Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Психологам-практикам очень важно разбираться в вопросах психической патологии. Но часто, пытаясь овладеть психиатрическим знанием, они сталкиваются с трудностями, обусловленными наличием существенных различий в картинах мира психолога и психиатра, гуманитария и врача. Поэтому очень важно, преподавая психиатрию психологам, уметь говорить с ними на психологическом, а не только на медицинском языке. Но тут есть проблема. Психиатры, читающие свои курсы психологам, практически никогда в научной психологии не разбираются и психологическим языком не владеют. Они понимают в психологии ничуть не больше, чем психологи понимают в психиатрии... А курсы "Психология для психиатров" никто не читает (это надо бы исправить), ведь по умолчанию почему-то считается, что познания психиатра - глубже и серьезней, чем познания психолога. Но это - заблуждение. Какова психология галлюцинаций? Какие психологические механизмы лежат в основе дереализации, тревоги, депрессии, бредовых синдромов? Психиатрия ответов на эти вопросы не дает. Но именно эти ответы нужны психологу, желающему разобраться в основах психиатрии. Ему не хватит просто описания симптоматики, ему нужно объяснение с опорой на психологическую теорию. Предлагаемый курс "Психиатрия для психологов" основан на многолетнем опыте преподавания психиатрии студентам факультета психологии МГУ. Ведущий - врач-психиатр, психолог, кандидат психологических наук, практикующий психотерапевт, научный руководитель факультета общей и клинической психологии Московской международной академии Игнатий Владимирович Журавлев. Занятия проходят онлайн. Старт 1 октября! hmmamos.ru/...psy
2 недели назад
Молчание Витгенштейна и трудная проблема коммуникации
Антипредисловие к моей новой книге В ходе философствования рано или поздно наступает момент, когда уже хочется издать лишь некий нечленораздельный звук. Л. Витгентшейн (1994, 175). Если современный философ говорит о трудной проблеме, то практически наверняка он имеет в виду проблему феноменального сознания («почему у нас не темно внутри»). Трудной она оказывается вследствие принципиального бессилия науки и философии перед вопросом о том, как феноменальное сознание «порождается» мозгом...
129 читали · 2 месяца назад
О природе манипуляции
Будучи включенными в совместную деятельность и только в ней обретая и обнаруживая собственную субъектность, люди вынуждены эту деятельность инициировать, заниматься ее организацией, регулировать ее. Здесь, конечно, всегда обнаруживается диалектика: человек организует деятельность, деятельность организует человека. Деятельности нет без управления деятельностью; социальные нормы поэтому предстают как формы регламентации совместной активности людей (и каждого человека как социального существа) ради подчинения социальному целому...
271 читали · 3 месяца назад
Цифровой Эдип и мир палимпсестов (размышления над книгой Л. Мановича «Теории софт-культуры»)
Человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке. М. Фуко Казус немецкого инженера Конрада Цузе, впервые использовавшего для записи бинарного кода списанную 35-миллиметровую кинопленку (это случилось в далеком 1936 году), описывается Л. Мановичем как символическое отцеубийство: цифровой Эдип занимает место своего иконического отца. Казалось бы, наш инженер не сделал ничего необычного: он просто воспользовался удобным средством для записи. В моем советском детстве программы для...
175 читали · 8 месяцев назад
"Испорченный характер" - что это?
Каждый из нас примерно представляет, что такое характер человека. С одними людьми нам общаться легче, чем с другими. На одних мы можем положиться, другим должны постоянно помогать. Кого-то мы считаем сильным по характеру, а кого-то — слабым. Мы знаем, как человек может повести себя в той или иной ситуации: один проявит агрессию, другой будет извиняться, третий начнет плакать… Психологи разных школ определяют характер по-разному. Психоаналитики говорят о совокупности защитных механизмов психики, бихевиористы...
760 читали · 10 месяцев назад
Человек и животные: есть ли принципиальное различие?
Фундаментальная характеристика организмов, обладающих психикой, заключается в их способности изменять свое положение в пространстве и соотносить свои движения с другими объектами. Согласитесь: дереву психика нужна меньше, чем белке, которая прячется в дупле этого дерева. Белка воспринимает дерево сквозь призму движений, которые она может по отношению к дереву совершить. В основе человеческого восприятия тоже лежат формы возможных движений. Человек воспринимает чашку как то, из чего можно пить, а...
11 месяцев назад
Слово и чувство: универсальны ли наши эмоции?
Что мы имеем в виду, когда говорим: «Мне грустно», «Я боюсь» или «Ты меня разозлил»? Казалось бы, ответ очевиден: мы обозначаем так свои эмоции, которые испытываем независимо от того, говорим о них или нет. Не тут-то было! Оказывается, современная наука ставит такую точку зрения под вопрос. Знаменитый польский лингвист Анна Вежбицкая разработала метод семантических универсалий, позволяющий описать многообразие субъективного опыта при помощи ограниченного набора единиц (я, ты, нечто, этот, хороший, хотеть, из-за и др...
380 читали · 1 год назад
Знак и ритуал
Согласно Выготскому, объектом развития психики человека является знак; история высших психических функций — это естественная история знаков. Психические функции опосредствуются знаками. Знак — это не просто средство для закрепления принципиально новой связи между стимулом и реакцией (связи, не детерминированной биологически), хотя и этого было бы достаточно, чтобы поднять психику человека по сравнению с психикой животных на недосягаемую высоту. Знак — это еще и средство посмотреть на вещи социальным взглядом, это взгляд коллектива, перенесенный в индивидуальную голову...
264 читали · 1 год назад
Друзья! Приглашая вас на мой курс "Психиатрия для психологов", я хотел бы сказать два слова о его специфике. Я много лет преподавал психиатрию студентам факультета психологии МГУ и сам являюсь не только психиатром, но и психологом, причем занимаюсь как практической психологией, так и научными исследованиями в области психологии. Поэтому свой курс я строю как курс интегративный. Я не только предлагаю описание и систематику психических расстройств, но и говорю об их психологических закономерностях. Психиатр может рассказать вам о том, что такое галлюцинация. Но задайте ему вопрос: "Каковы психологические механизмы галлюцинирования?" В подавляющем большинстве случаев это поставит психиатра в тупик... Какова психология депрессии, деперсонализации, диссоциации? В лучшем случае вам расскажут что-то о защитных механизмах, описанных в психоанализе. Но психологическую сущность расстройства не раскроют, психиатрия этим не занимается. Это не укор в адрес психиатрии, а только лишь констатация характеристик ее предметного поля. Психиатры обычно так же мало разбираются в психологии, как и психологи - в психиатрии. (Почему, кстати, нет курсов психологии для психиатров?! Надо это исправить). Каждый специалист разбирается прежде всего в своем собственном предмете. Обычно психология для психиатра - это смесь "чего-то из психоанализа" и житейских (не научных) психологических представлений. (Без обид. Психиатрия для психолога выглядит примерно так же). Но когда ты преподаешь свой предмет представителю другой науки, другого типа научного знания и, соответственно, другого типа практики, тебе нужно быть не только преподавателем, но и переводчиком, тебе нужно уметь говорить со слушателями на их языке. Именно это я и делаю на своем курсе. Обучение дистанционное, курс начинается 2 октября! Приглашаю всех! mmamos.ru/...psy
1 год назад
Друзья! На канале "Интересный подкаст" Влада Аганова вышла наша беседа о депрессиях (и не только о них). Разговаривали мы с ним почти три часа, беседа получилась очень интересная. Спасибо Владу за сложные вопросы! Всем желаю приятного просмотра. youtu.be/...ehu
1 год назад
Друзья! Хорошая новость для тех, кто хочет у нас учиться. 4 октября начинается курс повышения квалификации "Психиатрия для психологов". Участвовать могут все желающие; специалисты получают удостоверение. Это будет уникальный курс, интегрирующий наш многолетний опыт преподавания психиатрии студентам факультета психологии МГУ, с одной стороны, и опыт психолого-психотерапевтической работы, с другой. Психологам-практикам очень важно разбираться в вопросах психической патологии. Но часто, пытаясь овладеть психиатрическим знанием, они сталкиваются с трудностями, обусловленными наличием существенных различий в картинах мира психолога и психиатра, гуманитария и врача. Поэтому очень важно, преподавая психиатрию психологам, уметь говорить с ними на психологическом, а не только на медицинском языке. Именно это составляет особенность предлагаемого курса. Приглашаю всех! mmamos.ru/...psy
267 читали · 2 года назад
Пять трансформаций страха
Почему человек часто не осознаёт и не хочет осознавать тяжесть своего положения? За осознанием должны последовать действия, но человек боится их последствий. Например, столкнувшись с ущемлением своих прав, человеку придется их отстаивать, а это может привести к усилению конфронтации, отвержению, причинить боль. Поэтому он боится действовать. Здесь обнаруживает себя первая трансформация страха: боязнь последствий действия оборачивается страхом перед действием как таковым. Сама мысль о необходимости действовать может стать для человека невыносимой...
230 читали · 2 года назад