он поймет. 9. Копи на пенсию с первой зарплаты. 10. Когда дело доходит до шоколада, сопротивляться бессмысленно. 11. Примирись со своим прошлым, чтобы оно не испортило твое настоящее. 12. Можно позволить себе заплакать в присутствии своих детей. 13. Не сравнивай свою жизнь с чьей-то. Ты и понятия не имеешь, что им приходится испытывать на самом деле. 14. Если отношения должны быть тайными, тебе не стоит в этом участвовать. 15. Все может измениться в мгновение ока. Но не волнуйся: Бог никогда не проморгает. 16. Сделай глубокий вдох. Это успокаивает мысли. 17. Избавься от всего, что нельзя назвать полезным, красивым или забавным. 18. Что не убивает, делает тебя сильнее. 19. Никогда не поздно иметь счастливое детство. Однако второе детство зависит исключительно от тебя.. 20. Когда приходит время следовать за тем, что ты действительно любишь в этой жизни, не говори <нет>. 21. Жги свечи, пользуйся хорошими простынями, носи красивое нижнее белье. Ничего на храни для особого случая. Этот особый случай - сегодня. 22. Подготовься с избытком, а потом будь что будет. 23. Будь эксцентричным сейчас. Не жди старости, чтобы надеть ярко-красную одежду. 24. Самый важный орган в сексе - это мозги. 25. Никто, кроме тебя, не несет ответственности за твое счастье. 26. При любой так называемой катастрофе задавай вопрос: <Будет ли это важно через пять лет?> ' 27. Всегда выбирай жизнь. 28. Прощай всё и всем. 29. Что другие думают о тебе не должно тебя волновать. 30. Время лечит почти всё. Дай времени время. 31. Неважно, плоха ли ситуация или хороша - она изменится. 32. Не принимай себя всерьез. Никто этого не делает. 33. Верь в чудеса. 34. Бог любит тебя потому что он - Бог, а не из-за того, что ты что-то сделал или нет. 35. Не нужно изучать жизнь. Ты появляешься в ней и делаешь столько, сколько успеешь. 36. Состариться - более выгодная альтернатива, чем умереть молодым. 37. У твоих детей есть только одно будущее. 38. Все, что в итоге имеет смысл - это то, что ты испытал любовь. 39. Выходи гулять каждый день. Чудеса происходят повсеместно. 40. Если бы мы сложили в кучу все наши проблемы и сравнили их с чужими, мы бы живо забрали свои. 41. Зависть - это пустая трата времени. У тебя уже есть все, что нужно. 42. Однако самое лучшее ждет впереди: 43. Неважно, как ты себя чувствуешь, поднимись, оденься и выйди на люди. 44. Уступай. 45. Хоть жизнь и не повязана бантиком, это все равно подарок. Регина Бретт.
2 года назад