Найти в Дзене
Закреплено автором
Школа чтения и пересказа
Приветствую вас на странице Школы скорочтения Опанасенко Анны! Я расскажу вам: - как можно читать легко и быстро - как можно преодолеть сложности в чтении и - с чем они могут быть связаны - как читать так, чтобы этот процесс приносил радость, а результат надолго остался в памяти - а также об особенностях моего метода преподавания Проходите и располагайтесь.
1 год назад
Школа чтения и пересказа
Начнем со знакомства. Этот пост для всех: кто читал мой блог в другой соцсети и для тех, кто впервые подписался на мою группу в ВК. Кто я такая и почему пишу тут о чтении? Меня зовут Анна Опанасенко. С в 2017 года я преподаю быстрое чтение. Учиться скорочтению я пошла изначально для себя, чтобы успевать читать и обрабатывать большие объемы информации в условиях ограниченного времени. В 2016-2017 годах проходила обучение новой профессии консультанта по ГВ, столкнулась с тем, что обучая старшего сына на СО, а также ухаживая за теперь уже средним сыном с особенностями развития, располагала очень небольшим временным ресурсом для обучения. И что я решила сделать? Правильно! Пойти параллельно на еще одно обучение. На первом уроке Нина Шевчук, чемпионка Крыма 2002 года по скорочтению, мой первый педагог, предложила обучаться сразу как учитель быстрого чтения, параллельно работая над увеличением своей скорости чтения. В мае 2017 года я закончила обучение у Нины и долго не могла решиться взять учеников. Но в сентябре ко мне попросились на обучение несколько знакомых. И мы начали пробовать. С самого начала этот опыт меня захлестнул с головой: я готовила уроки по несколько часов, делала каждый урок уникальным, и, сталкиваясь со сложностями ученика, искала пути помощи ему. Далее мой опыт совершенствовался, знания пополнялись, вариативность занятий расширялась.... Расскажите, кто вы, что привлекло вас в эту группу, обучались ли вы сами или ваши дети скорочтению, какие были результаты.
1 год назад
Школа чтения и пересказа
Моя педагогическая карьера. Часть 2. ... Совершенно неожиданно сразу после окончания обучения на курсе педагога скорочтения ко мне попросились ученики. И практически полностью заполнили моё расписание. Первые уроки проходили очно. Это был интересный и необычный этап. Я до сих пор благодарна родителям моих первых учеников, которые доверились мне и моему взгляду на преподавание, несмотря на отсутствие у меня опыта в этой деятельности. Я научилась взаимодействовать с разными детьми, совершенно другими, не такими, как мои. К каждому ученику искала свой "ключик", думала над тем, что же мешает ребятам читать быстро, анализировать тексты в целом или, наоборот, видеть части целого текста. После рождения третьего ребёнка практику пришлось приостановить . Но ненадолго. Тогда же у меня появилась первая маленькая группа детей, с которыми мы занимались скорочтением, и они вышли на скорость до 800 слов в минуту даже без работы по алгоритмам быстрого чтения. Постепенно запросы на занятия расширялись. Появились уроки по развитию пересказа, русского языка и математики, коррекции техники чтения, развития логики и внимания. Каждый новый запрос своих учеников рассматриваю как исследование моих возможностей преподавания через призму быстрого чтения, знаний о работе мозга , каждую задачу раскладываю на небольшие этапы, которые уже под силу ученику и мне
1 год назад
Абстрактное мышление: высшая степень умственной деятельности; помогает обобщать, анализировать информацию; отвечает за прогноз действий и явлений; оперирует отвлеченными понятиями; помогает делать выводы о прочитанном и услышанном; запускает процесс воображения и сочинительства. Нужный и важный для любого ученика. Всего одно упражнение развивает абстрактное мышление: работа с пословицами и фразеологизмами. Через раскрытие смысла этих фраз дети:  понимают, что написанное может быть в прямом, но в переносном значении; учатся обобщать; обогащают свой словарный запас; развивают речевое высказывание; расширяют свои знания о мире (как об одном и том же явлении по-разному думают и говорят разные народы мира, что где преимущественно растёт, живёт). Поэтому работу с текстами я всегда начинаю с этих упражнений. А вы любите пословицы так же, как я?
1 год назад
Топ-6 любимых книг о педагогах Педагог - значимый взрослый в жизни ребёнка. Успешное обучение, воспитание, передача ценности возможны на крепкой привязанности (привет, Боулби и Ньюфелд) Хочется установить такие отношения с учениками, чтобы обучение шло легко, без манипуляций, без использования кнута, пряника, стимуляций, искусственного подогрева мотивации. В моей подборке примеры таких книг, где педагог выстраивает отношения с учениками на привязанности, передает не только академические знания, но и знания о мире.  Александр Чудаков "Ложится мгла на старые ступени". Фигурой значимого учителя для Антона является его дед, который дал внуку невероятный академический старт, но и передал так много жизненной мудрости, что Антону пришлось прожить почти всю жизнь, чтобы осознать размеры этого архива.  Тод Штрассе "Волна". Учитель истории Бен Росс через эксперимент в одном классе помогает ощутить ученикам, как могли "здравые и взрослые люди допустить в своей стране становление нацистского режима".  Борис Зайцев "Первый год". Повесть об учителе истории и о том, как построить отношения с учениками, когда ты неопытен, но горяч сердцем.  Валентина Осеева. "Васек Трубачев и его товарищи". Спокойная, уверенная фигура учителя, который без лишних слов и нравоучений создает и рабочую обстановку в классе, и помогает тем, кто отстает от программы, и организует совместные походы. Рядом с таким педагогом хочется познавать, становиться лучше.  Кандизиро Хайтани "Взгляд кролика". Котани-сенсей помогает преодолеть ребенку с дислексией трудности обучения, трудности коммуникации через его необычный интерес.  Роб Буйе "Все из-за мистера Террапта". Необычный учитель не только открывает обычным ученикам новый мир знаний, но и помогает им увидеть себя отзывчивыми, переживающим, ответственными. Разноголосые истории ребят сливаются в одну песнь об Учителе. Дорогие коллеги, читали эти книги? Чем можете дополнить список?
1 год назад
"Современным детям нужны яркие уроки, они привыкли к тому, что вокруг все движется, меняется по маноновению пальца, вспыхивает. Поэтому они не воспринимают обычные уроки. Их надо всегда удивлять", - слышу от коллег. Это не так. Мозг современных детей устроен так же, как и 20-30-50-100 лет назад. Поэтому методы обучения, которые работали раньше, работают и сейчас. Трудность в том, что сейчас дети перенасыщены быстрыми удовольствиями: - легкий доступ к видеоконтенту; - видео и аудио стимуляция везде; - ранний возраст доступа. Яркие уроки с картинками, шоу, интерактивными заданиями создают мозгу дополнительные проблемы:  трудно сосредоточиться на главном - познании нового - когда вокруг все сверкает.  прочитать и усвоить текстовую информацию сложно. Ученики с проблемами зрительного восприятия даже шрифт с засечками и завитушками читают с трудом, устают от такого вида работы.  услышать и понять задание ребенку с трудностями слухового восприятия невозможно. Его мозг не может вычленить из какафонии звуков нужную и важную информацию.  постоянное развлечение делает из урока игру, забивая природную мотивацию к познанию. Что делает урок эффективным: понимание его цели; выбор инструментов с учетом трудностей понимания группы - ровные шрифты, спокойные тона картинок, белый фон; простые и понятные задания (устные и письменные); формирование природной, внутренней мотивации к познанию без подкупа и наказаний. А как вы считаете: нужны ли нашим ученикам уроки?
1 год назад
Основа для любого действия - мотивация. Она может быть внешняя (кнут или пряник) и внутренняя (желание достичь своей цели). Внутренняя мотивация - самая стойкая, но самая сложная для формирования. Она может быть основана на радости или на страхе. Тот паттерн, который положен в самом начале жизни в формировании нашей мотивации, мотивации наших учеников будет определять наши выборы, наши решения. Какую мотивацию хотим прорастить мы в своих учениках? Как учить и общаться с ними так, чтобы формировать внутреннюю мотивацию познавать, принимать верные решения?
1 год назад
"Не может быть, чтобы никто не пытался решить проблему пересказ!"- так мне сказала одна из подписчиц Конечно, нет. При записи на курс и в личных беседах, коллеги отмечают, что пробовали различные способы помощи своим ученикам: разбирали содержание,  читали статьи и советовались с коллегами,  составляли с детьми конспекты текстов, ученики отвечали на вопросы использовали комментированное чтение,  поэтапный анализ текста,  рабочие листы и  поэтапный рисунок Но проблема оставалась Ученики:  не могут пересказать прочитанное, не помнят, используют несвязные фразы и выражения,  не понимают, как пересказывать и что они прочитали. Почему оставались сложности с пересказом Сами же педагоги отмечают, что причина в том, что у них: нет системных знаний о том, как развивать этот навык, как помогать детям; мало опыта в преподавании;  нет качественных материалов;  нет понимания, как развивать речь.  нет инструментов для преодоления сложностей пересказа. Расскажите в комментариях, как вы решаете проблему понимания текста?
1 год назад
Получая второе высшее образование, еще больше осознала важность структурирования и планирования информации. И остра встала проблема качественной и быстрой подготовки к урокам. Что мне помогает? Цель и план. Когда мне известно, к чему идем и какими шагами, я мысленно простраиваю следующие уроки, даже коррекционные. Готовые материалы коллег, курсов, рассылок. Включаю их в разминки, переключения или даже полноценное задание. Проблема только одна - отсутствие каталога этих материалов, особенно мелких. Выручает только память Свои презентации можно использовать 3-4-5 раз. Да-да, никто не знает, что вы эти презентации уже показывали другим ученикам. По ним можно вести уроки ни один раз. Таймер при работе и отключение от других задач. Помогает сконцентрироваться и решать только задачу подготовки и сборки урока. Элементы уроков в других уроках. Так, на уроках коррекции техники чтения, дисграфии я использую свои уроки по пересказу, изложению, развитию речи. Коллеги, а какие инструменты вы используете для оптимизации подготовки к урокам?
1 год назад
Как тренировать память правильно, с учётом нейрофизиологии  Установить тип трудностей, которые мешают запоминать быстро и много. Для этого смотрите в моем профиле Рилс "Факты о памяти, о которых вы не знали"  Подбирать вид тренировок в зависимости от типа трудностей. Трудности в первом блоке мозга - недостаток энергии на познавательные процессы - требуют: РЕЖИМА работы и отдыха (спать не меньше 8-10 часов, чередовать нагрузки) РЕВИЗИИ умственной, физической и психической нагрузки (перегруженный мозг не в состоянии даже испытывать намерение запоминать) АКТИВНОСТИ физической для снабжения мозга кислородом МАССАЖА для активации зон восприятия и повышения тонуса тела и подкорковых структур мозга При причинах трудностей во втором блоке мозга - восприятие и обработка зрительной, слуховой, зрительно-пространственной, кинестетической информации - работаем надо развитием того анализатора, который "хромает":  развиваем зрительное восприятие через сравнение форм, цветов, линий.  развиваем зрительно-пространственное восприятие через движения, ориентацию в пространстве, на листе бумаги. Причины трудностей с памятью в третьем блоке мозга - регуляция и контроль своей деятельности, намерение и ее реализация, мотивация познания - самый массивный блок трудностей. Работа здесь будет долгая, непростая. Самые простые действия: выработка плана действий любой деятельности и обучение его соблюдению; рефлексия в начале и конце деятельности - для развития внутренней мотивации;  проговаривание этапов деятельности - особенно на стадии ее освоения. Та самая диктовка себе помогает оттормаживаться импульсивным ребятам; игры по правилам. Какие направления работы возьмете с собой в работу?
1 год назад
Факты о пямяти, о которых вы не знали Упражнения из Интернета, которые якобы помогают тренировать память, не работают. И вот почему Наша память распределена во всем мозге, во всех его функциональных блоках мозга.  блок мозга - подкорковые структуры - отвечает за распределение энергии на познавательные процессы, тут же находится наша долговременная память. Трудности в этом блоке мозга не дают энергию для запоминания, мы постоянно отвлекаемся, чувствуем усталость. В такой мозг новая информация проникает с тяжело, частями. И такому мозгу нелегко выудить из недр памяти то, что было выучено раньше.  блок мозга принимает, обрабатывается и транслирует зрительную, слуховую, кинестетическую, зрительно-пространственную информацию. Поэтому при трудностях в работе этого блока мозга мы будем тяжело запоминать и оперировать входящей информацией.  блок мозга - наш руль, наш капитан. Он помогает нам проявить волю при познании, запоминании, удерживать концентрацию от начала и до конца обучения. Проблемы в этой сфере влияют на возможность сесть и заниматься, учиться, целенаправленно запоминать. Чтобы упражнения для тренировки памяти работали, надо знать:  в каком блоке мозга имеется проблема  подбирать инструменты для помощи в соответствии с этим. Какие трудности с памятью есть у ваших учеников? Как думаете, с каким блоком мозга это может быть связано?
1 год назад
Домашнее задание: за и против. Задавать или нет? Многие коллеги на консультациях и курсах с удивлением узнают, что я практически не даю своим ученикам домашних заданий. Мои доводы против: # Ученики списывают из Интернета и не закрепляют навыков # Родители помогают в силу своих представлений, искажая смысл задания # Увеличивают нагрузку на детей, забирая время от отдыха и прогулок # Упражнения не подбираются тщательно и не направлены на отработку учебных навыков урока Но иногда, я ЗА домашнее задание: • При трудностях обучения помогают держать учебную нагрузку равномерно • Дают возможность закрепить учебный навык, полученный на уроке • Развивают навык планирования и контроля деятельности, волевой компонент личности. Если делать выбор в пользу домашних заданий, то для получения нужного эффекта от них надо: √определить их цель: закрепление или отработка навыка, дифференциация нескольких схожих навыков. √подбирать задания так, чтобы ученик мог выполнить их самостоятельно ИЛИ родители имеют чёткие инструкции контроля выполнения √задания должны закреплять те навыки, которые были отработаны с педагогом. Никакого нового решения, нового способа, новой творческой работы не должно быть. √быть посильными для данного ученика. А вы даёте своими ученикам домашнее задание? Чем руководствуетесь при этом?
1 год назад
"Для решения задач нужно напрячься, а для решения сложных задач – расслабиться" - так считает нейрофизиолог А. Я. Каплан. Т.е. мозгу важен отдых, особенно перед сильным напряжением, тогда эффективность работы самого главного органа будет выше в сто раз. Наш мозг постоянно работает, выполняя в секунду миллионы операций, но некоторые требуют от него сознательного усилия. Вся высшие психические функции (чтение, счёт, письмо) требуют согласованной работы трёх функциональных блоков мозга: ->Блока распределения энергии на все виды деятельности и памяти. ->Блока приёма, переработки и хранения всех видов информации. ->Блока планирования и контроля своей деятельности. Первый блок мозга отвечает за достаточное количество энергии для познания, включения в обучение в нужный момент, распределение этой энергии на весь период, пока человек учится. Трудности в работе этого блока мозга приводят к быстрому утомлению, невозможности сосредоточиться, плохой памяти. Поэтому при напряжении: - при новом обучении, - при решении более трудной задачи, - при интенсивной подготовки к экзаменам, - перед ожидаемым периодом длительной умственной нагрузки. ВАЖНО: • обеспечить мозгу отдых, в идеале - активный физический отдых, насыщающий мозг кислородом, • соблюдать чёткий режим дня с чередованием отдыха и работы, • провести ревизию нагрузки, • определить, доступный для мозга период занятий (20-40 минут, 1,5 часа) без потери качества обучения. Используйте эти знания для планирования своей нагрузки и нагрузки ваших учеников. А как вы планируете свой отдых перед новым учебным годом?
1 год назад
Как мозг работает с пониманием? Понимание как часть чтения полезно рассматривать через линзу нейропсихологии Мозг при чтении производит сложный процесс во всех трёх функциональных блоках мозга 1 блок мозга: • дает энергию на познавательные процессы, на чтение от начала и до конца, • помогает удерживать внимание на протяжении всего текста. Если ученик: - зевает, - ложится на парту, на руку - это признак утомляемости, трудностей в работе 1 блока мозга. - Ему не хватает энергии на эффективное чтение. Понимание также будет затруднено. 2 функциональный блок мозга при чтении: • помогает воспринимать и • обрабатывать буквы, слова, • интегрировать их в образы, в смыслы. Если вы замечаете трудности: - в постановке и запоминании ударений в словах, - неинтонированное чтение, - замедленная скорость чтения из-за трудностей распознавания букв и слов, - забывание смысла слов, то Ваш ученик имеет сложности в работе этого блока мозга. 3 блок мозга отвечает за: • переключаемость внимания между буквами, словами, смыслами, • восприятие информации текста целостно, • понимание основного и скрытого смысла текста. Трудности работы этого блока мозга вы увидите в: - угадывающем чтении, - игнорировании знаков препинания, - устойчивом нежелании читать. Зачем эти знания педагогу? Они помогают: # Оценить вид трудности # Подобрать тактику помощи # Привлечь к работе родителей (особенно при трудностях 1 блока мозга) # Строить уроки исходя из вида трудностей # Помогать ученику быстро и эффективно. Когда помощь направлена точно в цель , она достигает ее незамедлительно. Какие трудности вы замечали у своих учеников? Давайте попробуем исходя из данных поста их классифицировать и подобрать вид помощи.
1 год назад
5 фактов о внимании, которые вы не знали Коллеги и родители часто мне пишут, что их дети "просто невнимательные". Надо просто поработать со вниманием и все будет хорошо! Надо чаще повторять: "Будь внимательнее" - и сразу все наладится. Но внимание так не работает. Что быть внимательным, выполнять все задания, помнить о всех шагах алгоритма любого действия мозг должен:  иметь достаточно ресурсов на эти действия, адекватно распределять энергию на все познавательные процессы понимать задания и инструкции, алгоритмы  удерживать их в памяти от начала выполнения до конца, переключаться между разными элементами действий (при письме: графическое начертание каждого элемента буквы + запись слова + запись цельного предложения), Для работы "со внимательностью" надо: Понять, какие причины являются причиной трудностей. Давать более простые и понятные инструкции, задания. Убедиться, что ученик их понимает. Разложить задание на мелкие шаги и алгоритм Обеспечить поддержку при обучении новому. Следить за общим утомлением, режимом дня, режимом урока. Проверьте себя: выполняете ли вы эти шаги для улучшения внимания ваших учеников? Какие факты о внимании были для вас новыми?
1 год назад