Найти в Дзене
Критическое мышление
Первое, чему нас учили на историческом факультете - это критическое отношение к источникам. Любой источник может вас обмануть. Автор текста может ошибаться, нарочно вводить в заблуждение или попросту врать. Также критически необходимо относиться не только к историческим источникам, но и к любой поступающей к нам информации. Проще говоря, не доверяйте никому, не проверив ту самую информацию. Даже если вам что-то утверждает человек, которому вы на сто процентов доверяли до сего момента, это не значит, что человек этот не ошибается прямо сейчас (или искренне заблуждается, бывает и такое). И в школе такому отношению к информации надо учить детей постоянно...
3 года назад
Современное российское образование. Проблема пятая. Читательская грамотность.
Сегодняшние мои рассуждения можно сразу перелистнуть тем, кто не любит нытья. Сегодня я буду, в основном, жаловаться и констатировать очевидные факты. Мы в школе декларируем, что практически на всех уроках (от русского языка до физкультуры) пытаемся формировать читательскую грамотность. Я не имею ученой степени, меня скорее всего осудят и не поймут, но скажите мне, как можно сформировать читательскую грамотность (да сформировать хоть что-нибудь) у людей, которые не читают в принципе. За 15 лет работы а школе я встретил только двоих учеников, которые много и постоянно читали книги. С ними и работать и спорить было, конечно, одно удовольствие...
3 года назад
Джек Лондон. «Мартин Иден». Мотивирующий шедевр?
Неоднократно встречал «Мартина Идена» в разных топах мотивирующих шедевров мировой литературы. Джека Лондона я люблю с детства, но к главному герою вышеупомянутого произведения отнёсся бы с осторожностью. Его образ мотивирует, да. Но мотивирует к чему? Работать на износ ради любви? Цель поэтичная и благородная, но как только Мартин Иден понимает, что Руфь не любит его по-настоящему, он сразу же настолько опустошён, что в жизни его больше ничего не интересует. Как только Мартин понимает всю жалкую сущность буржуазии, он не борется, нет, а наоборот, полный душевных метаний сдаётся...
3 года назад
Современное российское образование. Проблема четвёртая. Клиент всегда прав.
В торговле говорят, что клиент всегда прав. К сожалению, этот негласный закон так или иначе работает и в образовании. У меня уже достаточно большой опыт работы в школе, и я немало в этой самой школе повидал. В том числе и разнообразных жалоб со стороны детей и родителей. С прискорбием сообщаю: учитель и школа практически всегда остаются проигравшей спор стороной. Директора школ боятся этих жалоб, как огня. Как правило, в сути проблемы никто не разбирается, и начинает работать капиталистическое правило: клиент всегда прав. Отсюда мы и получаем дикие случаи с увольнением учителей из-за фотографий в купальнике...
3 года назад
Современное российское образование. Проблема третья. Кадры решают всё.
Наше высокое начальство постоянно констатирует факт - наши кадры слабоваты (сразу оговорюсь: здесь не имеются ввиду отдельные образцово-показательные образовательные организации и отдельные светила педагогической деятельности - такие, конечно, ещё встречаются). И как только мы видим, что кадр слабоват, что мы с ним делаем. Правильно, посылаем на курсы повышения квалификации. О, это особенная песня. Лично был записан на курсы, где удостоверение выдавали просто по факту записи на эти курсы. Больше ничего делать не требовалось. И это не единичная история. Процентов 95 курсов не дают совсем ничего:...
3 года назад
Современное российское образование. Проблема вторая. На каком месте вы в рейтинге?
Спорт теряет смысл без турнирных таблиц. Спортсмены борются за медали, за места. Болельщики и журналисты ведут статистику, составляют рейтинги. И это важная часть спорта. В отличие, скажем, от физкультуры. Какая разница, кто лучше сделал утреннюю зарядку - каждый просто принёс пользу своему организму. К чему это я зашёл слишком издалека? Образование - это не спортивное соревнование. Система рейтингования не даёт образованию ничего, если не губит его в принципе. Моя небольшая сельская школа заняла 23 место в рейтинге за год. Последнее. Кстати, кто-то всегда будет последним в списке. Логика подсказывает, что других вариантов нет...
3 года назад
Современное российское образование. Проблема первая. Куда ведут «дорожные карты» и маршруты.
«У Вас недопустимо низкое качество знаний. Как Вы дошли до жизни такой? Только постановка целей и решение задач может Вам помочь. Здесь без дорожной карты не обойтись. Без подробной дорожной карты»,- высокое начальство стыдит меня, а я краснею и пытаюсь понять, чем дорожная карта отличается от плана мероприятий, и где в этой жизни я уже успел так нагрешить. Ну ладно, пусть будет дорожная карта. «Вы должны использовать свои козыри, учитывать свою специфику», - поучало благородное начальство. Так, приступаем: поставить цель. Шестеренки начинают скрипеть и с трудом проворачиваться, но что-то кроме повышения качества знаний в голову ничего не приходит...
3 года назад