Найти тему
Статьи
Новая станция Восток
Такой огромный и красивый новый зимовочный комплекс Востока рассчитан на 15 человек во время зимовки и 35 человек в сезон. Контрольная сборка осуществлялась в Гатчине на Опытном заводе строительных конструкций, затем комплекс разобрали и отправили в Антарктиду. Пока в Гатчине шло строительство, на месте...
2 года назад
Работа над проектом нового зимовочного комплекса станции Восток началась в конце 2018 года. Комплекс изготовлен, в основном, на личные средства главы компании «Новатэк» Леонида Михельсона. Общий объём вложений в строительство – более 4 миллиардов рублей. Из государственного бюджета финансируется логистика, доставка и сборка комплекса уже в Антарктиде. Новый зимовочный комплекс состоит из пяти модулей: два служебно-жилых помещения, служебное здание, в котором находятся дизель-генераторные установки, система очистки и хранения воды, склад с резервным дизель-генератором и гараж.
2 года назад
Когда-то станция Мирный была главной транспортной базой Российской Антарктиды, здесь готовились и отсюда стартовали все санно-гусеничные поезда на Восток. Переход в один конец с Мирного на Восток занимал в среднем три месяца. Трасса этого похода до сих пор хорошо видна из космоса. Но вокруг Мирного и по сей день расползается коварная зона ледниковых трещин. Лёд течет, ледник сползает в океан и на первых 100 километрах трассы появляются всё новые и новые глубокие трещины, в которые могут провалиться тягачи. Сверху их постоянно заметает снегом и до самого горизонта расстилается обманчивая ровная белая поверхность. Но возможность поменять трассу появилась только спустя пятьдесят лет, когда была построена новая большая станция – Прогресс – и она смогла принять на себя нагрузку главной транспортной базы. Расстояние до Востока примерно одинаковое, от Прогресса – 1350 км, а с Мирного – 1410 км.
2 года назад
Святослав Морозов: «Не так давно проводился эксперимент под названием «Марс-500». Суть его была в том, что людей формировали в условный экипаж, который, якобы, летит на Марс, семь человек, международный экипаж. Их запирали на 500 суток, почти на полтора года, в макете космического корабля. И вот они внутри этого корабля жили. «Марс-500» имел большой успех. Это был достаточно дорогостоящий проект, очень серьёзный. По результатам было сделано много выводов о психологической составляющей будущих полётов. Так вот на Востоке подобный «Марс-500» проводится из года в год.
2 года назад
Святослав Морозов: «Климат на Востоке такой, что средняя годовая температура на 15 градусов ниже, чем на Марсе. То есть на Востоке, если формально подойти к этому вопросу, ещё более суровые условия, чем на Марсе. По предварительным оценкам, полёт на Марс будет занимать год и восемь месяцев – и это считается очень долго. А одна зимовка на Востоке занимает год и три, иногда год и пять месяцев. И методики, которые применимы на Востоке, наверняка будут применимы и в таких далёких, заоблачных, немножко фантастических задачах, как полёты на Марс».
2 года назад
Святослав Морозов: «Если исследовать поведение человека, мне кажется, нигде на земле, и даже в околоземной орбите, нельзя создать подобные условия для человека, именно с психологической точки зрения, чтобы понять, как он себя будет вести, когда никуда не сбежишь и никуда не денешься. И когда встал вопрос о разработке долговременных орбитальных станций, первые «Салюты», затем станция «Мир», сейчас Международная космическая станция, опыта работы человека в космосе, долговременного пребывания в замкнутом пространстве – не было. Поэтому разработчики космических станций черпали этот опыт, в основном, у полярников.
2 года назад
Летом на станции обычно находятся 25 человек. На зиму остаются 10-12. Дома здесь давно не видели солнечного света, они полностью занесены снегом. Выйти наружу можно только через снежный тоннель. Святослав Морозов – представитель отряда космонавтов Роскосмоса, ведущий инженер по радиоинформатике, зимовал на станции Восток в 2012 году: «На много сотен километров вокруг нет вообще ничего: никаких деревень, никаких признаков человека, не то, что человека – ни птиц, ни животных, ни суслика, ни комара, никакой даже бактерии».
2 года назад
У снега в центре Антарктиды есть удивительное свойство: когда температура опускается ниже 55 градусов Цельсия, он превращается в перемороженный снежный песок, состоящий из мелких кристалликов льда. Структура снега меняется, его поверхность становится шершавой как наждачная бумага. Если самолёт сядет на такой снег, его лыжи мгновенно нагреются от трения, а после остановки самолёта намертво примёрзнут к полосе аэродрома. По этой причине самолёты летают на Восток только с середины декабря до начала февраля, всего около двух месяцев в году. Всё остальное время люди находятся здесь в полной изоляции от внешнего мира.
2 года назад
В центральной Антарктиде очень мощное солнечное излучение. В период полярного дня, когда солнце постоянно находится в небе, выходить на улицу без тёмных очков нельзя. Есть риск обжечь глаза. Восток - единственная российская антарктическая станция в глубине континента. Добраться до неё антарктической зимой – с мая по сентябрь – практически невозможно, а значит, полярники не могут рассчитывать на помощь извне. Все грузы на станцию доставляют самолёты и санно-гусеничные поезда исключительно в летний период.
2 года назад
Низкие температуры – не самая большая проблема для людей на Востоке. Из-за большой высоты над уровнем моря воздух на станции сильно разрежен, как на вершине Эльбруса, а давление почти в два раза ниже нормы. Акклиматизация к таким условиям продолжается до шести месяцев! Вновь прибывших полярников мучает головокружение, боль в ушах, чувство удушья, резкие скачки давления. Особенно тяжелы первые три дня – нельзя дышать открытым ртом, только через шарф, любой предмет кажется втрое тяжелее обычного, а новичкам и вовсе запрещено поднимать тяжести. Бывает, что человек так и не может акклиматизироваться к условиям Востока, и его приходится вывозить обратно.
2 года назад
Снявшись с якоря, «Академик Фёдоров» по традиции даёт три прощальных гудка. Корабль должен обойти все российские станции на побережье. Его ждут целый год, кто-то с надеждой, а кто-то с грустью. Помимо топлива и продовольствия «Академик Фёдоров» везёт новую смену полярников. Приход корабля означает конец зимовке, пора собираться домой. Судно было построено в 1987 году специально для нужд Советской, а теперь Российской Антарктической экспедиции. В ближайшем будущем обещают, что его заменит новое научно-исследовательское судно «Иван Фролов», начало строительства которого запланировано на 2023 год.
2 года назад
Топливо – самый ценный груз, который можно доставить в Антарктиду только морем. С «Академика Фёдорова» его перекачивают в ёмкости на берегу на каждой станции. В первую очередь топливо необходимо для бесперебойной работы дизель-генератора. В дизельной идёт круглосуточное дежурство. Это сердце любой станции. Дизель даёт тепло, свет, электричество. Мощность «Академика Фёдорова» - 16,5 тысяч мегаватт, то есть при нормальном режиме это судно способно двигаться во льду со скоростью 1-2 узла при толщине льда около метра – постоянным ходом.
2 года назад