Найти в Дзене
Глава 4. Кошмар
Город горел. Пахло сырым первородным огнём, тем, что спустил с Олимпа в подарок людям Прометей. Его иссушенный, обвитый цепями труп с ещё живой печенью до сих пор лежит у большого камня, и коршун уже миллионы лет прилетает на кровавый пир. Город горел как бы в назидание истлевшему титану и на потеху всем древним богам. Огонь хватал и уничтожал всё, до чего мог дотянуться. Из-под земли выбегали уродливые карлики, покрытые фурункулами и язвами. Они пытались отыскать путь к спасению, но подслеповатые глаза слепли от пламени – и оставалось только застывать в благоговейном ужасе...
2 года назад
Фрагмент романа «Иллюзия выборов»
Он вышел на улицу и ощутил летнее тепло: прежний огонь зноя прошёл, и мир теперь остужался, как погасшая печь. Раскалённый уголь солнца таял на печной решётке горизонта. И дома становились похожи на обезглавленных рыб: их мозаичные тела золотились бликами небесного костра, а чешуйки окон отражали далёкий свет. Душистое газонное разнотравье перебивало запах дороги. Это июнь рисовал мир глубокими и проработанными красками. Природный художник так хорошо...
2 года назад
«Спокойная ночь» (Фрагмент романа "Иллюзия выборов") От воды уже поднимался молочный туман, становясь тем плотнее, чем ближе была полночь. Перешёптывались хрустальными отголосками редкие ключи. От них дно всегда холодело, и было чем питать почву вокруг. Сергей подумал: в это озеро текла по венам-ручейкам вся вода с округи, перемешивалась в нём – и шла обратно. И так – по кругу. Получается, озеро не только метафорически, но и физически, буквально – сердце посёлка. Действительно животворящая и обновляющая сила, и сейчас они с друзьями – возле этого сердца. Все молчали. Бездумно качали ногами, свесив их с отлогого берега, задевали пятками комки засохшей на солнце глины – и она падала в воду с чуть слышным, как бы извиняющимся бульканьем. «В полночь мы ей ещё должны останемся, – подумал Сергей, ложась на покрывало и скрещивая руки на затылке. – На такие богатства мы не имеем права претендовать». Оправившись от морока, Санька взялся за гитару опять. Ему захотелось спеть что-то нежное, столь же прекрасное, как и мир вокруг. В переборе басовых струн послышалось вступление к «Спокойной ночи» Цоя. Точное попадание. Санька запел глубоко убранным голосом: – Крыши домов дрожат под тяжестью дней… Дослушав до припева, Сергей с Арсением подхватили песню. Легко взяв низкие ноты, запели в унисон, как малый хор. Не договариваясь, распределили куплеты. После повтора припева, Арсений продолжил один: – Я ждал это время, и вот – это время пришло… И снова – припев сообща, одним голосом. А завершал Сергей: – Соседи приходят; им слышится стук копыт… Ночь, дикая и степная, пропитала эти строки, как многодневный дождь — землю. Такую песню мог петь только самый свободный на свете человек: жизнь для него – скачка на коне Спокойной Ночью, безмятежной и настоящей. Санька заиграл соло – не слишком сложное, будто скупое на ноты, но такое душевное и искреннее, что любое многоминутное завывание электрогитары с ним не могло бы сравниться. Арсений подпевал ему, мыча с закрытым ртом. Так делали уже не в первый раз – песня шла слаженно и гладко. Хрустальные флажолеты завершили игру, и гитара замолчала. За такую песню спокойная ночь смотрела на друзей с благодарностью. Ссылка на роман: https://author.today/work/236641
2 года назад
«Семья»
Когда понимаешь отца, "за хлебом" ушедшего на год; когда в волчьем стаде овца ест грозди разгневанных ягод; когда оставаться в мороз теплее в подъезде, чем дома; когда синяки "не всерьёз", "случайность" – два-три перелома; когда одному хорошо, в гостях же значительно лучше; когда полон скорби мешок,...
3 года назад
Почему лето Тарковского прошло, "словно и не бывало"?
Арсений Тарковский – поэт далеко не третьего ряда, что, однако, не помешало ему затеряться среди более выдающихся современников. Положение Тарковского в поэзии ХХ века сопоставимо с положением Лескова в литературе века XIX – «прозёванный гений». Судьба поэта сложилась так, что признания в творческой сфере быстрее (по возрасту) добился его сын. Сравним: дебют Андрея Тарковского «Иваново детство» - 1962 год, дата выхода первой книги стихов Арсения Тарковского – тот же 1962. Сыну поэта тогда исполнилось 30 лет, самому поэту – 55...
292 читали · 3 года назад
Пастернак и Заболоцкий. Ошибка Александра Кушнера
Одним из первых, кто подметил сходство творческих манер Бориса Пастернака и Николая Заболоцкого, был поэт Александр Кушнер. Он написал целую статью, посвящённую этому вопросу, поэтому, для чистоты и справедливости нашей заметки, мы ту статью не смотрели – лучше написать работу самостоятельно и сравнить наблюдения, чем петь чужим голосом собственную песню. Однако одно утверждение Кушнера мы всё же приведём в этой работе. Поэт утверждает, будто поздние стихи Заболоцкого легко спутать с поздними же...
3 года назад
В тишине
Мы молчали. В тишине различимей речи духа: тонкий голосок извне на периферии слуха. Пропадал горячий чай из наполненных стаканов. Вдруг скрестились невзначай, не по схеме, не по плану взгляды – как скрещенье душ, нам обещанное кем-то, кто для неизвестных нужд нас опутал красной лентой...
3 года назад
Нечуткий Некрасов
Все мы знаем повесть Льва Николаевича Толстого «История моего детства»... А нет, под таким именем не знаем. Зато Некрасов, главный редактор «Современника», хотел, чтоб знали Всё просто. Посланную Толстым рукопись он переименовал, подсократил — и в продакшн, так сказать. На что Лев Толстой обиделся, ведь новое название нарушало авторский замысел...
3 года назад
Пьяный Александр Блок
Продолжаем делать из классиков людей, не сбрасывая с парохода современности. Сегодняшний филфакт коснётся А. А. Блока, чья жизнь больше похожа на миф и художественную выдумку, чем на правду. Сделать из Блока человека нам помогут Корней Чуковский с сыном. Из воспоминаний последнего: «Блока мы встретили сразу же, чуть сошли на тротуар. Остановись под фонарем, он минут пять разговаривал с папой. Из их разговора я не помню ни слова. Но лицо его я запомнил прекрасно — оно было совсем такое, как на известном сомовском портрете...
3 года назад
Максим Горький и Подмаксимовики
В начале XX века Горький стал фигурой культовой, и нашлось великое множество писателей, которые ему подражали в стиле и творчестве, а иногда и жили за его счёт. Их называли «Подмаксимовиками». Вот вам даже карикатура. Но самое странное, что к подражателям и прихлебателям отнесли Ивана Бунина и...
3 года назад
«Запах детства»
Стихи А. Харламова Есть у детства запах свойский – это пахнет новизна. Пластик – генералов войско: всех повысила война. Пах резиной старый мячик, маслянисто – пластилин, маком – сдоба и калачик, пятаками – тьма машин. Едкий дым – запахло печкой, грязью – мой велосипед...
3 года назад
Новый филфакт! Достоевский писал «Преступление и наказание» от первого лица Но на моменте убийства старухи-процентщицы работа всегда останавливалась, так как писатель душевно страдал от описанного ужаса, как бы переживал его на собственной шкуре. Поэтому роман был переписан от третьего лица – менее травматичный опыт
3 года назад