Дмитрий Булгаков
2
подписчика
Современное восприятие классической литературы и культуры. Исторические и культурологические миниатюры.
Неудобный Толстой. Информационная агрессия.
В предыдущей публикации мы говорили о своеобразном лингвистическом шоке, который испытывает неподготовленный (а он, как правило, неподготовленный) читатель, приступая к чтению романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Однако это не единственное неудобство, которое этот читатель (по умолчанию школьник-десятиклассник) испытывает: с первых же страниц произведения на него обрушивается громадная волна (чуть не написал «цунами») исторической и культурологической информации. Разница с лингвистической...
Неудобный Толстой. Лингвистическая агрессия.
Сколько не перечитываю «Войну и мир» - не перестаю удивляться: это надо же умудриться начать роман так, чтобы вызвать у читателя шок. Шок лингвистический, шок информационный и шок читательский, эстетический (не откажу себе в удовольствии выразиться именно так). С первых же страниц произведения на читателя обрушивается целый ворох французских слов и выражений. Иногда вполне связных, объединенных темой и микротемами, а часто совсем бессвязных, состоящих из отдельных слов и выражений, причем, в большинстве своем имеющих аналоги в русском языке...
Неудобный Толстой. Опасный Достоевский. Непростые судьбы великих романов.
Нам кажется, что эти романы были всегда. С ними у многих ассоциируется школьная жизнь, с ними связаны школьные воспоминания, у кого хорошие, у кого – не очень… Вы, может быть, удивитесь, но так было далеко не всегда. У обоих великих романов – «Войны и мира» и «Преступления и наказания» - непростая судьба, в том числе и в средней школе. Оба столпа школьного литературного образования в этой самой школе изучались далеко не всегда. И связано это, как вы уже, возможно, догадались, с историей нашей (и не только нашей) страны...
Неудобный Толстой. Несносный Достоевский. Рождение фейка.
Так получилось, что большинство образованных и культурных людей на нашей планете воспринимает русскую литературу через призму двух великих имен: Толстого и Достоевского. Не Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Островского, Гончарова, Тургенева, Чехова, Горького, Бунина, Блока, Маяковского, Есенина, Булгакова, Шолохова, Солженицына (именно так эти имена следуют в школьной программе истории русской литературы), а именно Толстого и Достоевского. Их произведения включены в школьные программы большинства стран мира...