"Лит-механика" Леонида Немцева
139
подписчиков
«Лит-механика» совершает погружение в мифологию, философию, поэзию и кинематограф, исследует структуру художественного произведения и творческого мышления, всматривается в историю культуры с древних времен до наших дней и описывает те метаморфозы, которые дарят чистые переживания.
Белый Мастер и красная Маргарита
Леонид НЕМЦЕВ, статья к лекции Анна Ахматова в стихотворении на смерть Булгакова дает самую точную его характеристику: «до конца пронес/ Великолепное презренье». Конечно, такое презрение – признак аристократичности, оно основано на мизантропии. Это не вообще ненависть к людям, а нетерпимость к человеческим слабостям. Вместе с тем, великолепное презрение Булгакова основано на его принципиальной диалектичности. Это основная черта его стиля. Воланд горячо спорит с Кантом, который верил в способность суждения, то есть выработку окончательной нравственной позиции при выборе между добром и злом...
Печь Прометея
Леонид НЕМЦЕВ * Чаще всего в мировой культуре из мифологических персонажей упоминается Прометей, хотя вряд ли он всплывет в памяти в первой десятке. Это уже хорошая подсказка: Прометей у нас не в памяти, а в подсознании. Он в самом деле чуть ли не самый родной. Дал людям огонь, который от людей прятали. Мученик, бросивший вызов Олимпу. Но он же и создатель человека. Понять образ Прометея так же сложно, как понять себя. Миф о Прометее лежит в основе самого мифологического сознания, поэтому проявляется во всех возможных отголосках...
Подвиги Геракла как поиск самого себя
Леонид НЕМЦЕВ * Когда мы смотрим в прошлое, то видим застывшие скалы и статуи героев с их неизменными атрибутами. Кажется, что нет ничего стабильнее давнего прошлого и классической культуры. Вот почему так скучно бывает учиться: ведь мы изучаем то же самое, что изучали до нас 100, 1 000 лет, и всё это – статичные версии историй, которые не могут измениться. На самом деле, меняется всё. Каждый из нас сталкивается с субъективным переписыванием своего прошлого (и хорошо бы, чтобы у этих изменений была какая-то высокая цель)...
Почти дописан «Вертер»
Леонид НЕМЦЕВ * Стараясь разобраться в современной культурной ситуации, мы часто видим ее поразительное сходство с предыдущими эпохами. Прежде всего – с романтизмом и модернизмом: то ли это элементы декора, то ли несущие стены всей конструкции. Казалось бы, не только романтизм, но и постмодернизм уже закончился и налицо попытки говорить о постапокалипсическом искусстве, хотя есть попытки говорить и о «постапокалипсическом модерне», а недавно возник термин «метамодерн», означающий принципиальную связь...
Русский дух в центре «Зеркала»
Леонид НЕМЦЕВ * Хотим мы этого или не хотим, но мы – носители мифологических представлений. И в нас тем больше подсознательной первобытной структуры, чем больше мы этого не хотим. Одна из сложностей российского менталитета – это проблема понимания Центра, которая тесно связана с ощущением границы. Центр – духовная точка отсчета, настройка системы координат. В древнем сознании Центр – это престол, столичный трон. По латыни tronc – ствол дерева. Кресло, сделанное из ствола древа, – жертвенное и сакральное место восседания царя-жреца...
Сделка с чертежником
Леонид НЕМЦЕВ * Все мы помним, как семь лет назад просквозила новость, что ПИТЕР ГРИНУЭЙ в Самаре снимает фильм об Александре Дюма. В ожидании фильма «Волга» (таким было рабочее название) мы запустим ускоренную кинопленку в обратном порядке, пока не встретимся с самым первым полнометражным фильмом Гринуэя «КОНТРАКТ РИСОВАЛЬЩИКА» (1982). Гринуэй страстно любит воду, он считает, что вода – это сама магия, она очищает и перестраивает человека. К тому же она невероятно фотогенична: кадры с водой никогда не будут скучны...
Навеки Годар
Леонид НЕМЦЕВ * «Быть или не быть – это вообще не вопрос». Годар. Говоря о нем, нужно постараться действовать как он сам, потому что играть в Годара невозможно. Наверное, самое большое оскорбление ему нанес друг молодости Бернардо Бертолуччи, у которого «мечтатели» бегут сквозь Лувр, подражая Годару. Тогда как у Годара аутсайдеры бегут сквозь галереи образов. Цепь образов легко превращается в оковы. Мы становимся рабами образов тогда, когда начинаем их объяснять, забывая проживать их. Бежать сквозь – значит, выходить из рабства...
Когда Великий Пан атакует Центр…
Леонид НЕМЦЕВ * Упоминание Пана сразу приводит на ум две истории: устойчивое название психологического явления, которое как будто захватывает сердце, дыхание и сознание человека изнутри, и рассказ Плутарха о крике «Великий Пан умер!» («Об упадке оракулов»). В правление императора Тиберия мимо острова Паксос (самого маленького из Ионических островов) шел корабль. Шкипером был египтянин по имени Фармуз. Некий голос окликнул его с острова по имени. Тот сразу отозвался. Его попросили передать на следующий остров, что Великий Пан умер...
Райский Лермонтов
Леонид НЕМЦЕВ * Интерпретация поэзии – дело почти неподъемное. Чего только не приходится читать про поэтов, как будто стихи – это надувные шарики, которые «специалисту» остается наполнить воздухом собственных легких. Самый мягкий случай – когда поэт недочитан, когда остается еще какой-то таинственный слой для будущего возделывания (и как только литература терпит это постоянное «нельзя знать, что хотел сказать автор» или «нам много еще предстоит узнать об этом произведении»?). Самое прискорбное,...
О доне нашем Кихоте…
Леонид НЕМЦЕВ * Уже сложилась традиция воспринимать дворянскую приставку «дон» как часть имени нашего бедного сеньора. В латинской традиции возникло понятие dominus – господин. Постепенно произошла редукция в «дом» с носовым звуком, который произносился, а потом стал писаться как «н». Изначально Доном называли только Папу Римского, потом титул незаметно перешел к кардиналам, епископам, монахам. Потом его стали носить и короли, но он быстро стал знаком отличия за доблестную службу, причем ставился не перед фамилией, а перед именем...
Родной и посторонний Иоселиани
Леонид Немцев* Листопад – время очень короткое: примерно в октябре слетают листья с дерев, зигзагами плывут к земле, а если оснастить это порывами ветра и смочить сухие листья дождем, то у нас получится красивый лирический план для фильма об утраченной любви (как листья в бочке на перекрестке из фильма «Затмение» Антониони) или веселенькая иллюстрация осени, как во всех фильмах про школьников. Для болгарина и хорвата листопад – это октябрь (официальное название месяца). Украинец поправит, что это ноябрь, и его поддержат белорус, поляк, чех, словенец и даже литовец (лапкритис – падение листвы)...
В поисках великого Может Быть
Леонид НЕМЦЕВ* РАБЛЕ был плохим затворником, ему пришлось выйти из двух монашеских орденов, но он был очень успешным врачом, получив степень доктора медицины. В Лионе он руководил госпиталем Милосердной Богоматери, в Меце служил в должности городского врача, а в конце жизни был личным лекарем кардинала дю Белле. О своей врачебной практике Рабле говорил с Эразмом Роттердамским, которого называл сначала своим духовным отцом, а потом даже «матерью». И он один из первых стал использовать элементы психотерапии,...