Найти в Дзене
Уральские казаки-татары Уральские (яицкие) казаки-татары фигурируют на протяжении всей истории Уральского (Яицкого) войска. Первые депутаты от войска ко двору московского царя Михаила Федоровича Романова в 1613г. были русский и татарин (Карпов,1911). Один из первых яицких атаманов–Янбулат Ченбулатов (упоминание о нем относится к 1586г.) –был, по-видимому, татарином. О длительности пребывания татар в рядах уральского (яицкого) казачества свидетельствует и то, что в старейшем районе Яицкого городка - Куренях существовала татарская (нугайская) слободка возникшая вероятно одновременно с возникновением городка в начале XVIIв. Там же была и самая старая мечеть в Яицком городке - Белая мечеть. Казаки-татары были не только первыми казаками-тюрками среди яицких казаков но и одной из самых многочисленных тюркоязычных групп в составе уральского яицкого казачества. Так, во-время переписи 1723г. на Яике среди казаков было 70 " ясачных служивых и других татар", а также 3 ногайских татарина (Карпов,1911). Татары служили в Уральском казачьем войске вплоть до его упразднения в 1920г.поэтому в статистических отчетах XIX–начала XX вв. выделялись в самостоятельную этническую группу. Так, в 1862 г. в Уральском войске насчитывалось 4168 татар обоего пола, что составляло 5% всего войскового населения (Рябинин, 1866). В1885.г татар в войске было 5378 человек или 5,3%. Казаки-татары пользовались всеми местными правами ( право голоса на Кругу, право на рыболовство, наемка и.т.д.). Они сохраняли свой язык татарский и традиционную веру (ислам). Этому способствовали, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, относительная веротерпимость яицких казаков. На Яике издавна было принято крестить лишь завоеванных (плененных) иноверцев; тех же кто на Яик пришли сами, по своей воле, могли сохранить свою веру (Карпов,1911). Во-вторых, сохранению традиционного уклада жизни казаков-татар способствовало их компактное проживание. Так в Уральске были две Татарские слободы–Старая и Новая. В пределах земли Уральского казачьего войска были казачьи населенные пункты в которых исключительно или почти исключительно проживали татары. Это, например, форпосты/поселки Глининский, Мустаевский, Мухорский Мухрановский, Озерский. ( Назаров А.И. Очерки по истории фамилий уральских (яицких) казаков, 2003г.) На фото: 1. Хусаинов Сиразетдин Гилазетдинович (1883 -1967). Уроженец поселка Озерки, Илецкой станицы УКВ. Участник Первой мировой и Гражданской войны. 2. Справа, Хусаинов С.Г. во время действительной службы. 3. Казаки поселка Озерки, Илецкой станицы УКВ, участники Первой мировой войны. Стоят слева направо Шагитзянов Хаметдин, ... Газиз. Слева сидит Хусаинов Вали Гилазетдинович, полковой разведчик, полный Георгиевский кавалер. #уральскаядама #казаки #история ( инфа от гр. Фотографы дореволюционного Уральска)
18 минут назад
✨ ☀️ ✨ ☀️✨ *"Никто"* Размышления Никто не штопает носки. И уж если совсем поглубже в историю - никто из тех, кому меньше шестидесяти, не знает, что такое перелицевать костюм или пальто. Никто уже не чистит ковры первым снегом или соком от квашеной капусты. Никто уже не протирает тройным одеколоном головку звукоснимателя в кассетном магнитофоне. Как и не склеивают лаком зажеванную плёнку в кассетах. Никто уже не вырезает телепрограммы из субботней газеты и не подчёркивает в ней интересные передачи, на которые нужно успеть. Никто уже не посылает сервелат в посылках. Никто уже не хранит пустые пивные банки в серванте. Никто уже не хвастает умением разжечь спичку, чиркнув об оконное стекло или об штанину. Никто уже не считает, что лучшее средство от кашля - это банки или медовый компресс на ночь. Никто уже не вешает ситечко на носик чайника. Никто уже не заправляет одеяло в пододеяльник через дырку посередине. Никто уже не стирает полиэтиленовые пакеты. Никто уже каждый вечер не заводит часы и будильник. Никто уже не разбрызгивает воду изо рта во время глажки брюк. Никто уже давно не чистит зубы зубной щеткой с натуральной щетиной. Странно, а они были самыми дешёвыми. Никто уже не подает покупные пельмени, в качестве главного блюда на праздничном столе. Никто уже не наворачивает вату на спичку, чтобы почистить ушные раковины. Никто уже не помнит чем отличается синяя стёрка от красной... А я помню! Синяя стирает карандаш, а красная - стирает чернила и проделывает дырки в бумаге. Никто уже не считает, что банный день должен быть один раз в неделю… Никто уже не коллекционирует полезные советы из отрывных календарей. Никто уже не наклеивает переводилки на кафельную плитку. Никто уже не ходит в фотоателье, чтобы сделать ежегодный семейный портрет. Никто уже не украшает стены квартиры выжиганием или чеканкой собственного изготовления. Никто уже не вяжет банты на гриф гитары Никто и не вспомнит, что когда футболка торчит из под свитера - это называется "из под пятницы суббота" и вообще это просто неприлично! Никто уже не оставляет масло в сковороде "на следующий раз". Никто уже не боится, что сливной бачок в один прекрасный день всё-таки упадет на голову. И никто уже давно не слышал свежих анекдотов про Штирлица и Василия Ивановича. Грустно... Мы будем первым поколением, что не оставит от себя следов. Мы не оставим своих писем. От себя из юности, когда так остро и неразделённо, а позже понимаешь, что не с тем. Мы не оставим писем от себя постарше, для друзей, с которыми тоскуем по неважным прежде дням. Мы не оставим своих почерков, затертой, мятой, сложенной бумаги, конвертов с адресами, штемпелями, именами тех, кому и от кого. Мы не оставим фотографий. Они все сгинут в электронной суете. Нам и сейчас уже не вынуть свой фотоальбом, нам и сейчас не надписать на обороте - нету оборотов. Мне негде написать, что это я, а это Женька, это Машка, это мы. Мы не оставим своих лиц. Не будет мемуаров, дневников, записок, писем, фотографий разных лет. Не будет биографий, почерков, всего, что для кого-то остаётся нитью к нам, ушедшим навсегда. Мы будем первыми, кто растворится без следа. Привет, эпоха гаджетов, компьютеров и соцсетей. Ты умудрилась нас стереть.... Когда-то в детстве бабушка сказала: " Знаешь,а счастье.. оно бывает разное.." Я думал.. ну что за глупости.. счастье.. оно ведь счастье - это когда все идеально - хорошо. .. абсолютно всё. И только теперь.. спустя годы.. я начинаю его понимать.. Счастье не абсолютно.. оно относительно.. Счастье.. это когда не болит... Счастье.. когда здоровы дети... Счастье.. когда есть кому рассказать свой сон.. Счастье.. когда есть о ком подумать в одиночестве.. Счастье.. когда есть кому подумать о тебе.. Счастье.. когда есть дом.. в который хочется возвращаться.. Счастье.. когда на душе покой.. Счастье.. когда твои дети выросли достойными людьми.. Счастье.. когда у тебя есть утро.... Счастье.. когда тебе звонят просто так.. Счастье.. это просто отсутствие несчастья... Счастье.... его на самом деле так много.. а мы его все ждем и ждем.. не зная.. ч
33 минуты назад
Иканский Бой 4 декабря (по старому стилю) 1864 года, 161 год назад, произошло одно из самых невероятных и героических сражений в русской военной истории. 100 против 10000. В конце ноября 1864 кокандский мулла Алимкул с 10-тысячным войском выступил из Ташкента и двинулся к крепости Туркестан. Конечной целью была атака на русские поселения Семиречья. Комендант Туркестана, узнав, что в степи бродят какие-то шайки (это были головные дозоры кокандцев) выслал на разведку сотню уральских казаков есаула Василия Серова. Отряд под командованием Серова состоял из 2 офицеров, 5 урядников, 98 казаков, кроме того к сотне придано 4 артиллериста, фельдшер, обозный и три посыльных казаха. От встречных киргизов Серов узнал, что селение Икан, которое находится от Туркестана в 25 километрах, уже занято каким-то отрядом. 4 декабря сотня двинулась на разведку, и возле Икана казаки неожиданно наткнулись на главные силы кокандской армии. Казаки успели только занять канаву, развьючить верблюдов, создать завалы из мешков с провиантом. И оказались в окружении. Среди уральцев были матерые бойцы, которые участвовали ещё в обороне Севастополя и первых походах в Туркестан. В течение трех дней, оставшись без пищи и воды, уральцы держали круговую оборону. Отбили десятки атак. Им удалось подбить лошадь под самим Алимкулом. Мулла Алимкул прислал Серову записку: "Сдайся и прими нашу веру: никого не обижу!" Предателей не нашлось. Утром 6 декабря в 7 часов утра кокандцы пошли в атаку с трех сторон. Казаки, голодные, полуживые от усталости, не спавшие трое суток, отбивают подряд 4 атаки. А потом Серов командует уральцам встать в каре и идти на прорыв. Кокандцы налетали, рубя ослабевших. С собой уносили отрезанные головы казаков. За три часа казаки прошли меньше трех верст. В сумерках они увидели, отряд, отправленый комендантом Туркестана. Алимкул ушёл в степь. По итогам трехдневного боя иканская сотня потеряла больше половины личного состава. О подвиге казаков нет упоминаний в учебниках. Памятника подвигу Иканской сотни в России нет. Нет и улицы, названной в честь подвига. Есть песня "В степи широкой под Иканом", которую теперь поют куда чаще, чем лет десять назад. И конечно, Иканское сражение стоит в одном ряду с Брестской крепостью, Осовцом и Гостомелем. Автор Андрей Медведев
5 дней назад
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КАЗАХСТАНЕ ПРОТИВ АВАРИЙНОСТИ На трассах включили лазеры: Казахстан тестирует технологию, снижающую аварийность В Казахстане расширяют применение инновационной лазерной системы, предназначенной для повышения безопасности дорожного движения. После успешного тестирования на участке Астана – Темиртау, новые световые установки появились и на трассе Караганда – Балхаш. Всего здесь смонтировано 14 комплектов лазерного оборудования, передаёт BAQ.KZ. Ранее пилотный проект показал высокую эффективность: технические замеры и наблюдения подтвердили, что лазерные линии позволяют водителям быстрее реагировать на изменения дорожной обстановки, поддерживать концентрацию и предотвращать выезд с траектории. Технология особенно полезна в темное время суток и на протяжённых участках дорог с монотонным движением. Система проецирует яркие световые полосы прямо в поле зрения водителя. Благодаря этому сигнал воспринимается быстрее, чем обычная разметка или дорожные знаки. Международные пилотные проекты показывают снижение аварийности на таких участках до 40–50%, что подтверждает высокий потенциал внедрения подобных технологий в Казахстане. В Министерстве транспорта отмечают, что лазерные указатели могут существенно снизить риск засыпания водителей, улучшить ориентирование на дороге и уменьшить тяжесть последствий в случае ДТП. Проект будет продолжен на других участках республиканских трасс после оценки эффективности установленных систем.
5 дней назад
Вечер памяти Рустама Вафеева---человек, который защищал историю Уральска Сегодня в Татарском культурном центре прошёл вечер памяти Рустама Анильевича Вафеева — архитектора, художника, публициста и одного из самых бескомпромиссных градозащитников Уральска. Он ушёл из жизни 20 ноября 2025 года в Санкт-Петербурге на 57-м году жизни, оставив после себя огромный пласт исследований, книг, рисунков и идей, благодаря которым город лучше понимает собственную историю. Его фраза «Мы не создадим полноценного будущего, не разобравшись с прошлым» стала лейтмотивом встречи и очень точно отражает то, как Рустам относился к Уральску. Он всегда подчёркивал, что город — это не только здания, это память людей, воздух улиц, характер старых кварталов и ответственность поколения, которое живёт здесь сегодня. Почтить его пришли горожане, для которых Вафеев был больше чем автор и исследователь. Его знали как человека принципов, честного, увлечённого, готового до последнего защищать Татарскую слободу, уральский мир Тукая и всё, что составляет подлинный облик Уральска. Многие вспоминали, что именно благодаря его настойчивости начали открываться забытые страницы городской истории. Особенно тёплой и трогательной стала речь его родного брата — Рината Анильевича Вафеева. Он рассказал о детстве Рустама, о том, как рано проявились его художественные способности, о его характере и о тех проектах, которые были задуманы, но уже не успеют воплотиться. Его слова напомнили всем присутствующим, что за исследованиями, книгами и публичными выступлениями всегда стоял живой, тонкий, искренний человек. Рустам Анильевич родился в Уральске, окончил художественную школу и художественно-графический факультет Уральского пединститута, позже — институт имени Репина в Санкт-Петербурге и аспирантуру. Он стал автором уникальных графических альбомов «Миры Большой Михайловской», «Уральск потаенный», художественного альбома «Путешествiе в Старый Уральскъ», исследовательского труда «Господин Издатель» и многих других книг, которые сегодня воспринимаются как знаковые. Его работы помогают увидеть Уральск таким, каким он был и каким он мог бы быть, если бы мы относились к своему городу с тем вниманием и уважением, которые были для него жизненной нормой. Сегодняшний вечер стал напоминанием о том, что настоящие градозащитники — это люди, которые любят свой город не словами, а делами. Рустам Вафеев был именно таким человеком, и память о нём будет жить в улицах и историях, которые он помог сохранить. Приглашаю к просмотру фильма на канале Уральская Дама в ВК -видео , RUTUBE, а также в телеграмм канал Уральская Дама #уральскаядама #Уральск #Вафеев
1 неделю назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала