Логопед в школе
30
подписчиков
Школьная логопедия: видеозанятия, лекции и статьи, посвященные преодолению дислексии, дисграфии, дизорфографии.
Угадывающее чтение (чтение по догадке) является одной из частотных ошибок у детей. Встречается такая ошибка и у взрослых. Читая, человек предполагает, какое будет следующее слово, и прочитывает его не как написано, а исходя из своей гипотезы. В целом, угадывание (прогнозирование) при чтении - это нормальный механизм, позволяющий читать быстрее. Однако важно, чтобы прогнозирование строилось на верной гипотезе. Угадывание слова может быть: смысловое, оптическое, угадывание окончания слова. Покажем несколько заданий (в формате видеозанятий) для учеников начальной школы.
Языковой анализ и синтез относится к базовым навыкам для освоения письма и чтения. Языковой анализ и синтез: - текста - предложения - слова (слоговой и звуковой). Звуковой анализ и синтез — это умение определять количество и последовательность звуков в слове, а также давать характеристики этим звукам. Навыки звукового анализа и синтеза необходимы для предупреждения и коррекции ошибок письма, связанных с нарушением структуры слова. К таким ошибкам относятся пропуски и перестановки букв / слогов, персеверации (повторения) букв / слогов, антиципации (предвосхищения ) букв / слогов. Пропедевтика и преодоление ошибок нарушения обозначения мягкости тоже проходит благодаря навыкам звукового анализа и синтеза. Покажем несколько видеозанятий для школьников, в которых даются слова для записи с предварительным звуковым анализом. В процессе занятий поясняется малознакомая лексика, что способствует расширению словарного запаса ребенка. Выполнение инструкций занятия способствует развитию произвольной регуляции.
Знать о событиях мира специальной педагогики важно психологам, педагогам и всем интересующимся данной проблематикой. Для обмена опытом между специалистами в области психологии, неврологии, нейропсихологии, нейрофизиологии, лингвистики, общей и специальной педагогики с 1989 г. на общественных началах стал работать открытый для всех городской семинар «Нейропсихология и логопедия. Вопросы теории и практики» (под руководством Марии Григорьевны Храковской). Желанным участником этих заседаний была Наталья Николаевна Трауготт. В 1992 г. руководители семинара М.Г. Храковская и А.Н. Шеповальников организовали конференцию «Центральные механизмы речи». С этого времени конференция стала проводиться регулярно! X Всероссийская научная конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н.Н. Трауготт прошла в октябре 2022 года в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А.И. Герцена. Побывав на этом мероприятии, хочу поделиться информацией о докладах, посвященных нарушениям письменной речи. По результатам мероприятия X Всероссийская научная конференция «Центральные механизмы речи» им. проф. Н.Н. Трауготт уже выпущен сборник тезисов, он размещен в научной электронной библиотеке elibrary.ru
На уроках "Литературное чтение" школьники читают и анализируют преимущественно художественные тексты. Следующая серия видеозанятий даст возможность школьникам поработать с текстами разных функциональных стилей стилей: научным, официально-деловым и публицистическим. Это занятия с текстом "Как остановить ветер?" и "Объявление", рассказ о крупной ящерице, два интервью - со спортсменом В. Саляхутдиновым и художницей Е. Матусевич В каждом занятии даны задания для самостоятельного выполнения школьниками. Если времени недостаточно, вы можете просто поставить видео на паузу!
О семейном чтении Многие родители не знают, как привить своему ребенку любовь к чтению книг. Действительно, в современном мире наши дети довольно быстро и практически самостоятельно начинают взаимодействовать с различными гаджетами, но вот чтение книги частенько вызывает трудности… Давайте вспомним о семейным чтении! Представьте себе картину: вечер, торшер в комнате, взрослый и ребенок, сидящие рядом и вовлеченный в мир волшебной истории. Традицию семейного чтения можно развивать с раннего возраста ребенка! Потешки, стихи, заговоры от «больного животика», первые сказки. Взрослый, обращается к ребенку и читает вслух выразительно, делится своими чувства посредством интонации. Вообще, традиция семейного чтения существует давно. Во времена античности (около 200 лет до н.э) Катон Цензорий написал трактат «История Рима» и читал его своему сыну. О семейном чтении упоминается в исторических документах и Средних веков, и в эпохи Просвещения. Семейное чтение не стоит прекращать, когда ребенок поступил в школу! Обычно интересные ребенку книги требуют хорошей техники чтения, которой первоклассник-второклассник еще может и не обладать! Кроме того, информация из верно подобранных книг поможет развивать познавательную функцию ребенка, расширять его представления об окружающем мире; определённые истории позволят моделировать и решать воспитательные проблемы; а обсуждение прочитанного – это общение чтеца и слушателя и развитие речи ребенка. Конечно, семейное чтение повышает мотивацию ребенка к самостоятельному чтению книг! Дальше предложим вариант интерактивного занятия, в котором герои попадают в путешествие по книгам. После такого занятия можно приступить к чтению той книги, отрывок из которой заинтересовал вашего ребенка.
Диктант... Частенько школьники побаиваются этот вид работы. Особенно, если это диктант контрольный! Уровень напряжения помогут снизить тренировочные диктанты. В тренировочных диктантах обращают внимание школьников на сложные слова, проводят работу по предотвращению возможных ошибок. И не ставят плохие оценки! Тренировочные диктанты как вид письменной работы присутствует в школе, но их могут проводить и родители по тем пособиям, что порекомендует логопед или учитель. А можно написать тренировочный диктант и по нашим видео занятиям! В диктанте сначала следует прочитать весь текст. Затем текст читается по отдельным предложениям: первый раз школьники просто слушают его, второй раз – записывают, третий раз – проверяют. О красной строке, неизученных знаках препинания и орфограммах детей предупреждают. После записи всего текста необходимо его проверить. Школьные каникулы – удачное время для тренировки орфографической зоркости!
".. Нужные дела производить как бы возможно было, если бы они (люди) способа не имели сообщать свои мысли друг другу" М.В. Ломоносов Про изложение. Изложение – это вид творческой письменной работы по пересказу (подробному, сжатому, выборочному, с заданными изменениями и т.д.) текста. Изложение направлено на развитие речи учащихся. Написание изложений с учащимися с нарушениями речи требует подготовительной работы: · пояснение незнакомой лексики; · чтение и анализ текста (беседа о прочитанном, составление плана, выделение опорных предложений и т.п.); · работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок в письменном тексте; · устный пересказ текста. После написания изложения работа с текстом продолжается. Учащимся дается время на самопроверку и исправление ошибок. Совместно с педагогом обсуждаются варианты совершенствования текста. Удачные изложения учащихся рекомендуется прочитать вслух.
В последнее время в коррекционном обучении наравне с традиционными приемами работы стали активнее использовать онлайн технологии. С одной стороны модель восприятия большинства современных школьников тяготеет к краткой, визуально насыщенной, запоминающейся информации, с другой стороны необходима дозированная подача электронного материала и поэтапное сопровождение процесса коррекционного обучения педагогом. Видеотека TEXTY включает несколько разделов. Обучающие видео ориентированы на работу со школьниками 3-5 классов с трудностями письма и чтения. Видеоролики можно использовать как дополнительный материал на занятиях логопеда, учителя, для закрепления знаний дома. Для онлайн занятия нужно подготовить тетрадь, ручку, цветные карандаши, альбом. В видео добавлены паузы, которые можно увеличить, чтобы школьники с трудностями обучения могли выполнять задания в необходимом темпе. Первый раздел видеотеки TEXTY называется «Зачем пишут разные тексты».
Изучение становления письма и чтения, причин и механизмов дисграфии и дислексии порождает много дискуссионных вопросов... В видео "Дислексия: теоретические и практические аспекты" проследим развитие представлений о дислексии, обсудим является ли специфическое нарушение чтения признаком гениальности, посмотрим на саккадические движения глаз при чтении текста.
Здравствуйте, посетители канала! Здесь будут размещаться материалы, полезные для педагогов, которые работают со школьниками с дислексией и дисграфией, для родителей детей с трудностями обучения. Будут показаны материалы видеотеки TEXTY, которые можно включать в качестве дополнительных заданий для школьников 3-5 классов с трудностями письма и чтения. Обучающие видео TEXTY сгруппированы в несколько разделов (плейлистов). Подробнее об обучающем видео в докладе Киселевой Н.Ю. на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "ЛОГОПЕДИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК И КОНТУРЫ БУДУЩЕГО" МПГУ 2 ноября 2021, Москва.