Тихий переворот: что на самом деле ищут арендаторы в 2025 году В отличие от жилья рынок коммерческой недвижимости сегодня на подъеме. Тем интереснее взглянуть на ту глубокую трансформацию, которую он переживает. В первую очередь, стоит обратить внимание на смену самого восприятия коммерческих площадей. Утилитарное восприятие «метража» пришла философия среды, где ценность объекта определяется даже не квадратными метрами и местоположением, а качеством наполнения пространства, а также его интеграцией в жизнь города и корпоративную культуру компаний. Сложно? Давайте разбираться. Начнем с офисов, в которых эти тренды наиболее активно проявляются. Арендаторы все чаще ищут не просто рабочее пространство, им нужна полноценная и уже готовая экосистема. Речь о среде с развитой инфраструктурой, которая работает на репутацию бренда и удержание сотрудников. Кроме того, компании всё чаще склоняются к покупке офисов для себя. Причиной этому стал не только дефицит крупных и качественных офисных площадей класса А и Прайм, но и рост ставок аренды. То есть покупка становится для них фактором стабильности. Девелоперы стремятся создать сбалансированное предложения, реализуя проекты, где есть место и офисам в нарезку для розничных инвесторов, и отдельно стоящим зданиям под статусные штаб-квартиры. Локации при этом трансформируются в фарватере идеи «15-минутного города», она сегодня лежит в основе практически всех новых девелоперских проектов, реализуемых в Москве. Сюда же можно упомянуть тренд на децентрализацию и создание новых деловых кластеров: работа, жилье, ритейл, досуг и отдых – всё должно быть в шаговой доступности. Сервисные офисы окончательно ушли от категории работы со стартапами и розничными потребителями в категорию решений для зрелого бизнеса. Крупные корпорации и госструктуры ценят в них не только гибкость, но и предсказуемость, прозрачность и высокий уровень сервиса. Спрос здесь стабильно опережает предложение, поэтому новые площадки разлетаются за считанные недели. В ритейле - акцент на формирование образа жизни. Это уже не просто ТЦ или МФК, а полноценные хабы, где мода соседствует с гастрономией, спортом, велнесом и досуговой и развивающей составляющей для детей. Обратите внимание, что «якори» теперь не только супермаркеты и кинотеатры, а, например, термальные комплексы и банные клубы. В складах правит сегодня его величество light-industrial – на него растет спрос и со стороны конечных покупателей, и со стороны инвесторов, заинтересованных в том, чтобы заработать на реализации таких проектов. Как и в офисах, бизнес здесь хочет скорости строительства и готовых арендных бизнес-решений. Подводя итог всему вышесказанному: рынку нужна комплексность, функциональность и качество среды.
2 месяца назад