«С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи. Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь…» Иван Бунин. «Антоновские яблоки»
Русская литература
17
подписчиков
Все о русской литературе. …
"Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками. Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь. И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько: — Летите, летите! Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится." "Осеннее утро" . М. Пришвин
9 сентября 1828 г. в двухстах километрах к югу от Москвы, недалеко от Тулы, в небольшой дворянской усадьбе, название которой известно всему культурному миру, родился один из великих гениев человечества Лев Николаевич Толстой. Выдающийся писатель показал миру "диалектику души" (слова Н. Чернышевского) в автобиографической трилогии "Детство", "Отрочество", "Юность" и патриотизм русского народа и его поюеду в Отечественной войне 1812 года в эпопее "Война и мир", Большое количество произведений посвящено социальному и философскому аспектам жизни русского человека и общества, такие как "Анна Каренина", "Воскресение","Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната", "Живой труп" и другие. Творчество Льва Толстого оказало огромное влияние на мировую литературу. О громаднейшем таланте и трудолюбии писателя можно сказать словами М. Горького: "Это не человек, а колосс какой-то по силе ума, по богатству душевных ресурсов."
Романтизм в русской литературе. На рубеже 18 и 19 веков на Западе и несколько позднее в России в литературе возникает направление, названное романтизмом. Это литературное направление было вызвано особым обострением борьбы между феодализмом и буржуазией, борьбы, нашедшей свое наиболее яркое выражение в буржуазной революции 1789 года во Франции. В различных странах это направление имело свои особенности. В России оно было связано с борьбой защитников феодально-крепостнического строя с представителями возникающего революционно-освободительного движения. В такие моменты обострения классовой борьбы особенно остро ощущается неудовлетворенность настоящим, современной действительностью.Эта неудовлетворенность порождает мечты о должном.Писатель-романтик стремился уйти от современности в прошлое или в будущее или, если он изображал настоящее, он противопоставлял ему свое представление о желаемой действительности. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам (в зависимости от убеждений) по-разному.Поэтому в романтизме различаются два основных течения - консервативное (реакционное) и прогрессивное. Романтизм прогрессивный цене тем, что устремлен в будущее, полон освободительных идей, связан с борьбой за свободу и счастье людей. Представителями его были в Англии Байрон, во Франции Гюго, в Германии Шиллер, Гейне. У нас идейное содержание прогрессивного романтизма наиболее полно выразилось у поэтов-декабристов (К. Рылеева, А. Бестужева, А. Одоевского и др.), в ранних поэмах Пушкина и Лермонтова. Представители консервативного романтизма брали сюжеты своих произведений преимущественно из прошлого, обращались к старине, с ее бытом и преданиями, особенно к средневековью, когда верили во все чудесное. Консервативные романтики уводили читателя от общественной борьбы в мир воображения, мечтательности. Представителем такого романтика был В.А. Жуковский.
Мелиховский период в жизни Чехова. В 1892 г. писатель принимает участие в организации помощи голодающим крестьянам Нижегородской и Воронежской губерний и заведует в селе Мелихове Московской губернии холерным бараком. В этом селе Мелихове, в 60 км от Москвы, Чехов в этом же году покупает себе небольшое имение и переселяется туда со своей семьей. Поселившись в Мелихове, Чехов бесплатно лечит крестьян, строит школу и состоит ее попечителем, проводит шоссейную дорогу. Мелиховский период оказался чрезвычайно плодотворным в творческом отношении. В это время Чехов создает такие произведения, как "палата № 6", "Рассказ неизвестного человека", "Учитель словесности", "Дом с мезонином", "Мужики", пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня". Здоровье писателя, все время напряженно работающего, к этому времени уже сильно пошатнулось. В 1897 г. у него снова пошла кровь горлом. После двухнедельного пребывания в одной их московских клиник Чехов едет для лечения на юг Франции. Болезнь потребовала дальнейшего климатического лечения и дома, в России. В связи с этим Чехов продает имение в Мелихове и строит себе дачу в Ялте (1899).
*«Долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта, между сизой тучей и землей. Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба. Только над головой большие звезды дрожали своими ресницами среди черной ночи, да голубой луч от маяка подымался прямо вверх тонким столбом и точно расплескивался там о небесный купол жидким, туманным, светлым кругом. Ночные бабочки бились о стеклянные колпаки свечей. Звездчатые цветы белого табака в палисаднике запахли острее из темноты и прохлады. Да-с… Осень, осень, осень, — говорил старик, глядя на огонь свечи и задумчиво покачивая головой. — Осень. Вот и мне уж пора собираться. Ах, жаль-то как! Только что настали красные денечки. Тут бы жить да жить на берегу моря, в тишине, спокойненько…» А. Куприн. "Гранатовый браслет".
7 сентября 1870 в маленьком уездном городке Наровчате недалеко от Пензы родился Александр Иванович Куприн, автор таких знаменитых произведений, как "Поединок", "Гранатовый браслет", "Олеся", "Яма" и др. О нелегкой судьбе писателя, его детстве, военной карьере, дружбе с М Горьким, А. Чеховым, И. Буниным, Ф. Шаляпиным, странной привычке обнюхивать людей, смене порядка 20 профессий после военной карьеры и прочее, советую прочитать в книге "Куприн" либо известного писателя Олега Михайлова, либо Виктория Миленко из серии "жизнь замечательных людей". .К. Паустовский писал: "По размаху своего таланта, по своему живому языку Куприн окончил не только «литературную консерваторию» но и несколько литературных академий». Какие у вас любимые произведения Куприна? Делитесь в комментариях.
"В воздухе чувствовались первые веяния осени. Вода в прудах потемнела, отяжелела. На клумбах садовники заменяли ранние цветы более поздними. С деревьев кое-где срывались рано пожелтевшие листья и падали на землю, мелькая, как червонное золото, на фоне темных аллей. Поля тоже пожелтели кругом, и поезда железной дороги, пролегающей в полутора верстах от академии, виднелись гораздо яснее и, казалось, проходили гораздо ближе, нежели летом." В.Г. Короленко. "С двух сторон".
Русский сентиментализм или "Бедная Лиза" Карамзина
В художественных произведениях Н.М. Карамзина с особой полнотой и законченностью выявились характерные черты русского сентиментализма. Наиболее популярной из повестей Карамзина явилась повесть "Бедная Лиза" (1792). Она имела огромный успех у читателей. Не только москвичи, но и приезжавшие в Москву лица, читавшие повесть, совершали прогулки к Симонову монастырю и к тому пруду, в котором утопилась героиня повести Лиза. Сюжет повести - история любви городского дворянина Эраста и крестьянки Лизы. В изображении переживаний героев есть жизненно правдивые стороны...
Чехов и мировая литература. Чехов, как и Тургенев и Толстой, еще при жизни был признан писателем мирового значения. Европа познакомилась с ним уже в конце 90-х годов, когда были переведены на французский и итальянский языки "Мужики" и "Палата №6". Популярность Чехова быстро выросла и в других странах Европы, а затем и в Америке. Чеховские рассказы вызвали подражание в европейской и американской литературе. Можно назвать таких новеллистов, как в Англии Менсфильд, в Америке Андерсон, в произведениях которых заметно воздействие Чехова. Но их характеризует поверхностное усвоение чеховской тематики, им недостает той широты охвата общественных явлений, глубины проникновения в сущность социальных явлений, той критики паразитической культуры помещиков и и капиталистов, которые являются характерной особенностью Чехова, представителя русского художественного реализма. Чехов, как и другие великие писатели России, остается для буржуазных литераторов Европы недосягаемым образцом социальной сатиры, для прогрессивных писателей - примером превосходства демократической тенденции в критическом реализме. Бернард Шоу в связи с 40-летием со дня смерти Чехова писал: "В плеяде великих европейских драматургов - преемников Ибсена -Чехов сияет, как звезда первой величины, даже рядом с Тургеневым и Толстым. Уже в пору творческой зрелости я был очарован его драматургическими вариантами темы никчемности культурных бездельников, не занимающихся созидательным трудом. Под влиянием Чехова я написал пьесу на ту же тему и назвал ее "дом, где разбиваются сердца".
"Невеста" Чехова. Последним произведением Чехова был рассказ "Невеста". Этот рассказ позволяет осветить вопрос о взглядах и настроениях Чехова в конце его творческой деятельности. Чехов, вопреки довольно распространенному мнению, был не пессимистом, а оптимистом. В произведениях его, действительно, много грустного раздумья о жизни современного ему общества, много горечи и даже разочарования. Но грусть Чехова - это не грусть, которая ведет к бессильному примирению с действительностью. Это, скорее, глубокая и красивая тоска по идеалу, окрашенная верой в светлое будущее. Через все его творчество проходит страстная мечта об иной, мудрой и прекрасной жизни, о чистых, сильных, свободных и духовно красивых людях. Но Чехов не только мечтал об этой жизни, он верил в нее. Его "Невеста", написанная за год до смерти, является лучшим свидетельством глубокой оптимистической веры Чехова в светлое царство грядущего. Один из героев рассказа, умирающий от чахотки художник Саша, убежденно пророчит, что на месте провинциального жалкого городка, где он живет, "не останется камня - на камне - все полетит вверх дном, все изменится, точно по волшебству. И будут тогда здесь громадные великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди". И героиня произведения Надя в тон художнику восклицает: "О, если бы поскорее наступила эта новая, ясная жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть веселым, свободным! А такая жизнь рано или поздно настанет!". Чехов не знал, когда наступит такая прекрасная жизнь, но он верил, что такая жизнь неизбежно придет. А как вы считаете, такая жизнь наступила?
Хищники "В овраге" Чехова. "В овраге" (1901) - повесть о кулацкой семье. Жизнь кулаков изображена Чеховым в ряде произведений ("Бабы", "Холодная кровь", "Кулацкое гнездо"), но повесть "В овраге" является наилучшей из них по полноте и завершенности. Все внешнее благопристойно и мирно в доме Цыбукина, сельского кулака. Жена его даже занимается благотворительностью, подкармливая нищих и странниц:"Милостыня ее действовала в эти тягостные туманные дни, как предохранительный клапан в машине". Но внутри семьи кипит напряженная, деятельная жизнь хищников. Цыбукин имеет официально бакалейную лавку, но тайно ведет торговлю водкой, принимает в заклад вещи, даже краденые, занимается ростовщичеством,, спекулирует хлебом, лесом. Вся округа в его руках. В результате его деятельности "в грязи валялись фабричные, одурманенные плохой водкой, и грех, казалось, сгустившись, уже туманом стоял в воздухе". Душа этого кулацкого гнезда - невестка старика, Аксинья, красивая, энергичная женщина, но безжалостная, как "гадюка". В своем яростном стремлении к обогащению она подавляет всех окружающих, поражая жестокостью даже хищника Цыбукина, выгнанного ею под старость из его собственного дома. Она убивает маленького ребенка, возможного сонаследника, обварив его кипятком, и становится во главе "дела", расширяя и укрепляя его. Позже она - уже крупная землевладелица, пользующаяся опасливым почтением к ней окружающих, как к сильному хищнику. Методы наглого, хищнического накопления кулачества с его нечеловеческой жестокостью показаны Чеховым в повести убедительно и правдиво.