Найти в Дзене
Обзор по теме: философия естествознания и концепции современного естествознания
Введение О чём философия естествознания? Вообще, что такое естествознание? В самом широком подходе, исходя из различных определений, естествознание - это совокупность знаний как упорядоченное целое или же система наук о законах природы, свойствах объектов природы, явлениях и процессах. Теперь, философия естествознания является частью, то есть разделом философии наук, который посвящён наукам о природе. Причём философия в процессе познания природы выполняет методологическую функцию. В то же время,...
2 дня назад
Очерк по проблеме жизни. А ну ка все вместе, философы и естествоиспытатели
Дорогой заинтересованный искатель, у нас проблема, нет, проблем предостаточно в жизни на самом деле, но все они сводятся к одной, проблеме жизни. И вот, мир так меняется, а современность всё больше порождает лидеров значительных перемен, что проблему жизни бросились решать не только философы и биологи, но и физики, химики, другие естествоиспытатели. А что такое жизнь? Определить не получается, конкретный ответ на этот сложный вопрос всё равно не найден, потому как жизнь, оказывается, явление сложное...
5 дней назад
Фрагмент статьи: Что такое жизнь: наука и современная философия о жизни, биофилософия. 😊 Полное издание со всеми ссылками на научные и философские источники здесь:dzen.ru/...smhH Философия и биология о проблеме жизни, биофилософия А что философия? «В философии классического, неклассического и современного неоклассического периода категория «жизнь» отсутствует в структуре категорий».[1] С учётом того, что это основное понятие философии, то почему? Всё сложно, излишне тут, наверное, дальше философствовать. А что биология? Она занимается живыми системами. В то же время, складывается впечатление, сущность жизни остаётся вне внимания науки. Следовательно, ни философия, ни биология не могут быть основой исследования проблемы жизни? А если взять и то и другое, то есть если объединить подходы? На наш взгляд, такая попытка сделана, она реализуется в биофилософии. Дело в том, что «концептуальным ядром биофилософии является понятие жизни, которое в наше время приобретает статус многозначной философской категории и основополагающего принципа понимания сущности мира и человеческого существования в нём».[2] Биофилософия (биология и философия) одновременно является, в том числе, и философией биологии, где понимание жизни, живых систем, живой материи проистекает из мировоззренческого осмысления биологических знаний. Отсюда, как раз мировоззренческий аспект повышает статус биологии в плане формирования универсальной картины мира, целостной системы взглядов человека на окружающий мир, включая также взгляды на жизнь (жизневоззрение). И вот, впервые в отечественной философии биологии был предложен термин «биофилософия» в работах Р.С. Карпинской для «обозначения некого самостоятельного научно-философского подхода, фиксирующего новый синтез биологического и философского знания».[3] То есть вместе с биофилософией происходит формирование новой универсальной научно-философской картины мира, основанием которой, по всей видимости, становятся идеи русского космизма. Но не только это, биофилософия объединяет в себе многие фундаментальные знания биофизики, биохимии, биоэнергетики, биоинформатики и так далее. Таким образом, если биофилософия, то, что ещё можно сказать о проблеме жизни? Нас интересует кибернетическое определение жизни, данное А.А. Ляпуновым (одним из основоположников советской кибернетики), в котором жизнь есть «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».[4] Мы замечаем, как в понимание жизни проникает информационный аспект мироздания, скорее всего, в силу его особого значения в разнообразных проявлениях жизни. Между тем, следует иметь в виду, что «философская проблема современной биологии - создание общей теории жизни».[5] Получается, что понятие информации должно быть обязательно вписано в такую теорию. Именно отсюда сегодня серьёзно востребован фундаментальный синтез биологических знаний, так как за этим скрывается определённый мировоззренческий подход к жизнедеятельности органической материи, живых систем. Однако здесь снова поднимается актуальность формирования новой научно-философской картины мира. Окончание ознакомительного фрагмента статьи ✔
1 неделю назад
Аннотация к статье (в полном её формате со всеми ссылками на научные и философские источники): Философия познания и познание философии, что такое философия, о методологии познания  dzen.ru/...qwoO) В статье исследуется проблема познания, в том контексте, который наводит доступный для нас анализ имеющихся сведений на вопросы философии, где главным вопросом становится природа самой философии. Что такое философия? На самом деле, без познания сути философии мы не можем двинуться дальше в нашем масштабном исследовании жизненной реальности, ибо следует понимать, с чем мы имеем дело, что нас должно вести к пониманию проблемы жизни. С другой стороны, философских проблем достаточно много и вряд ли они имеют решение, по крайней мере, человеческий разум не может придать им окончательное состояние истины. Однако достижение истины представляется долгим жизненным путём к мудрости, на который вступает человек, стремящийся найти её. Философия - не наука. Мы присоединяемся к данному умозаключению, но вопрос, что такое философия, требует вдумчивых рассуждений. Проблему философии в статье мы рассматриваем, опираясь на различные мнения, толкования, определения, и одновременно стараемся вычленить ключевую концептуально важную информацию, которая бы синтезировала все сведения во что-то цельное и ценное для нашей работы. Да, поиск истины есть также философия, в то же время  истина считается конечной целью научного познания. В статье мы анализируем разницу между научным познанием и философским познанием. По всей видимости,  это два пути, ведущие к истине, но отличаются они методологически. Вместе с тем, стоит признать, достичь абсолютной истины человек не может, используя научный метод познания и философию. Тем не менее, наука и философия взаимосвязаны, в методологическом плане они проникают друг в друга, зависят от достижений друг друга. Кроме всего прочего, в статье мы затрагиваем вопросы, которые проводят грани между такими понятиями, как мышление, мировоззрение, философия. Что является философией то или другое, либо и мышление и мировоззрение, а может быть ни то ни другое? По этим вопросам мы предлагаем свои выводы, заметим, все наши выводы подкрепляются соответствующими ссылками, главным образом, на научные источники. Это необходимо на наш взгляд для обстоятельных рассуждений, без удаления сконцентрированной мысли куда-то в облачное пространство, всё-таки, если реальность объяснить трудно, не нужно её познавательно поглощать безосновательными догадками. Гипотезы? Да, здесь нет ничего зазорного, но на пустом месте банально выдумывать чего-либо мы не желаем. Но почему методология? Здесь мы приоткрываем любопытный момент, методология может служить ядром мировоззрения, такой вывод, пожалуй, потребует дальнейших наших изысканий, но философия есть методология рационального познания. Не хотелось бы торопиться с последующими умозаключениями, сулящими интересные подробности жизненной реальности, оставляем пока невспаханную почву для размышлений.  Для нас самих возникает потребность углубиться во владения разума, и тут есть смысл. Появляется множество других вопросов, как, например, что такое мировоззрение, что такое методология, что такое смысл и так далее. Иными словами, путь познания, где происходит познание философии, заставляет серьёзно относиться к делу, а это, в свою очередь, долгое продумывание каждой мелочи, поэтому назревает время бесконечных открытий, поэтому впереди вечность постижения.   
1 неделю назад
Аннотация к статье (в полном её формате со всеми ссылками на научные и философские источники): Проблема жизни в философии истории, к универсальной теории эволюционирующей жизни dzen.ru/...lijJ В статье исследуется проблема жизни, но теперь с позиции философии истории. Отметим, проблема жизни в философии истории или иначе историософии имеет связь, на наш взгляд, с определением цели и смысла жизни. Почему? Дело в том, что исследуются объективные закономерности и движущие силы всеобъемлющего исторического процесса. Следовательно, речь идёт об эволюции, и вполне можно рассуждать о теории эволюции жизни. Но насколько актуальным является сегодня обращение к проблеме жизни в её историко-эволюционном значении? Нам кажется, что человечество стоит перед серьёзными глобальными проблемами, решение которых может повлиять  на ход эволюции человечества вообще, отсюда задача философов обосновать правильный путь развития жизни на планете. Поэтому вопросы, касающиеся смысла и цели жизни как никогда актуальны. Содержание статьи не исчерпывается краткими вступительными словами о том, о чём мы сейчас говорим, и как бы по умолчанию настраивает на длительный и вдумчивый анализ исторических событий, исторических фактов, подразумевая при этом переосмысление всего исторического процесса. Да, в статье мы обращаемся к теории эволюции, вернее, пока только обозначаем необходимость это сделать. Но теория эволюции, она ведь считается фундаментом биологических наук, тем не менее, у нас есть основание соединить, если так можно сказать, концептуальное ядро биофилософии и с главными положениями философии истории. К чему это может привести? Мы думаем, в результате такого объединения появится возможность  формулирования универсальной теории эволюционирующей жизни. Безусловно, прежде всего, здесь имеет значение мировоззренческий аспект, он играет важнейшую роль в формировании новой универсальной научно-философской картины мира, и мы отдаём себе отчёт в критической сложности всего затеянного мероприятия по участию в создании междисциплинарной теории жизни. Однако у нас нет амбиций в этом деле, мы просто размышляем, в меру своего понимания что-то может быть, и привнесём в мир.  Но это не является нашей самоцелью. Теперь, какой вывод вынашивался в статье, к чему мы пришли? Проблема жизни в историософии сопряжена с теорией эволюции, поэтому стоит рассуждать об эволюционирующей жизни. А если жизнь эволюционирует, тогда вся биологическая картина мира требует рационального и взвешенного пересмотра. Действительно, ведь всё, что нас окружает, всё мироздание, вся Вселенная, в конце концов, есть выражение жизни, являющейся непосредственным фактором и движущей силой эволюции. Как это понять? Пожалуйста, философия истории к нашим услугам, где исторический контекст, так сказать, вкраплён, в соответствующую мировоззренческую систему представлений о реальности и жизни, жизненной реальности.
3 недели назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала