Найти в Дзене
Другой в психоанализе Лакана
В психоанализе Жака Лакана есть два понятия: большой Другой (символический) и маленький другой (воображаемый). Начать, пожалуй, стоит с маленького другого, вопрос о котором отсылает к стадии зеркала. В этот период, примерно с 6 до 18 месяцев, ребёнок оказывается захвачен своим зеркальным образом (в зеркальной поверхности или телах других людей), при виде своего отражения он ликует, он очарован цельным образом себя, который, в отличие от реального тела ребёнка уже собран в единое целое, тогда как сам он ещё полностью своим телом не овладел...
8 месяцев назад
Взгляд, Другой и субъект. Почему субъект возможен?
Лакан говорил, что взгляд не просто смотрит - он ещё и показывает. Другой проецирует образ, т.е. накладывает на субъекта то, кем он должен быть в глазах Другого. Это своего рода социальный код, в который субъект или вписан или нет, то есть, это выбор, но иллюзорный, или невозможный, как в известном «кошелёк или жизнь», где выбирая кошелёк, субъект лишается жизни. Выбор оказывается невозможным, поскольку войти в социальное субъект может только посредством вписывания себя в стандарты и идеалы современного общества...
1 год назад
Истина и аналитик Истина всегда где-то рядом, она не может не быть и происходит, если не в словах, то вырывается наружу другими путями, в сомнениях, чувстве вины. Это когда человек живёт не своей жизнью, предавая своё желание. Вот она вина как следствие предательства своего пути. Мы так хотим угодить другому, чтобы не быть им оставленными, и для этого прибегаем к неправде. Но суть такова, что врём мы и себе и другим, жертвуя настоящей встречей с ними. Во встрече с другим важно быть собой, иначе кто и с кем встречается? С реальным ли другим человеком? Нет. Лишь с тем, кого мы себе вообразили в другом, тем, кто и так всегда присутствует, это кто-то всегда старый и знакомый, а тот, кто реальный, остаётся за кадром, остаётся покинутым в скуке, в невозможности быть желанным. Столкновение с собственной истиной возможно прожить в анализе, где придётся принять, что твои желания имеют вес, что они кричат о себе всё громче и громче или приходят извне, пока их не освободишь. Свобода - это всегда ответственность, где нет воображаемого другого, который якобы обеспечит спокойствие и уют, защиту, разве что от собственного бытия. Мы верим в богов, каждый в своего. Для аналитика бог - это бессознательное, с которым приходит к нему человек и хочет его доверить именно этому аналитику, именно с ним он хочет встретиться, ведь что-то в нём напомнило о ком-то своём, старом и не прожитом во встрече с реальным другим. Я рада, что иногда могу встретиться с кем-то.
1 год назад
Как выбрать «своего» психоаналитика?
Ответ на этот вопрос буду строить, исходя из психоаналитической концепции, поскольку работаю именно в этом направлении.  «Как найти "своего" психоаналитика?»– слово «своего» я не просто так вношу в кавычки, поскольку для каждого в нём будет пониматься что-то своё. Это и вносит сложность в формулировании общих правил по подбору человека, которому придётся открываться, переживать с ним очень не простые вещи. Да, психоанализ (или психотерапия) – это не интеллектуальные беседы на житейские темы, иначе...
2 года назад
Сериал «Годы». Бетани - психоаналитический взгляд.
Посмотрела первую серию сериала «Годы», и меня заинтересовала одна героиня - молодая девушка по имени Бетани, которая признается родителям в том, что ей не место в этом теле, что она хочет существовать только в цифровой реальности как разум, а от тела хочет избавиться и закопать его в землю, так она сможет жить вечно. Её желание выглядит крайне любопытно, поскольку отражает то, как современный субъект или даже субъект будущего способен располагаться в том пространстве культуры, куда он был когда-то рожден...
2 года назад
Субъект с самого начала стремится быть замеченным. И если его не видят и не обозначают то место, где он, а где другой, то спутанность и расколотость продолжает центробежное движение в сторону значимого объекта, место которого создает и занимает другой. И именно этот другой проводит связующую и одновременно разделяющую черту между отражением и реальным телом, между другим и субъектом вопроса о себе. Так появляются места в психике субъекта, собирается он сам, разрозненные части интегрируются в цельный образ и связное ощущение себя, как отдельного и при этом ценного. Его ценность не станет рушиться, если реальный взгляд другого будет его покидать на время, поскольку место взгляда уже остаётся в психическом, оставляет системообразующий след и направленность внимания, которое дает возможность диалога, а следовательно, и перспективу для вопрошания, где желание имеет будущее в получении ответа.
2 года назад
Молчание в настоящее время является частым на сессиях. Даже обычным явлением. Молчание, как способ говорить, описывая ту огромную бурю чувств, которая ощущается как пустота из-за невозможности её символизировать. Но всё же, важно за эту пустоту зацепиться и с чего-то начать говорить. Это может быть любая мысль, или состояние. Выбирать здесь наиболее подходящее не имеет смысла, как и всегда впрочем. Цензура собственной речи - нежелательный спутник в психоанализе вообще, а в нынешнее время возможность говорить становится ещё более привилегированной.
2 года назад
Меланхолия прошла мимо невротика, потому он только рядом, вертится вокруг неё, может даже стремится к ней, создавая пелену из смыслов. У меланхолика нет пелены, он проглочен этой дырой - он есть дыра, она для него реальна, и оттого ему не становится легче жить, ему легче умирать. Там, где невротик, стремясь к жизни, стремится к смерти, меланхолик уже мёртв. (вид из дыры). Мысли после просмотра «Меланхолии» Ларса фон Триера вместе с участниками киноклуба в кабинете психоанализа 1218.  10.09.22
2 года назад