Найти в Дзене
Записки о гаплогруппах чувашей Л. А. АлександровРоссия, 428003, г. Чебоксары, ул. Энгельса, 28 б e-mail: dnkbest@bk.ru
Данная тема была изложена автором в книге «Житие и генетический портрет насельников междуречья Свияги и Суры и их потомков». Чебоксары. Новое время. 2022 г. За 2 прошедших года появились новые данные по этой проблеме. Другие чувашские авторы в своих сочинениях по данной теме используют данные российского ДНК-сервиса «Генотек» и американской частной компании Famili Tree DNA из-за отсутствия собственных данных. В таблице № 1 представлены данные молекулярно-генетических исследований, выполненных в 2012-2022 годах Обществом «Диагностический центр «ДНК БЕСТ»...
1489 читали · 5 месяцев назад
День воинской Славы. День Неизвестного Солдата.
3 декабря в России, начиная с 2014 года, отмечается памятная дата – День Неизвестного Солдата. В этот мы вспоминаем российских, советских воинов, погибших в боевых действиях на территории нашей страны и за её пределами. История её возникновения связана с тем, что в 1966 году, в ознаменование 25-ой годовщины разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, прах Неизвестного солдата был захоронен у стены Московского кремля. Девиз «Никто не забыт, ничто не забыто» стал символом того дня. 9 мая впервые был объявлен праздничным днём только лишь в 1965 году...
6 месяцев назад
О выполнении воинской повинности.Часть 2. Продолжение.
На следующий день в доме у юноши собираются его друзья – парни и девушки. Они все вместе готовили так называемый «платок солдата». Вместе сшивали два-три платка с кистями (шёлковые шали). На одной стороне лентами вышивали цветы или красную звезду (в советский период), на другой – имя солдата. С обеих сторон за углы пришивали ещё 14-16 маленьких платков, ручки, наподобие петель лыжных палок, чтобы призывнику было удобно держать. Дополняли платок бусами и лентами, а когда он готов, оценить приходят родственники и соседи...
11 месяцев назад
О выполнении воинской повинности.
Часть1. Тема воинской службы мне особенно близка, и я не могу её обойти стороной. Очень бы хотелось узнать, как относились наши предки к службе, каковы были обычаи и ритуалы проводов в армию, как встречали уволенного военнослужащего именно в селениях Шорданской волости. Точных сведений об этом пока я не обнаружил. В каждой деревне были свои особенности проводов рекрутов на службу. Сохранились лишь отдельные эпизоды этого ритуала, что не позволяет воссоздать полную картину. Но были и остаются общие традиции, характерные для всех чуваш...
11 месяцев назад
Крещение чувашей Шорданской волости (продолжение).
Основная часть жителей Шорданской волости была крещена зимой 1747-1748 годов. По д. Яндашево: Иштинка Пихтинеев стал Никифором Тихоновым; Ильдебек Ильдеев – Григорием Яковлевым; Сидеряк Казандеряков – Сидором Ларионовым (был выборным, но оставался холостым); Уратак Калесев – Федором Семеновым; Идебей Янзекеев – Иваном Васильевым; Савка Савадеров – Михаилом Прокофьевым; Федор Ирсубаев – Филиппом Михайловым; Ирзубай Иштеряков – Абрамом Артамоновым; Ишбулат Каткенеев – Антоном Васильевым (крещены в...
274 читали · 1 год назад
Крещение чувашей Шорданской волости.
Появление христиан в наших краях первоначально было встречено крайне негативно. Представьте себе ситуацию: приходят люди, говорящие на иностранном языке, ведут разговоры о неизвестном Боге, требуют деньги на строительство храмов и церквей. У наших предков тогда существовала чёткая система языческих верований, выработанная многими веками, и поэтому они сторонились идей христианизации. Исследователи считают, что древняя вера болгаро-чуваш это не просто язычество, слепое поклонение идолам, деревьям, как пытаются доказать отдельные деятели...
1135 читали · 1 год назад
Налог, ясашное тягло
Я уже упоминал в предыдущих статьях, что в начале XVIII века все жители нашей местности именовались ясашные крестьяне. Так, как платили налог, ясак. Позднее появились термины казенные, государственные крестьяне. Наши предки были прикреплены к земле, но они не были рабами, их нельзя было купить, продать, подарить, разлучить членов семьи, обменять на щенка охотничьей собаки. За пользование землей чувашские крестьяне платили государству денежный и хлебный ясак. Ясак являлся не только податью, но и единицей обложения...
332 читали · 1 год назад
Чувашские имена жителей д. Изеево
В предыдущей статье мы говорили об именах жителей д. Яндашево. Сегодня хотелось бы рассказать о жителях д. Изеево. Напомню, что материнское селение Изеево находилась на территории современной Ельниковской рощи, вдоль оврага. Деревню Изеево жители покинули после, так называемого официальной историей, крестьянского восстания 1670-1671 годов и основали околотки: Аркасы в 1686 г. (чув. «Аркасси»), Ельниково-Изеево в 1678 г. (чув. «Тĕкĕрҫ Иҫей»), Липово в 1675 г. (чув. «Çăкалăхъял»), Ольдеево-Изеево (чув...
2972 читали · 1 год назад
Как звали наших предков до крещения.
Многолетняя мечта и неутомимое желание узнать свои родословные корни привели меня в г. Москва, в Российский государственный архив древних актов. В недрах архива удалось обнаружить «Книга переписная ясачных крестьян (русские село Преображенское и чуваши) Шерданской, Сугутской, Ишаковской, Кинеярской, Кувшинской, Чемуршинской, Алгашской, Ишлеевской волостей Чебоксарского уезда. Перечневые выписки итогов переписи в сравнении с данными 1709 года». (фонд 350, опись 1, дело № 450). Это второй из самых ранних сохранившихся списков жителей деревень за 1717 год...
700 читали · 1 год назад
Легенда о деве Юрак
В рукописном фонде Николая Васильевича Никольского, одного из первых чувашских историков, этнографов, филологов, который хранится в Чувашском государственном институте гуманитарных наук, имеется интересное письмо. Безымянный автор, уроженец нашей округи, в сентябре 1914 году написал Н.В. Никольскому легенду о Юрак (быль) (текст сохранён): Ночь… Брезжит луна… На соснах вековечных и на дубах могучих Иней серебриться, искриться бриллиантами Снег по дорожкам крутиться, как бич И при слабом ветре с деревьев...
1483 читали · 1 год назад
Селения Шорданской волости на географических картах (продолжение, часть 3)
В ландратской книге отмечается, что в Чебоксарском уезде по переписи 1717 года девять волостей, 107 деревень, в них 3785 жилых дворов, в них ясачных чувашей, которые обложены тяглом, 8181 мужчин, а женщин 8948, всего 17129 человек. Дворы платят 1673 ясака с получетью. По переписи 1709 года в Чебоксарском уезде было 5488 жилых дворов ясачных чувашей, в них числилось 10764 мужчин, платили 2524 ясака с полутора четью. Жилые по переписи 1709 года были положены «в пустоту», а к 1717 году явились из бегов...
285 читали · 1 год назад
Селения Шорданской волости на географических картах (продолжение, часть 2)
В 1793-1804 годах проводилось генеральное межевание Казанской губернии Чебоксарского уезда. По её итогам составлена карта и экономическое примечание, в которой приводится описание Шерданской волости: «села Никольского, Яндашево тож 144 дворов, 429 муж. и 480 жен. с деревнями; Изеевой (с выселками из 3-х деревень) 31 дв., 389 муж. и 394 жен.; Тохтарево (с выселками из 2-х деревень) 33 дв., 244 муж. и 291 жен.; Яндовой (с выселками из 3-х деревень) 20 дв., 100 муж. и 119 жен.; Аккузовой (с выселками из 5-и деревень) 32 дв...
138 читали · 1 год назад