Найти в Дзене
Как выбросить обиду из сердца Часто спрашивают: а как мне выбросить обиду из сердца, если я своего обидчика вижу каждый день; как только увижу, сразу вспоминаю об обиде, о предательстве. В таких случаях нужно применить принцип изоляции. Изоляция бывает физической и эмоциональной. Лучше применять эмоциональную изоляцию. Степень изоляции должна соответствовать риску нанесения вам ущерба. Нужно уменьшить эмоции по отношению обидчику. То есть, иметь к нему мало положительных и мало отрицательных эмоций, уменьшить его значимость. Приведем образный пример. Какие эмоции у вас возникают, когда видите столб? Положительные или отрицательные? Наверное, никаких! А когда вы видите мусорный ящик, вы плачете или радуетесь? Наверное, ни то, ни другое. Точно также можно не иметь эмоции по отношению к человеку, которого вы не смогли распознать изначально, и который повел себя бессовестно. Совесть есть часть истины, представленная в данном человеке. Если человек не знает истину, то откуда у него возьмется совесть? Нужно понимать, что от этого человека нельзя было ожидать ничего другого. Просто вы его не распознали изначально, т.к. оторвались от реальности, будучи озабоченным. Спроецировали на него свои мечты. Но после того, как он себя проявил, вы уже распознали его. Если после этого обида сохраняется, то вы должны осознать, что вы обижаетесь уже на самого себя, т.к. поняли, что не умеете распознавать людей. Нельзя заниматься обидой и копаться в прошлом. Представим образно такую ситуацию. Человек решил пойти коротким путем через поле. Вдруг он ткнул ногой в навоз. Один человек тут же помыл сапог в луже, изменил направление и пошел дальше. Через две минуты он забыл об этом. Другой же человек в такой ситуации изучает обувь в течение года. Надо же? И с одной стороны, и с другой, здесь зеленый, здесь коричневый… И, дальше живет этим. Надо изолироваться от психотравмирующей ситуации путем повышения устойчивости психических процессов и уменьшения импульсивности.  Устойчивый человек не обижается, т.к. не попадает в такие ситуации, когда можно обидеться. Он умеет распознавать людей и знает, кто как себя поведет в той или иной ситуации. Он способен делать адекватный прогноз будущего и вырабатывать реалистический стратегический план.    Необходимо отметить, что некоторые люди неосознанно стремятся к жизненным потрясениям. Им будет скучно, если все будет происходить по заранее составленному плану. Они стремятся к неожиданностям и приключениям. Им нужен экстрим и адреналин. И, они имеют на это право. Это выбор человека. Вышеприведенные рекомендации для таких людей не подходят. Обьективная психология А Ануашвили
1 год назад
Что делать, если вы обиделись Если возникла обида, то бездействие приводит к зависти и депрессии, а действие – к мести и агрессии. Что же делать? Во-первых, стараться не попадать в неожиданные ситуации, научиться распознавать людей и делать адекватный прогноз будущего. В этом случае вам незачем и не на кого обижаться – вы все главное предусмотрели, а на мелочи стоит ли обижаться. Во-вторых, если уж обиделись, то не хранить обиду в сердце и не действовать ради восстановления справедливости, а выбросить обиду из сердца и изменить направление движения. Обида имеет свою положительную сторону. Обида есть знак того, что вы просчитались в оценке ситуации и людей и пошли в ложном направлении. У вас возникла обида потому, что не ожидали такого развития событий, такого поведения людей. Но при этом ситуация прояснилась и мы поняли во что и в кого мы ошибались. Прояснение ситуации есть для нас знак о том, что надо изменить направление действий. Теперь у нас уже есть достаточная информация для того, чтобы уйти от заблуждений. Оьективная психология А Ануашвили
1 год назад
Что такое обида Обида есть чувство досады, возникающее в результате неожиданного поведения человека, которого мы вовремя не распознали. Обычно говорят: «Я не ожидал такого поведения от него, поэтому я обиделся». А, почему не ожидал? Потому, что не распознал того человека вовремя. А если научиться распознавать людей изначально, то обиды не будет. Допустим, я научился распознавать людей изначально и знаю, кто как себя поведет в определенной ситуации. Потом такая ситуация наступила и тот человек повел себя точно так, как я предполагал. Разве я обижусь? Представим, что вы вышли из подъезда и прошли мимо лавочки, где сидит старушка с собачкой. Когда вы прошли, собачка полаяла. Вы обиделись на собачку? Конечно, нет! Потому, что вы ожидали такого поведения от собачки. Несправедливость обидчика Часто обиду связывают с несправедливостью. Говорят: «По отношению ко мне тот человек поступил несправедливо, поэтому я на него обиделся». Может быть, надо бороться с несправедливостью, не допускать несправедливость и, тогда, обиды вообще не будет. Но справедливость – понятие относительное и каждый понимает по-своему. Разные психологические типы по разному понимают справедливость. Например, депрессивный человек (меланхолик) обиду держит в себе и убежден, что с ним поступили несправедливо. Хотя тот, на кого он обиделся, так не считает. Если у депрессивного человека возникает обида, то он замыкается в себе и ничего не предпринимает по отношению своего обидчика. Он только желает восстановить справедливость и лишить обидчика незаслуженного преимущества, которое он получил, когда обидел. Но, желание лишить другого преимущества есть зависть. Другими словами, обиженный меланхолик находится в состоянии зависти.    Агрессивный человек (холерик) также считает несправедливостью попытку его обидеть, получить над ним преимущество. Но в отличие от меланхолика, он не держит обиды в сердце, а сразу начинает действовать. Если говорить точнее, у холерика зависть (желание лишить другого преимущества) возникает, но на очень короткое время, после чего он сразу переходит к реализации зависти, т.е. начинает мстить. Месть есть процесс лишения другого преимущества. Он начинает восстанавливать справедливость (так, как он ее понимает). При этом может вести себя агрессивно. Агрессия есть восстановление справедливости силовыми методами. Любой агрессор убежден в том, что восстанавливает справедливость. Любая война начинается с целью восстановления справедливости. Независимо от того, является ли эта война оборонительной или наступательной.
1 год назад
Ложь есть отсутствие истины, ее искажение, подмена. Ложь является обратным понятием истины, поэтому ложь нужно понимать как нарушение абсолютных моральных принципов. Если человек не придерживается абсолютных моральных принципов, если у него все ценности относительные, то это есть ложь. Ложь есть абсолютное понятие и всегда является злом. Обман есть преднамеренное введение человека в заблуждение или просто изворотливость. Обман является относительным понятием и не всегда является злом. Например, футбольный комментатор говорит: нападающий обманул одного защитника, обманул второго, обманул вратаря – гол! Болельщики радуются. Он всех обманул, а мы радуемся потому, что нет зла, нет лжи. В данном случае обман присутствует, а ложь отсутствует. Не следует понимать ложь примитивно, буквально как «сообщение или намерение, не соответствующее действительности». Ложь нарушает истину. Обман не обязательно нарушает истину. Обман, как изворотливость может проявляться в играх, во время отдыха. Если обман нарушает истину, принципы жизни, то приравнивается ко лжи и становится злом. Истина относится только к абсолютным моральным принципам и не проявляется в жизненных мелочах и непринципиальных вопросах. Если человек истину ищет на каждом шагу в деталях жизни, то он будет настолько ограничен условностями, что не сможет выжить в реальной физической среде. Способы выживания и самозащиты в практической жизни требуют проявления практического ума, а иногда и изворотливости, изощренности, но это не есть ложь. Ложь есть только то, что нарушает абсолютные моральные принципы. Даже если человек не врет конкретно в чем-либо, но не живет согласно абсолютным моральным принципам, то это есть ложь. Ложь есть свойство, а не случай. Например, мне преградили путь грабители. Я говорю: "Смотрите, милиция!" Они посмотрели, я убежал. Я сказал неправду: милиции там не было. Но это не есть ложь. Ложь проявляется только в нарушении абсолютных ценностей. Если бы я в этой ситуации не проявил изворотливость и дал бы себя убить, то нарушил бы истину и допустил бы ложь. В другом случае человек не соврал, но это может быть ложью, злом. Например, людоед говорит правду о том, что съел ребенка соседнего племени. Вроде бы не врет, но его жизнь есть ложь. Ложь есть его свойство, так как нарушает абсолютную ценность жизни. Ложь (как и истина) является абсолютным понятием. Если ложь понимать буквально, то она превращается в относительное понятие. Тогда появляется плохая и хорошая ложь, вредная и полезная ложь, что создает хаос, неопределенность. Ложь всегда служит злу, а обман может служить как злу, так и добру. Например, обман в ходе игры, развлечения, веселья, юмора может служить отдыху, оздоровлению, согласованности людей и гармоническому сочетанию с природой, т.е. – добру. В то же время обман в жизненно важных для человека вопросах может довести его до несчастья и лишить его жизни т.е. служить злу. Ложь есть свойство, а обман – случай. Может быть обман безо лжи и ложь без обмана. Необходимо понимать, что ложь и страх исходят от разрушающей силы природы. Невозможно сотворить будущее на основе лжи – подмены истины. Невозможно на лжи построить семью, счастье, заниматься творческим, созидательным трудом. На основе лжи невозможно что-либо созидать, результатом будет разрушение.  А Ануашвили
1 год назад
Зависть Зависть – это плохое качество, причиной которой является бедность. Это сильное заблуждение. Зависть может возникнуть и у богатого человека по отношению к бедному. Например, богатый человек не желает, чтобы у другого появилось хоть какое-то имущество потому, что завидует его честности. Бедность не может быть причиной зависти, а только следствием и то, далеко не всегда. Здесь причина подменяется следствием. Точнее сказать, автор видит только одно из возможных следствий зависти и не может вникнуть в причину. Приведем определение зависти. Зависть есть желание лишить другого человека преимущества над собой. Здесь подразумевается лишение не только материального преимущества, а, главным образом, морального. В пассивной форме зависть связана с депрессией, уныньем. В активной форме зависть связана с местью. Месть есть реализация зависти. Зависть, месть и жадность связаны с потребностью получения преимущества над другими людьми: Зависть   – желание лишить преимущества. Месть   – процесс лишения преимущества. Жадность   – свойство получать преимущество. Зависть   – состояние. Месть   – процесс. Жадность   – свойство. Отсюда вытекает взаимосвязь: Человек входит в состояние зависти, совершает месть и обретает жадность. Из вышесказанного следует правило: У духовно нищего человека вначале возникает зависть, т.е. – желание лишить другого преимущества, потом путем мести лишает другого преимущества и, наконец, при многократном повторении первых двух этапов обретает свойство жадности – необходимость постоянного получения преимущества путем разрушения (маниакальное состояние). Жадность В учебнике жадность представлена как стремление к овладению материальными ценностями, накопительству (ассоциируется со скупостью). На самом деле жадность характеризуется не только и не столько желанием овладеть материальными ценностями. Целью жадности является получение преимущества над кем-то или над чем-то путем надругательства, поглощения, порчи, разрушения. Когда бандит грабит, его главной целью является не овладение материальными ценностями, а унижение владельца, надругательство над ним, получение преимущества, одержание победы в игре. Грабеж для него, в первую очередь, игра, в которой он должен победить. Если вы не хотите стать жертвой бандита, насильника (жадного человека), то не играйте с ним. Не будьте противоположной стороной. Тогда игра станет невозможной, и бандит потеряет (не проявит) к вам интереса. Не имейте по отношению к нему никаких эмоций – ни положительных, ни отрицательных. К жадности не следует иметь никакого отношения. Психологическим основанием жадности является неосознанное чувство собственной неполноценности и внутренний страх, порождающий внешнюю агрессию. Человек не обязательно проходит все этапы получения преимущества. Например, он может остановиться на этапе зависти – желания преимущества и не дойти до следующей фазы – мести (реализации зависти) хотя бы потому, что у него может не хватать для этого физической энергии. Если человек начинает мстить, то он не осознает причину своего поведения, т.е. свою зависть. Осознанной причиной мести для него является благородный мотив – установление справедливости. Зависть связана с осознанным страхом собственной неполноценности. Месть возникает после вытеснения этого страха в подсознание. При этом в сознании возникает обратное чувство: я лучше всех! После этого начинается театральное, демонстративное поведение, агрессия. Зависть – это пассивное состояние страха перед будущим, чувство неуверенности и социальной неполноценности по сравнению с другими людьми. Зависть ослепляет человека и лишает его будущего. Человек не может осознать собственное состояние зависти: если его обвинить в проявлении зависти, то он объяснит свое поведение благородным мотивом. Поэтому зависть является коварной и незаметно разъедает сущность человека изнутри. А Ануашвили
1 год назад
Род Родовая память – это устойчивая форма психики, обеспечивающая преемственность уклада жизни на основе памяти предков. Необходимо проявлять заботу о родовой памяти, о предках, родителях, главной задачей которой является формирование у детей устойчивой формы психики, способной вместить в себе содержание в виде общечеловеческой морали. Кроме памяти своих предков, в родовой памяти содержится память рода человеческого, то есть – память предков об абсолютных ценностях, об общем происхождении всех людей. Родина Понятие родины имеет свою форму и содержание. Содержанием родины является абсолютная ценность – память рода человеческого об общем происхождении всех людей (отцовское начало). Формой родины является относительная ценность – территория, традиции, язык, религия (материнское начало). Отцовское понятие родины сочетается с духовностью в том смысле, что изначальная родина у всех людей одна, т.к. люди произошли от одного начала (от Бога) и, поэтому, изначальная родина у всех людей одна. Если понятие родины рассматривается только как относительная ценность – материнская сторона, корни, то это может привести к бездуховности. Если же понятие родины рассматривается только как абсолютная ценность – отцовская сторона, свет, то это может привести к безумию. Родину надо любить как отца и мать, как духовность и традиции. Например, вряд ли можно обвинить представителя людоедского племени в том, что он не любит свою родину. Он любит свою землю, свой язык, свои традиции. Например, если встретит в лесу ребенка соседнего племени, то обязательно его съест из-за любви к своей родине и традициям своих предков. Если же человек не придерживается ни к каким традициям, то лишается практического ума и здравого смысла. Любить свою родину в относительном или абсолютном понимании еще не значит быть полноценным человеком. Инстинкт сохранения рода человеческого должен преобладать над инстинктами эгоцентризма и удовольствия. Под этим в первую очередь подразумевается забота о детях, при которой интересы ребенка ставятся выше собственных интересов в любых обстоятельствах, когда здоровье и жизнь ребенка (в том числе чужого) не ставятся под условие, т.е. являются безусловной ценностью. Сочетание национального (индивидуального) и общечеловеческого Все национальное – территория, уклад жизни, традиции, религия, язык соответствует форме психики человека. Содержание психики является общечеловеческим и соответствует абсолютным ценностям. Наиболее благоприятным условием для гармонического сочетания человека с окружающим миром является гармоническое сочетание национальной формы психики с ее общечеловеческим содержанием. Если национальная форма психики не содержит в себе общечеловеческих принципов, то никакого другого содержания она вместить не может. Она лишена всякого содержания и является уродливой (как у людоедов или маньяков). Это – бездуховность, которая приводит к вырождению. Если же у человека никакой формы психики нет, никакого уклада жизни он не придерживается, то содержание психики и моральные принципы у него распускаются (как у Хиппи или наркоманов). Это – безумие, которое приводит к такому же вырождению. Обьективная психология А Ануашвили
1 год назад
Гармония Гармония есть согласованное протекание жизненных процессов человека с окружающим миром, закономерным началом природы (Богом). Ощущение и понимание закономерностей природы обеспечивают человеку адекватное поведение в окружающем мире. Под внутренней гармонией понимается согласованность двух начал человека – интуиции и логики (или духа и ума). Внутренняя гармония личности означает наличие стабильной функциональной связи между двумя полушариями головного мозга человека, согласованное протекание колебательных процессов в них, когда человек своей логикой (функция левого полушария) может осознать свою интуицию, образы (функция правого полушария). Гармония с внешней средой означает согласованное протекание колебательных процессов во внешней среде, идущих от закономерного начала природы и внутри человека. При наличии внутренней и внешней гармонии человек способен воспринимать реалистическую информацию из внешней среды и вырабатывать адекватное поведение. При нарушении гармонии (внутренней или внешней) у человека снижается реалистичность восприятия окружающего мира и адекватность поведения. Он частично переходит в мир иллюзий (иллюзорно красивый мир удовольствий) и теряет свободу. С психологической точки зрения гармония человека соответствует его психологическому иммунитету от жизненных потрясений и болезней. Достижение высокой степени гармонии позволяет человеку гармонизировать окружающий мир и делать людей бесконфликтными по отношению с закономерным началом природы. Обьективная психология А Ануашвили
1 год назад