Найти в Дзене
13.11.2005. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Содержащиеся в Святом Евангелии повествования о чудесах и событиях, которые произошли во времена земной жизни Господа Иисуса Христа, для того написаны, чтобы каждый из нас, слушая или читая о тех далеких, но важнейших и близких нам и нашему сердцу событиях, мог для себя найти ответ на множество вопросов, которые обязательно возникают в нашей жизни. Христианин, сознательно ведущий свою жизнь, должен отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах, мыслях, действиях. Сегодня мы с вами слышали евангельское повествование о чуде, которое совершил Спаситель, – о том, как Он изгнал бесов из человека, который был ими одержим. Тема эта сложная для понимания нашего человеческого восприятия, потому что когда мы говорим о борьбе сил духовных, могут быть две ошибки. Одна ошибка: говоря о силах зла, человек может впасть в страх перед ними, оцепенеть от этого страха, и его вера будет иметь не столько оттенок веры в Господа Иисуса Христа – Спасителя нашего, сколько страха перед силами зла. И тогда человек, видя это зло повсеместно, повседневно в своей жизни, видя знаки этого зла, отображения этого зла в действиях человеческих, в словах человеческих, видя отблески этого зла в своей собственной душе, полностью бывает парализован этим страхом и, вместо того, чтобы помнить, что Христос для того, и пришел в мир, для того и умер на Кресте, для того и воскрес, чтобы сила зла не имела никакой власти над сердцами человеческими, сам, из-за своего малодушного и маловерного страха, отдает себя и душу свою силам зла. Это – одна страшная крайность. Да избавит Господь нас от такого понимания и такой крайности. Но есть и другая крайность, не менее опасная. Человек вообще не видит действий сил зла в мире. Не видит их, не признает их и не считает нужным, что самое страшное, с этими силами зла бороться. И тогда он не видит своих грехов, не видит своих недостатков, не видит своих пороков, оправдывает любые свои действия и не различает между добром и злом. И просто-напросто в своей жизни катится по наклонной плоскости. И от этого да избавит всех нас Господь. То Евангелие, которое мы только что с вами слышали, очень наглядно показывает нам, как мы должны относиться к той духовной борьбе, которая принадлежит каждому христианину и которую каждый христианин должен вести, то есть борьбе в своей душе против зла. Господь наглядно показывает нам, чтобы мы видели, какова подлинная сущность зла. Когда Иисус Христос вошел в Гадаринскую область, там Его встретил человек, который наводил ужас на все местное население. Он не жил в человеческом доме, он рвал на себе всякую одежду, он вел совершенно нечеловеческий образ жизни – он был одержим бесами. И эта одержимость настолько была явна и страшна, что каждый, кто смотрел на это, мог бы понять для себя, что значит грешить и жить в грехе. Для чего так явно описывается в Священном Писании этот одержимый человек? Для того, чтобы мы увидели в нем образ души, одержимой грехом. Когда человек грешит, он в глазах Божиих дико выглядит – так же, как дико выглядел этот человек, не живший в человеческом доме. Всякий грех в конечном итоге есть безумие, потому что человек, греша, сам себе делает вред. Нет на нем одежды, – потому что подлинная одежда души человеческой – это заповеди Христовы, это любовь к Богу, любовь к ближним, это добродетели. Помните, как в молитве к Святому Причащению мы молимся, что мы приступаем и не имеем должной одежды, «брачной одежды», хитона должного. Вот если бы нам быть всегда облеченными в светлую одежду добрых дел! Для того и Евангелие нам сейчас прочитано, чтобы мы увидели, во что мы сейчас одеты духовно. Какая на нас одежда? Есть ли на нас одежда милосердия и сострадания? Есть ли на нас покров любви и благодати? Или мы все это разорвали своими безумными поступками? Человек этот не жил даже в домах человеческих. Домом – истинным домом для души человеческой является храм Божий. Даже в славянском тексте сегодняшнего Евангелия так и сказано: «...и в храмех не живяша». То есть образ души, не знающей храма Бо
6 месяцев назад
10.11.2002. Неделя 23-я по Пятидесятнице. Божественная Литургия. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Никто из нас не радуется тому, что в мире существует зло. Зло, которое есть в жизни нашей, доставляет нам боль и скорбь. Зло бывает внешнее, когда совершаются внешние преступления. И эти преступления, так или иначе, касаются каждого из нас. И нам бывает страшно от этих внешних преступлений – от убийств, от воровства, от бандитизма, от неправды и обмана, от подкупа и взяток… Зло бывает внутреннее. И оно, может быть, гораздо страшнее, потому что оно не снаружи нас, а внутри нас – когда нас посещает гнев; когда нас посещает желание отомстить за что-либо; когда нас посещает желание обмануть кого-нибудь и приобрести для себя какую-то выгоду; когда нас посещают нечистые, скверные, мерзкие желания, о которых мы даже рассказать никому не можем. Зло многолико, и оно существует в мире. Об этом и Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос говорил: «Мир во зле лежит». Он же говорил Своим ученикам, что они в этом мире скорбны будут. Но и Он же сказал им: «Мужайтесь! Ибо Я победил мир». Что это значит? А это значит, что если мы с вами будем иметь веру во Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа и стремиться идти за Ним в жизни своей, то мы будем преодолевать любое зло – и зло внешнее, которое вне нас; и зло внутреннее, которое внутри нас. Зло имеет своего родоначальника. Этот родоначальник – враг рода человеческого, сила духовная. И поэтому, когда нас Святая Церковь учит жить по заповедям Божиим, она обращает наше внимание на то, что трудно будет нам идти по этому пути; потому что нам будет предстоять духовная борьба – борьба не против, как говорит апостол Павел, «плоти и крови» (Еф. 6, 12), то есть не против каких-либо людей или сил человеческих; но против «духов злобы поднебесных», то есть против духовной силы зла, которая реально существует в мире. Она существует в мире, однако, она не может властвовать над человеком, если человек сам добровольно не отдаст себя ее власти. Так стало с пришествием в мир Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, ибо Он Своею смертью и Свои Воскресением победил власть дьявола. Но не так было до того времени, пока в мир пришел Спаситель. Тогда сила зла порой связывала человека против его воли. И вот сегодня мы в Евангелии слышали, как Господь Иисус Христос освободил одного человека из плена сил духовных, от сил вражьих, от сил бесовских. В стране Гадаринской, которая расположена на другой стороне Генисаретского озера, находился один человек, который наводил своею жизнью ужас на всех жителей этой страны. Он не одевался в одежды. Он не жил в человеческих домах, а прятался в расселинах скал или гробах, которые были приготовлены для погребения; потому что на востоке погребают в высеченных в скале углублениях. Его неоднократно пытались сковать железными оковами, заковать в кандалы, в цепи, но он разрывал эти цепи и бегал, наводя ужас на всех, живущих там. Дорогие братья и сестры! Кроме того, что это был реальный человек, живший тогда, две тысячи лет назад – во времена Господа Иисуса Христа; это еще и духовный образ души человеческой, которая попала в плен греху. Святые отцы так и объясняют это. Что значит, что этот бесноватый не одевался в одежды? – Это образ души человеческой, которая не одевается делами добродетелей. Помните притчу о том, как званные были приглашены на пир, и как один пришел не в брачной одежде и не попал на этот брачный пир? – Это образ Царства Божия. А одежда, в которой мы должны войти в это Царство Божие, это – наши добрые дела, дела милосердия, дела сострадания, дела любви, дела бескорыстия. И вот этот человек нам показывает образ души без добрых дел. А что значит, что он не жил, как сказано по-славянски, «во храме», то есть в доме, а жил во гробах? – Это образ души человеческой, которая не желает знать Церкви Христовой, не желает приходить в дом Божий, в дом Отца своего. И мечется такой человек и мучается. Вот тот из вас, кто прежде не ходил в храм, вспомните, как трудно было вам впервые переступать порог храма Божия! Вспомните, какие силы вам все время мешали; какие находились обстоятел
6 месяцев назад
14.11.2000 года.   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы приходим в храм Божий потому, что здесь получаем духовную силу, противостоять тому злу, которое существует в мире, и тому злу, которое проникает в нашу душу. Сила зла имеет такое свойство, что, проникнув в душу человека, расстраивает всю его жизнь, делает человека несчастным. Сила зла порабощает душу, делает душу несвободной. Например, когда человек подвержен гневу, он в гневе, в ярости делает такие поступки, о которых потом сам размышляет – неужели это я мог сделать? Неужели я мог сказать такие слова? Неужели я мог сделать такие действия? – Но когда ярость и гнев охватывают душу человека, он как бы влечется уже, сам себе не принадлежа, исполняя волю сил зла. Так же и любая другая страсть! – Страсть лжи также опутывает душу человека. Солгав один раз, чтобы потом как-то устоять в этой лжи, человек громоздит на эту ложь другую, потом третью, потом оправдывает сам себя. И таким образом уже запутывает сам себя в сетях этой лжи, не понимая, где правда, а где – ложь. И так – любой грех. Любая страсть, захватывая душу человека, делает человека несвободным. Мы приходим в храм Божий для того, чтобы освободить нашу душу от пут зла, грехов и страстей. Сами освободиться от этого мы не можем. Так, когда птица запутается в силках, в петле, она мечется, и чем больше она сама мечется, тем больше затягивается на ней петля, тем больше она запутывается. Так и человек – если самостоятельно будет метаться и пытаться избавиться от того зла, которое существует в мире и которое действует на его душу и есть в его душе, ничего сам не сможет сделать. Мы потому и приходим в храм, что здесь встречаемся с Тем, кто имеет власть одним словом освободить нашу душу от власти греха; с Тем, Кто имеет власть силою Своею очистить нашу душу от всякой скверны; с Тем, Кто имеет власть помочь нам в любом нашем несчастье, в любой нашей беде – здесь мы встречаемся со Спасителем мира Господом нашим Иисусом Христом. Сам Спаситель мира вместе с нами во время молитвы пребывает. Во время Божественной Литургии мы присутствуем за событиями евангельской истории. Мы присутствуем за Тайной вечерей Господней. Мы присутствуем при Его страданиях, при Его воскресении, Его вознесении на Небо и сошествии Духа Святаго. – Все это мы духовно переживаем во время Божественной Литургии. Когда мы приступаем к таинствам, в покаянии наша душа освобождается от всех сетей лукавых, душа наша становится свободной. Господь разрешает нас от наших грехов, уничтожает их, омывает нашу душу, делает ее светлой и способной веровать, надеяться и любить, делает ее способной ощущать подлинное счастье, которое бывает у человека, когда он любит ближних своих и любит Бога. Вот об этом, дорогие братья и сестры, только что мы и слышали в Святом Евангелии, в котором повествуется, как Спаситель мира Господь наш Иисус Христос одним словом Своим исцелил бесноватого, в котором легион бесов был, которые приводили этого несчастного человека в состояние полного исступления, когда он, подверженный стихии зла, делал безумные вещи и не жил в жилищах, и не одевался в человеческую одежду, и рвал на себе цепи, которыми его сковывали, и приводил в ужас жителей страны той. И одним словом Господь изгнал из него бесов, освободил его от сил зла, сделал его здравым, осмысленным и послал его проповедовать Слово Божие. Дорогие братья и сестры! И нас с вами силы зла порой приводят в состояние неразумия и исступления, и мы с вами делаем поступки, о которых потом жалеем. Но мы с вами имеем счастье – мы знаем нашего Спасителя Господа Иисуса Христа. Знаем Его силу, которой Он может победить всякое зло. Будем же не только знать, но и всегда помнить об этом и всегда стремитьс под покров Церкви Христовой, всегда стремиться к Господу и не так поступать, как поступили жители страны Гадаринской. Когда их свиньи погибли, потому что с крутизны бросились в море, и они, вместо того, чтобы радоваться о том, что человек, который был раньше бесноватым, стал здоровым, сожалея о своем неправедном доходе, стали прогонять Христа и говорить, чтобы Он ушел от них в другую страну. Они испугались тог
6 месяцев назад
https://vk.com/video710336413_456240094?access_key=d2d0afdcee1d55519e
2 года назад
вопреки всему идти к Богу
3 года назад
26.03.2000 1-я Пассия. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Церковь Святая дает возможность нам духовно приникнуть к святым евангельским словам, раскрывающим для наших душ повествование о том, как совершалось спасение рода человеческого. Время Святого и Великого поста дается нам для того, чтобы мы посмотрели на себя и увидели насколько близко мы пришли к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу, Который зовет нас к себе, призывает нас, чтобы мы были вместе с Ним, потому что, для нас Он пришел в мир, для нас Он страдал, ради нас Он умер, за наши грехи был погребен. И когда мы слышим евангельское чтение, каждый раз все новые и новые мысли должны приходить нам для того, чтобы мы светом Христовым свою душу просветили и увидели, что в нашей душе, каково ее состояние. Особенно обличительным для души каждого человека является повествование о пламенном ученике Христовом, который клялся и хвалился тем, что он никогда не отступит от своего Спасителя, даже если все отрекутся. Как уверено он говорил о том, что всегда он будет со своим Учителем! Как твердо он был убежден, что ничто его не устрашит, что уж он-то в любом случае никогда не предаст. И мы с вами слышали, что произошло на самом деле. Сердцеведец Господь говорит Своему ученику и апостолу: "Не успеет петух пропеть, как трижды отречешься от Меня". Дорогие братья и сестры! Что произошло с учеником Христовым, который так пламенно и усердно исповедовал свою веру в Него? Что произошло с тем самым учеником, который, единственный среди вс
3 года назад
youtu.be/...1fy »Если хочешь-можешь меня очистить»
3 года назад
Мы с вами, дорогие братья и сестры, счастливые люди, что принадлежим к Святой Церкви, что имеем возможность от Самого Господа Бога получить укрепление в трудностях нашей жизни. Сейчас мы с вами слышали Святое Евангелие, где Господь говорит такие слова: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6, 37). Насколько эти слова утешительны! Тот человек, который стремится к Богу, и идет к Богу, будет принят в Его объятья. Нам свойственна скорбь, когда мы расстаемся с теми, кого любим. Это нормально, это свойство любви. Но есть любовь Божия, которая открывает нам, что эта любовь, которой мы учимся только здесь, на земле, – это отблеск той любви, которую Господь имеет к каждому из нас. И мы слышали сегодня с вами в Священном Писании, в чтении святого апостола и Евангелия, о той судьбе, которая предназначена людям, живущим вместе с Господом Иисусом Христом. Совершенно определенно и твердо говорится, что Господь Иисус Христос воскресит всех умерших. Нам своим разумом этого не понять. Но много ли вообще может человеческий разум понять? Только горделивый, безбожный разум считает, что он чего-то достиг. А ведь если мы посмотрим на мир, то увидим, что как раз горделивость человеческого разума приводит ко всем тем бедствиям, которые мы видим в мире. И человек свой горделивый разум, вместо того чтобы определить для пользы себе, сам же определяет в конечном итоге во вред. Ибо и разрушение мира, в котором мы живем, и войны, и страдания, и теракты, и все те безобразия, которые происходят, – они проис
3 года назад
Сегодня мы поклоняемся Кресту Спасителя нашего, которые искупил наши грехи. Но удивительные слова мы слышим у Апостола Павла, который, говоря о слове крестном, то есть о проповеди о Кресте – о том, что Иисус Христос умер на кресте ради нас с вами, говорит: «Слово крестное для людей, которые не уверовали в Бога, для язычников, которые живут по своим собственным страстям, (таковыми были тогда греки, эллины), для них – безумие есть» (см. 1Кор. 1, 18). Что это значит: слово о Кресте – безумие. Для нашего мира, в котором мы сейчас с вами живем, и который вполне можно назвать языческим, потому что главная проповедь светского мира это – живи так, чтобы для тебя все было хорошо. Главный лейтмотив: ты достоин, достоин всего. Ты достоин вкусно, хорошо кушать: если ты плохо кушаешь, значит нужно как можно лучше стараться, добиться этого любыми средствами. Ты достоин хорошо одеваться, носить лучшую одежду, и, если у кого-то она лучше, так надо же уж завидовать, надо тебе тоже достигнуть этого уровня. Ты достоин быть здоровым, должен употреблять лучшие лекарства, все для тебя, ты должен всего добиваться. Что во главе нынешнего мира? – Я. Все для меня. Как это называется на простом человеческом языке? Это называется эгоизм. Как это называется на церковном языке? Это называется гордыня. Я – пуп земли. Кроме меня никого не существует. Нет, существуют другие, если они мне делают хорошо. Я могу и других полюбить, если только конечно и они меня любят. Я могу даже кому-то сделать что-то хорошее,
3 года назад
09:45
1,0×
00:00/09:45
123 смотрели · 3 года назад