Найти в Дзене
Осетинский парадокс: степная аланская речь и местные кавказские корни.
Исследование 2004 года, проведённое И. Насидзе и коллегами (Genetic Evidence Concerning the Origins of South and North Ossetians), выявило поразительный парадокс языка и происхождения. Осетины Центрального Кавказа говорят на восточноиранском языке, некогда распространённой по всей Евразийской степи. Однако их ДНК рассказывает совершенно иную историю. Современные осетины не являются прямыми биологическими наследниками аланов или более широкого скифо-сарматского мира. Их генетический облик в основном сформировался из местных кавказских генофондов...
1 месяц назад
Куртатинское ущелье, РСО-Алания. Селение Даллагкау.
2 месяца назад
Цитадель г. Алеппо. Сирия.
4 месяца назад
Янтарные ожерелья культуры Одиночных Погребений. Культура Одиночных Погребений входила в круг культуры Шнуровой Керамики, связанной с поздними праиндоевропейцами. Национальный музей Дании 🇩🇰
5 месяцев назад
ВИЗАНТИЙСКИЕ ГРОБНИЦЫ В ИДЛИБЕ.
В городе Маарат-эн-Нууман (провинция Идлиб, Сирия), обнаружили несколько византийских гробниц. Город назывался тогда вначале Арра, затем Маарра. Точная датировка захоронения пока невозможна – нужны дальнейшие исследования, с которыми в провинции Идлиб все не очень просто. «Судя по наличию креста на своде одной из колонн, а также найденным глиняным изделиям и стеклянным фрагментам, эта гробница относится к византийской эпохе», - сказал директор отдела древностей в провинции Идлиб Хасан аль-Исмаил...
5 месяцев назад
"Однорукий и Одноглазый". История со связанным волком хорошо показывает природу права, где все процедуры, даже самые священные являются военными действиями ("Видение Гюльви", гл. 13 и 21). Когда родился Фенрир, боги, которые знали, что он создан им на погибель, решили его обезвредить, пока он не вырос. Один, бог-маг, приказал своим мастерам изготовить путы, тонкие, как шелковая лента, но необычайной крепости, и боги предложили волчонку обвязать его этой безобидной лентой, чтобы посмотреть, как он выпутается из нее. Опасаясь подвоха, волк согласился с условием, что один из богов в залог (at veði) честной игры положит ему в пасть руку. Нашелся лишь один доброволец, и это был Тюр. Волк дал себя связать и не смог освободиться; таким беспомощным он и останется до конца нашего времени, до того дня, когда освобожденные демонические силы завяжут битву против богов и разрушат мир. Когда волк понял, что был обманут, он сомкнул челюсти, и правая рука Тюра, рука-залог, была откушена. С тех пор он стал einhendr 'одноруким', но зато боги получили долгую и желанную отсрочку. Как мы видим, сцена разворачивается в правовом плане, но если волчонок вступает в игру, требует и получает гарантию, с которой он потом обходится без церемоний, то его божественные партнеры используют всю процедуру только для обмана, а следствие и символ, это ощутимое понятие залога, выражаются осязаемо изуродованным телом Тюра. Этот миф описывает не только Тюра, как такового. Он определяет его двойным образом в связи с Одином: сначала это действие, когда именно Один, маг, заставляет изготовить волшебные путы, а Тюр, законник или замещающий законника, должен только заставить принять их; затем это увечья, поскольку Один отказался от глаза ради приобретения магического знания и силы, а Тюр жертвует рукой в правовом акте. В других своих работах я подчеркнул параллелизм этой пары, Одноглазого и Однорукого, с той, которую в римской легенде о первой республиканской войне образуют два спасителя, одноглазый Коклес ("Циклоп") и однорукий Сцевола ("Левша"). У Горация Коклеса либо от природы, либо в результате старого ранения только один глаз, которым он пользуется для устрашения врага, для того, чтобы держать его на расстоянии; Муций Сцевола, чтобы заставить вражеского царя поверить в ложь, которая спасет Рим, кладет в огонь правую руку и сжигает ее. С одноруким скандинавским богом сопоставляли еще ирландского героя Нуаду "Серебряную руку", древнего бога Ноденса, который тоже лишается руки. Но Нуаду не входит в пару с одноглазым, и обстоятельства его увечья не отчетливо функциональны; поэтому пока параллелизм сводится к "Эдде" и к римской "истории" с сюжетными различиями, которые исключают заимствование и склоняют к объяснению через общее наследие. К тому же в Риме увечья прилагаются не к двум эпическим образам, о которых говорилось вначале, т. е. к "варуническому" Ромулу и "митраическому" Нуме, а к двум другим персонажам, отношение которых к первой функции по меньшей мере ослаблено. По-другому и не могло быть. В мифологии символическое увечье способно парадоксально придать богу ту функцию, которую несет уничтожаемый орган; в римской же "истории" самые великие личности, будучи изувечены, лишаются государственных должностей. В самом деле, Гораций Коклес и Муций Сцевола, совершив подвиги, становятся просто почетными гражданами и исчезают из повествований. Индия, где нет такого противопоставления одноглазого и однорукого владыки, тем не менее широко использовала в других случаях тему "квалифицирующих" увечий: мы встречаем безрукого Савитара (а он побуждает к жертвоприношению), беззубого Пушана, обреченного есть только жидкую кашу (а он – покровитель "ходячего мяса", скота). — Жорж Дюмезиль. Верховные боги индоевропейцев.
6 месяцев назад
Айну. Почему японцы уничтожили аборигенов Хоккайдо и Сахалина.
Аборигенным населением Курильских остров, Сахалина и Японии (островов Хаоккайдо и Рюкю) являются вовсе не японцы, как предполагают незнающие люди, а древний народ айну, который появился на Дальнем Востоке больше 12 000 лет тому назад и создал культуру неолита под названием Дзёмон, – об этом написано в книге «История Японии с древнейших времен до 1868 года» Института востоковедения Российской академии наук.  Айну или Айны, или Курилы – древняя народность, которая появилась около 13 тысяч лет до нашей эры...
6 месяцев назад
ДРЕВНЕАНГЛИЙСКИЕ РУНЫ.
Имена древнеанглийских рун переданы в рукописях и рунической песне из 29 строф. Имена скандинавских рун для шестнадцатизначного ряда сохранились в «Abecedarium Nordmannicum» монастыря Сент-Галлен, составленном в X в., в Лейденской рукописи X в., в норвежской рунической песне XIII в. и в исландской рунической песне, которая записана, вероятно, еще раньше, чем норвежская. К этим свидетельствам примыкает запись готских названий букв в Венской рукописи VIII в., времени англо-саксов и придворного...
7 месяцев назад
Я чувствую сильную, дорациональную притягательность к знаниям моих предков. Мыслить и верить также, как мои предки, кажется мне столь же верным, как и питаться подобно им. Но если я подумаю на секунду, что мировоззрение моих предков было неверным, тогда я буду вынужден, как искатель правды, оставить его. Фактически, я не оставил его потому, что всегда был и поныне убеждён, что мои предки узрели фундаментальные истины. Чем глубже я погружался в их знания, тем больше я утверждался в истинности этого мнения. — Коллин Клири. «Что такое руна?», 2015. Полностью разделяю данную точку зрения.
7 месяцев назад
Посол Ибн Фадлан: арабский взгляд на Россию из X века.
Универсальный характер ислама, заставивший сподвижников и первых завоевателей путешествовать по земле и достигать Востока и Запада, стал важнейшим фактором, обусловившим славу искусства географии и арабских путешествий. Исламское государство в эпоху Омейядов и Аббасидов охватывало огромные территории, на которые ранее не могла рассчитывать ни одна страна. Администрация этой империи налагала множество требований, включая знание джизьи и хараджа. Одним из важнейших условий для определения налога...
7 месяцев назад
В Вене нашли следы пропавшего римского легиона. При ремонте футбольного поля в венском районе Зиммеринг в октябре прошлого года наткнулись на человеческие кости. Много, даже очень. Место осмотрели полицейские, определили, что не их профиль, после чего вызвали археологов. Первоначально думали, что речь идет о массовом захоронении, связанном с одной из средневековых эпидемий чумы или османской осадой Вены 1683 года. Однако кладбище оказалось гораздо древнее. Выяснилось, что кости принадлежат римским воинам, похороненным в промежуток времени от середины I века до начала II. Скорее всего, при императоре Домициане (правил в 81-96 гг.), хотя монет пока не найдено, а потому точная датировка затруднена. В общей сложности из земли извлекли 129 целых скелетов, при том, что, как определили ученые, на участке раскопок их не менее 150. Большая их часть принадлежит мужчинам 20-30 лет от роду, ростом, как правило, не ниже 170 см. На каждом скелете следы ран – от копий, стрел, мечей. Раны разные - у кого-то пробита голова, у другого следы меча на тазобедренной кости, у третьего пробиты ребра. Версия массовой казни отвергается, очевидно, что все мужчины пали в бою. Также было найдено множество гвоздей от солдатских калиг, нащечник от римского шлема имперского типа, кинжал-пугио с остатками ножен (а на них - характерный для времен Домициана узор), фрагменты чешуйчатого доспеха и некоторые другие артефакты. Парадокс ситуации в том, что вплоть до III века римляне кремировали своих мертвецов и, как правило, отправляли в последний путь с соблюдением строгих ритуалов. Здесь же – на месте футбольного стадиона в Зиммеринге – археологи столкнулись буквально с грудой костей. Поэтому родилась версия о том, что воины были похоронены в спешке, скорее всего, сразу после битвы. И сделали это либо сами римляне, либо (что менее вероятно) – их противники. Впереди еще большой пласт исследований – планируется проанализировать ДНК погибших воинов, провести обширные геофизические исследования места, - время для выводов пока не наступило. Но можно сделать осторожное предположение по поводу исторического контекста. Есть основания считать, что кости в Зиммеринге – это останки солдат Двадцать Первого Стремительного легиона (Legio XXI Rapax), которые пали в бою с сарматами в 92 году. Весной этого года дунайский лимес – северную границу Римской империи – прорвали полчища варваров и вторглись в провинцию Паннония. Римские части - силами одного легиона - попытались оказать сопротивление, но потерпели жестокое поражение. И, вероятно, Rapax был полностью уничтожен. Многие убиты, а оставшиеся в живых, «закованные в цепи, были угнаны в горы за Дунаем - чтобы окончить жизнь в рабстве». После этого провала Домициану удалось победить и изгнать сарматов (как пишет римский историк Светоний, император предпринял «поход против сарматов, которые уничтожили его легион с легатом»). Затем он решает укрепить участок лимеса – в Виндобоне (так называлось поселение на месте современной Вены), где раньше располагалась небольшая кавалерийская база, строится легионный лагерь на 6 тысяч воинов. Впоследствии на протяжении трех столетий в нем базируется Десятый Сдвоенный легион (Legio X Gemina). Что интересного, примерно в это же время, при Домициане, и также на дунайском лимесе исчезло еще одно римское подразделение - Пятый легион Жаворонков (Legio V Alaudae). Правда, это случилось примерно в 600 км от Виндобоны - в Дакии. Летом 87 года армия под командованием Корнелия Фуска попала в засаду у т.н. Железных ворот Дакии, к северу от Дуная, и была разгромлена. Римляне потеряли легионного орла, штандарты, осадные машины, сам Фуск погиб в бою. Тацит, живший при Домициане, писал с горечью о бесславных событиях тех лет: «Столько войск в Мёзии и Дакии, в Паннонии и Дакии потеряно из-за беспечности или малодушия полководцев, столько военачальников вместе со столькими когортами. разгромлено и захвачено в плен». #рим #сарматы #даки #варвары #археология
8 месяцев назад
Изделия эпохи Нордической бронзы, найденные в Дании: фигурка человека в рогатом шлеме, большой церемониальный топор и две фигуры змеи с конской головой.
8 месяцев назад