Найти в Дзене
О диалектике и любви Преподавание любого предмета в вузе предполагает объяснение студентов темы: "Методы научного познания".Каждый раз, доходя до гегелевской диалектики, мне вспоминается замечательная поездка, которая состоялась летом 2003 года в солнечный Дагестан. Там было много всего веселого и примечательного, но остановлюсь именно на диалектике Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Не очень помню как это случилось, но в Дагестане я как-то познакомилась с очень симпатичным, высоким и добрым юношей, лезгином по национальности. Звали его Сефер. Он был одновременно и нашим гидом, и организатором досуга, и проводником в мир мусульманской культуры. Как-то мы вдвоем с Сефером прогуливались по пустынному берегу Каспийского моря. Все вокруг располагало к разговорам о любви: ласковое солнце, шуршание волн, ноги утопают в теплом песке и все такое. Вдруг мой дагестанский друг , проверяя меня на степень умности неожиданно задал мне вопрос: "А ты знаешь три закона диалектики Гегеля?" - спросил он. Данному вопросу предшествовал его рассказ об особенностях дагестанских национальностей. В Дагестане оказывается насчитывается более 30 национальностей (лезгины, лакцы, даргинцы, аварцы, кумыки и т.д.). Сефер рассказал мне местную легенду про ментальные особенности каждой национальности. Из его рассказа выходило, что он принадлежит к самой умной национальности, т.е. лезгинам. Видно, желая проверить меня на умность (он знал, что я училась в тот момент в аспирантуре и писала кандидатскую диссертацию) решил проверить меня на знание диалектики вершины классической немецкой философии - Г.Гегеля. Хвала моим преподавателям, которые нам - будущим историкам с первого курса рассказывали эти законы с первого курса и не по одному разу. К аспирантуре я законы всеобщего развития знала уже лучше чем таблицу умножения. Последняя, по всей видимости, была вытеснена знаниями полученными в университете. Мой женский мозг очень небольшой и крайне избирательный. Вобщем выпалила я эти законы диалектики наизусть. Было видно как мой IQ резко вырос в его глазах. И если бы ни цвет кожи, то он бы принял меня в лезгинки. На лекциях я, естественно, чтобы не уморить детей сухой наукой сначала студентам рассказываю про дагестанца, который знает законы диалектики, чтобы им стало стыдно их не запомнить и, естественно, мою любовную историю с этим связанную. Очень кратко, рассказываю. Чтобы не подумали, что я от программы ФГОС далеко удаляюсь. Интересно отметить, что , когда подхожу к зачету и спрашиваю студентов про законы диалектики, то они все начинают как-то загадочно улыбаться, вспоминают про Каспий, солнце, песок, любовь и единицы, заглянув в гугл, воспроизводят законы диалектики. Вот такой феномен однако. У студентов тоже мозг видно больше настроен на романтические отношения нежели на научные постулаты. А гегелевская диалектика и сейчас мне очень помогает. Столько приятных воспоминаний с ней связано....
2 года назад