Ушла война. Осталась память… Серия постов "Научный полк" подходит к концу. За этот период мы вам рассказали много интересной исторической информации: - о том, какое важное место занимало здание нашего Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова в годы войны, расположив в своих стенах крупнейший в Новосибирске эвакуационный госпиталь; - как создавались и выглядели здания в годы Великой Отечественной войны; - познакомили с архитекторами того времени, их работами, а так же наиболее выдающимися личностями, которые внесли вклад в историю НГУАДИ; - поделились кадрами с музея им. С.Н. Баландина; - рассказали особенности строительства в период перемен и нестабильности, поделились нереализованными планами работ и просто окунули в историю жизни того времени.
2 года назад
Студенты-архитекторы периода Великой Отечественной войны Период Великой Отечественной войны для Новосибирска был не простым, как и для любого жителя того времени. Мы уже много раскрыли истории и интересных фактов об архитекторах, городе и здании (на сегодня здание НГУАДИ). Отдельно хочется отметить, что большой вклад в архитектуру привнесли студенты-архитекторы периода ВОВ. Ведь проектирование зданий тогда считалось одним из самых сложных - было сложно морально. Что-то надо было иметь в душе, словами не объяснить и не многие могли с этим справиться. Те работы очень отличались по качеству и своему содержанию. Одни работы делались формально четко, но без души, другие - креативно и со смыслом, но по-детски наивны. Всем приходилось учиться вновь и подстраиваться под текущие события. Но даже тогда в истории города появились невероятные здания, которые сформировали историю сегодняшнего дня.
2 года назад
Город, которого нет: какие сталинские высотки не построили в Новосибирске. Часть 5 «Адмиралтейство» Академии наук Так и не был реализован проект застройки в границах Красного проспекта, Фрунзе, Мичурина и Державина, разработанный в 1944 году Андреем Крячковым. Если бы задуманное удалось воплотить, на этой территории появился бы целый комплекс зданий для Западно-Сибирского филиала АН СССР. Научный и образовательный кластер с жилыми кампусами планировали растянуть вдоль Красного проспекта. Одно из зданий в проекте имело вставку с аркой, башней и шпилем по аналогии с Адмиралтейством в Санкт-Петербурге — в духе архаичной стилизации. Тогда это приветствовалось. В музее имени Баландина сохранились подлинные эскизы Крячкова с вариантами планировки комплекса зданий. В список нереализованных проектов попал и задуманный ещё немецким архитектором Рудольфом Волтерсом город-сад на Первомайке. Там построили только несколько из запланированных жилых домов. Воплотить идею полностью не удалось из-за индустриализации 1930-х годов, требующей колоссальных финансовых вложений, а потом началась война.
2 года назад
Город, которого нет: какие сталинские высотки не построили в Новосибирске. Часть 4 Центральную площадь Сталина (сейчас площадь Ленина) города сформировали как демонстрационную. После войны здание НГУАДИ, в котором в начале 1940-х работал госпиталь, решили перестроить в жилой дом с высотным объёмом — башней и шпилем. Предполагалось, что там будут жить артисты оперного театра. В центре площади планировали поставить огромный памятник Сталину. Проект с башнями даже утвердили в Москве. Но из-за хрущёвской реформы архитектуры и борьбы с излишествами эту концепцию не реализовали, как и проект застройки Красного проспекта высотными жилыми и административными зданиями от 1954 года. Дом социалистического земледелия Здание на Максима Горького, 78 построили в 1936 году. Получилось оно довольно скромным, хотя изначально рассматривали проекты с богатым декором и украшениями в виде скульптур. В 1941 году в здании разместили эвакуированный в Новосибирск стратегический НИИ-39 (НИИ измерительных приборов).Дом под строкой Жилой дом («Дом НИИ-39») на Красном проспекте, 30 представляет собой типичный пример советской послевоенной архитектуры в формах классицизма. Вместе с Домом соцземледелия этот объект формирует начало Октябрьской магистрали. Между тем, по словам Сергея Филонова, вместо Дома могло бы появиться украшенное скульптурами здание со шпилем и большой площадью остекления. Информация из «Новосибирских новостей».
2 года назад
Город, которого нет: какие сталинские высотки не построили в Новосибирске. Часть 3 Есть несколько проектов застройки Октябрьской площади (площади Пименова). В одном из них на месте ГПНТБ стоит невысокий корпус, за ним тянется парк — до огромного стадиона в Лесковом логу и дальше до улицы Адриена Лежена. Вместе с тем сохранились проекты, в которых на месте научно-технической библиотеки расположена самая большая сталинская высотка, аналогичная зданию МГУ на Воробьёвых горах. «Даже осознать сложно, насколько это здание колоссальное», — говорит Сергей Филонов. На панораме правого берега, помимо доминанты на месте ГПНТБ, хорошо видно ещё один высотный объём вместо современного здания заксобрания, а также корпус Речного вокзала, который тоже украсили шпилем. Ещё одно огромное здание должно было вырасти на площади Маркса. Это 21-этажная библиотека высотой 93 метра. Проект в 40-50-х годах создал архитектор Евгений Щербинин. Перед этим он отрабатывал практику на строительстве сталинских высоток в Москве. На проспекте Маркса, ближе к нынешнему НГТУ, должна была встать высотка по проекту архитектора Григория Гладштейна. Это величественное здание с башней, шпилем, часами и арками. Его, к сожалению, тоже так и не построили.
Народный дом Точкой отсчёта в проектировании крупных зданий в Ново-Николаевске стал 1906 год. До этого наш город представлял собой большую деревню. Самый интересный дореволюционный нереализованный объект — это «Народный дом». Проект для него разработал Андрей Крячков. Здание планировали построить в квартале между улицами Свердлова, Советской и Красным проспектом.
Дом инвалидов Это проект богадельни, которую хотели построить на месте нынешнего Дома офицеров на Красном проспекте, 63. Тоже работа Андрея Крячкова. По проекту здание называлось «Музей европейской войны и Дом инвалидов». Там планировали жильё для покалеченных ветеранов первой мировой, музей и церковь...
2 года назад
Город, которого нет: какие сталинские высотки не построили в Новосибирске. Часть 1 Если бы все здания, которые проектировали в 30-х и 40-х годах прошлого столетия, были построены, то Новосибирск затмил бы своим великолепием соседние города — уверен хранитель фондов Музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина Сергей Филонов. Он напомнил, что тогда центр Новосибирска задумывали высотой не более 4-6 этажей. Это были гармоничные, взвешенные, одинаковые по высоте здания без разрывов. Жилые дома плотно блокировали в кварталы вдоль основных магистралей. В итоге центр был бы очень похож на историческую застройку Санкт-Петербурга. По генплану инженера Ивана Загривко-Загреева город напоминал веер: улицы разлетались в разные стороны. Центр Ново-Николаевска располагался на месте нынешнего сквера Героев Революции. Ранее центром города была Новобазарная площадь (сейчас это площадь Свердлова). В генплане вдоль Николаевского (Красного) проспекта был заложен объединённый образовательный и научный кластер. Он начинался от здания НГУАДИ, где размещался первый вуз города (нархоз). Квартал вокруг него представлял собой кампус. Научные кластеры должны были появиться по всему городу, включая левобережье. Мегаполис планировали развивать вокруг них. Начиная от площади Ленина и до аэропорта стояли бы проектные, научные, учебные институты, техникумы и общежития. Часть зданий удалось построить, но если бы реализовали все проекты, то сейчас мы бы видели Академгородок в самом центре города.
2 года назад
Архитекторы-ленинградцы в годы войны в Новосибирске В годы Великой Отечественной войны в Новосибирск приехало много архитекторов и проектных организаций из Ленинграда. В городе были организованы выступления крупных мастеров - академиков архитектуры – А.Г. Мордвинова, членов-корреспондентов Академии архитектуры В.Л. Гофмана, А.И. Гегелло, В.А. Витмана и др. Из выступления Александра Ивановича Гегелло: «Вы задаете трудный вопрос насчет специфичности сибирской архитектуры. Мы вообще не имеем ясного лица советской архитектуры. Мне кажется, что архитектура должна быть простой, лаконичной, основанной на хорошо найденных пропорциях. Сибирская архитектура должна вытекать из климатических условий, из местных строительных материалов и из декоративных элементов архитектуры…» Валентин Людвигович Гофман в годы войны работал в Сибстрине вместе с эвакуированным в Новосибирск ЛИСИ, руководил дипломным проектированием студентов и жил в квартире А.Д. Крячкова. В 1941 году под руководством ленинградского профессора Владимира Александровича Витмана разрабатывается вариант Генплана Новосибирска, основанный на идее органической связи планировки с природной ландшафтной основой. Классическая система плана, с выраженным каркасом основных композиционных осей и площадей, сочетается с живописным его начертанием, увязанным с рельефом, конфигурацией зеленых массивов и речных долин. Война прервала эту работу, и генплан остался как красивый, но нереализованный проектный увраж.
2 года назад
Выдающиеся новосибирцы в период Великой Отечественной войны. Письма с фронта - Часть 3 На фронте архитектор Дмитриев постоянно думает о том, как лучше окрасить стены, какой рисунок должен быть в нишах зала, как разместить зеркала. «Зеркала в главном вестибюле должны быть в солидных дубовых рамах с глубоким профилем и солидной подставкой внизу. Подставка в виде столика высотой примерно см. 35-40. Точно такие же рамы должны иметь зеркала в вестибюле амфитеатра и торцах фойе2-го этажа, но сама рама может быть несколько легче и с более тонкой профилировкой…» Последнее письмо с фронта датировано 9 июля 1944 года: «Как мне хочется и как дорого довести до желаемого конца мою работу даже в том случае, если мне больше не придется видеть ее…» 15 июля в часть пришел приказ об откомандировании капитана Б.И. Дмитриева в Новосибирск для оказания помощи в завершении строительства оперного театра. Но приказ опоздал… На второй день летнего наступления, 11 июля 1944 года, архитектор погиб в бою за деревню Васильково Пустошкинского района Калининской области. Есть люди, память о которых должна оставаться живой. К таким людям относится и архитектор Борис Иванович Дмитриева. Прекрасный новосибирский театр стоит памятником своим замечательным творцам.
3 года назад
Выдающиеся новосибирцы в период Великой Отечественной войны. Письма с фронта - Часть 2 Борис Дмитриев ушел на фронт 24 июня 1941 года. С фронта писал письма в Новосибирск — домой и на стройку. Бориса Ивановича не оставляли мысли о прерванной работе над созданием театра, по просьбе товарищей он посылал советы, как преодолеть возникающие трудности, набрасывал рисунки, эскизы оформления, чертежи — продолжал участвовать в строительстве и даже в какой-то момент руководить ими. В одном из писем на вопрос, почему он не остался в Новосибирске, не воспользовался полагавшейся «бронью», Дмитриев отвечал: «Я не способен ни на какие комбинации в части отвиливания от своего долга перед Родиной. Я всегда шел и буду идти тем путем, какой выпал на мою долю, я хочу жить плечом к плечу с теми, которые сражаются в первых рядах за нашу славную великую Родину». Историки много спорят о том, когда возобновились работы по строительству театра. Считают, что это произошло осенью 1942 года. Судя по февральскому письму Дмитриева, в котором он писал о драпировке зрительного зала, работы начались несколько раньше. #нгуади #nsuada #минобрнауки
3 года назад
Выдающиеся новосибирцы в период Великой Отечественной войны. Письма с фронта - Часть 1 "Моя мечта закончить зрительный зал, то есть переделать люстру, выпрямить амфитеатр и навести порядок на стенах с балконами, тогда бы я знал, что сделал все, что было в моих силах, тогда не мучило бы меня чувство досады, что я знаю и понимаю эти ошибки и могу их исправить и, будь я в Новосибирске, я, конечно, добился бы устранения их". (Из письма капитана Б.И. Дмитриева, Калининский фронт, 17 февраля 1944 года). Борис Иванович Дмитриев - старший архитектор строительства Дома науки и культуры (так до войны называли Театр оперы и балета). На сотнях рабочих проектов чертежей стоит подпись Дмитриева. Один из последних чертежей Дома науки и культуры подписан архитектором Дмитриевым 19 июня 1941 года. На нем Борис Иванович изменил конструкцию кровли над фасадной частью. В этой части здания, где теперь находится концертный зал, предполагалось размещение главного буфета и картинной галереи. Именно для картинной галереи запланирован был стеклянный фонарь, Дмитриев отказался от стекла и предложил более надежную в условиях Сибири конструкцию. Впоследствии именно предложенную Дмитриевым кровлю и сделали.