Найти в Дзене
перемена в мыслях джинна сообщает сказке, как ее понимает ребенок, психологическую правду.
Перед нами точное описание того, что чувствует «покинутый» малыш. Поначалу он думает, как будет счастлив, когда вернется мать, или (если его отправили в его комнату) как будет рад выйти оттуда и как вознаградит мать. Но время идет; он сердится все сильнее, воображая, как страшно отомстит тем, кто притесняет его. На самом деле дитя, вероятно, будет счастливо, когда его простят, но это не влияет на ход его мыслей: вначале оно собирается вознаградить, а затем наказать тех, кто причиняет ему неприятности. Итак, перемена в мыслях джинна сообщает сказке, как ее понимает ребенок, психологическую правду...
3 года назад
В соответствии с моралью взрослых, чем дольше длится заключение, тем больше должен быть благодарен узник своему спасителю
В других культурах тот же самый мотив может возникнуть в иных вариантах: злые персонажи принимают облик огромных свирепых зверей, угрожающих пожрать героя, который значительно уступает им во всем, кроме одного - хитрости. Герой начинает размышлять вслух о том, что такому могучему духу легко превратиться в огромное существо, но он, конечно же, не сможет принять облик маленького создания вроде мыши или птицы. Дух оказывается тщеславен, и это решает его судьбу. Желая показать, что для него нет ничего невозможного, злодей превращается в крохотное животное, которое оказывается легкой добычей героя15 ...
3 года назад
Оттуда вырывается громадное облако; из него появляется гигантский джинн. Он угрожает убить рыбака, несмотря на все его мольбы.
Одна из сказок «Тысячи и одной ночи» - «Рыбак и Джинн» - содержит почти исчерпывающее изложение такого распространенного мотива, как конфликт между великаном и обычным человеком. Он встречается в тех или иных формах во всех культурах, поскольку по всей земле дети боятся взрослых и ропщут против их власти. (Наиболее известное на Западе воплощение этой темы - сказка братьев Гримм «Дух в бутылке».) Дети знают, что, если они отказываются исполнять требования взрослых, у них есть только один способ избежать их гнева - перехитрить их. В сказке «Рыбак и Джинн» говорится о том, как бедный рыбак четыре раза забрасывает в море свою сеть...
3 года назад
когда сказку рассказывают родители, ребенок может не сомневаться, что они одобряют его фантазии
Но, вне зависимости от того, рассказываем мы им сказки или нет, для них (как показывает пример этого мальчика) мы все равно великаны-эгоисты, обладатели чудесных вещей, которые дают нам власть и которыми мы не желаем делиться. Волшебные сказки уверяют детей в том, что в конце концов те смогут обхитрить великана - то есть вырастут, сами станут великанами и получат такие же способности. Эти чаяния - из числа «надежд великих, что из нас / Творят людей»14 . И, самое важное, рассказывая такие волшебные истории детям, мы, родители, тем самым даем им уверенность, что разрешаем им поиграть с мыслью о том, чтобы перехитрить «великанов»...
3 года назад
нам неуютно при мысли о том, что мы кажемся нашим малышам грозными великанами.
Чтобы понять, как дитя воспринимает волшебные сказки, давайте рассмотрим в качестве примеров те многочисленные истории, где ребенку удается перехитрить великана. (Тот пугает его или даже угрожает его жизни.) Ребенок интуитивно понимает, кто скрывается за образами великанов, о чем мы можем судить по случайно оброненному замечанию пятилетнего мальчика. Его мать, наслушавшись разговоров о значении волшебных сказок в жизни детей, преодолела нежелание рассказывать «столь чудовищные и страшные истории» сыну. У него уже возникали фантазии о том, что он поедает людей, или о людях, которых ктото съел - об этом она знала из разговоров с ним...
3 года назад
Многие из них созданы ради назидания или поучения; попадаются среди них и предания, и басни.
Миф, подобно сказке, может выражать в символической форме внутренний конфликт и подсказывать пути его разрешения - однако это вовсе не обязательно становится основной задачей мифологического повествования. Воплощение той или иной темы в мифах носит масштабный характер. Мифу присуща духовная сила; в нем ощущается божественное начало, которое находит воплощение в образах сверхъестественных персонажей, непрестанно налагающих требования на простых смертных. И как бы ни жаждали мы, смертные, уподобиться этим героям, нам никогда не возвыситься до них. Персонажи и события волшебных сказок также...
3 года назад
До этого момента сюжеты, передаваясь из уст в уста в течение столетий «уплотнялись»
В большинстве культур не существует четкой границы, отделяющей миф от народной, или волшебной, сказки: и то, и другое представляет собой памятники народной словесности дописьменного периода. В скандинавских языках и то, и другое обозначается одним словом - saga. В немецком языке слово Sage сохранило значение «миф», тогда как волшебные сказки именуются Märchen. К сожалению, и английское, и французское выражения, означающие «волшебные сказки» (fairy tales и conte de fées), указывают на роль, которую якобы играют в этих историях феи; между тем, как правило, феи в них вообще не появляются...
3 года назад
Подобное знание в изобилии обеспечивается религией, мифами и преданиями
Будучи представлены персонажами той или иной сказки и описанными в ней событиями, внутренние процессы «овнешняются» и становятся доступны пониманию. По этой причине в традиционной индийской медицине психологически дезориентированному человеку в качестве предмета медитации предлагалась сказка, способная придать форму его конкретной проблеме. Врач ожидал, что, размышляя над историей, больной в конце концов представит себе и природу затруднения, от которого он страдает, и пути его разрешения. Опираясь на то, что в конкретной истории говорится об отчаянии, надеждах и способах преодоления проблем,...
3 года назад
Миф об Эдипе стал источником образов, которые помогают нам осознать вечно новые и вместе с тем старые как мир проблемы
Прежние поколения детей, любивших волшебные сказки и ощущавших всю их важность, подобно Макнису, подвергались презрению лишь со стороны педантов. Сегодня многие наши дети, можно сказать, обездолены: их лишают какой бы то ни было возможности познакомиться с волшебными сказками. Большинство современных детей встречаются лишь с приглаженными и упрощенными их вариантами, где значение отходит на второй план и глубинные смыслы выхолощены: в фильмах и телешоу сказки превращены в бессмысленное «развлекалово». На протяжении значительного периода человеческой истории интеллектуальная жизнь детей,...
3 года назад