Найти в Дзене
ВЛИЯНИЕ ТОЛПЫ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ. ЭКСПЕРИМЕНТЫ Склонность людей поддаваться влиянию толпы была давно задокументирована и многократно использовалась тиранами, чтобы навязать нам свою волю. В увлекательном эксперименте Соломон Аш проиллюстрировал ее, поместив испытуемого в группу людей и задав им вопрос, ответ на который был очевиден, а затем побудил других людей в группе сознательно дать неправильный ответ. В итоге 75 % испытуемых подчинились заведомо ошибочному представлению большинства, по крайней мере, в одном вопросе. Общая доля ошибочных ответов составила 37%. Хотя существует тенденция описывать такое поведение как иррациональное, стоит отметить, что те же самые явления могут происходить на совершенно рациональных рынках. Шиллер приводит в пример два ресторана в одном городе, в который люди прибывают один за другим. Предположим, что первый человек выбирает первый ресторан, и допустим, что его выбор был случайным. Второй человек, который приезжает в город, увидит первого посетителя сидящим в первом ресторане и с большей вероятностью выберет тот же ресторан. По мере увеличения количества субъектов, выходящих на рынок, вы, вероятно, увидите толпу у первого ресторана, в то время как бизнес во втором ресторане будет идти плохо. Таким образом, случайный выбор первого покупателя на рынке создает достаточный импульс, чтобы сделать первый ресторан доминирующим. Похожим образом при инвестировании на IPO инвесторы концентрируются на отдельных акциях и подталкивают их цены вверх.
3 года назад