Москва – Канберра – Москва. Немного воспоминаний о путешествии тридцатилетней давности семи Як-18Т и АН-2 до далекой Австралии. Идея возникла спонтанно. Вице-президент ФЛА Николай Громцев на одном из собраний воскликнул: «А не слетать ли нам в Австралию?» Вот эту мысль дальше и развили. Нашли спонсоров и поддержку в лице вице-президента Российской Федерации Александра Руцкого. А это уже немало. В силу сложившихся обстоятельств я оказался в этой компании. Девяносто первый год, работа по Бурану свернута и не финансируется, гарантийной оплаты летчиков нашего отряда лишили, с довольствия сняли, испытания практически не проводились. Начались какие-то покатушки на самолетах-лабораториях за деньги каких-то мутных личностей. Тошно было смотреть на все это. На тот момент у меня скопилось двести сорок дней не отгулянного отпуска. Иди гуляй. Вот я и напросился в эту компанию, но меня взяли с условием, что буду руководить и отвечать за летные дела этой «банды». Перед отлетом меня спросили на какие этапы можно было бы разделить весь перелет? Мое предложение было необычным; первый этап перелет от Москвы до выхода из Австралии. Второй этап – полет до границы с Россией и третий - полет по нашей любимой Родине. Было немного скепсиса. Участки какие-то неравнозначные. Пришлось обосновывать. На первом участке будет присутствовать интерес, все будет новое, но будет нарастать усталость. На втором – в усталом состоянии наша группа войдет в зимние условия и третий этап каждый захочет поскорее добраться «до дома, до хаты» и коллективно решать задачи будет трудно. На том и согласились. Двенадцатого ноября тысяча девятьсот девяносто первого года с аэродрома Тушино стартовала группа из четырех Як-18Т и Ан-2 и в последствии в Чите с Игорем Волком присоединились еще три Як-18Т. Самолеты преодолели расстояние в сорок шесть тысяч километров, проведя каждый в воздухе по двести пятьдесят часов. Первого февраля тысяча девятьсот девяносто второго года, все восемь бортов, выполнили посадки на аэродроме вылета Тушино, но уже в другой стране. Ещё с гордостью можно отметить, что наш летный коллектив проделал такой большой путь без единой серьёзной поломки, на списанных самолетах полным составом вернулся на нашу родину. Для меня самая большая сложность в этом перелёте была в людях -я мало знал об уровне их подготовки, да и знакомство с некоторыми было скорее шапочным Была очень разношёрстная команда: были вот только что закончившие лётное училище гражданской авиации, были маститые летчики гражданской авиации, которые налетали несколько тысяч часов; были люди военные, которые летали на истребителях; были испытатели, были военные лётчики, которые в армии были инспекторами, был заместитель командир дивизии. Я не видел их лётных книжек и уровень их подготовки был мне неизвестен, но мне было чётко известно, они были пилотами -любителями и летели на собственных самолётах. С армейскими летчиками мы быстро нашли общий язык, с любителями было попроще - они в основном смотрели на опытных товарищей, а вот с гражданскими пилотами возникали проблемы, потому что они были достаточно амбициозные. Я помню, когда их приучал лететь строем мне было сказано, что это в армии в сортир ходят строем, а в гражданской авиации строями не летают! Пришлось с этим тоже побороться. Наш полёт мог бы сорваться в самом начале путешествия. Первую посадку мы сделали в Туле, вторую в Пензе и потом полетели в Самару. В Самаре погода очень сильно испортилась и при подлёте появилась низкая облачность, разорванный туман. При подходе к Смышляевке надо было пересечь ВПП заводского аэродрома Трехгорка. Я очень хорошо знал заводской аэродром потому, что это был запасной аэродром для «Бурана» и мне приходилось не раз там выполнять испытательные полеты. В процессе выхода на посадочный Смышляевки в разрывах облачности я вдруг увидел, как два Як-18Т, выпустив шасси, садятся большую полосу заводского аэродрома, а Смышляевка находился дальше. А они перепутали ВПП и садились на заводскую. Ну что оставалось делать, даже крикнуть не успеваешь и пришлось за ними следом плюхаться, вместе моим ведомым на полосу.
2 года назад