Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
«Язык, интонации, люди: искусство повседневности в России»
Повседневная жизнь в России - это театр без сцены, где главные актёры бабушка на лавочке с пакетом «авоськи», таксист с философскими монологами о судьбе, и сосед, который «докурит» под окном, рассуждая о цене на гречку. Здесь искусство не висит в музеях - оно прячется в ритме разговоров, жестах и даже в том, как ставят чайник. Русский язык в быту - это не правила, а интонации. Фраза «Ну ты даёшь!» может быть и комплиментом, и укором, в зависимости от того, как её произнесли. А восклицание «Поехали!» в маршрутке - это почти поэзия в нёй и нетерпение, и надежда, и коллективный дух...
9 часов назад
Малые города: искусство в масштабе “пешком”
Когда мы говорим об искусстве в городе, чаще всего в воображении возникают столицы огромные музеи, театры, фестивали, арт-кластеры. Кажется, что именно там “настоящая культура”, а в малых городах - тишина, провинциальность и “ничего не происходит”. Но если смотреть глазами канала “где живёт искусство”, малые города оказываются идеальной средой. Здесь всё - в масштабе пешком, от дома до площади, от рынка до реки, от старой церкви до ДК 10 -15 минут хода. И на этой короткой дистанции успевает уместиться целый мир визуальных, звуковых и человеческих историй...
17 часов назад
«Дом мечты, почему многих тянет к “своему домику” с садом»
У кого-то это старый деревенский дом с яблоней и скрипучим крыльцом. У кого-то - современный одноэтажный дом с панорамными окнами и аккуратным газоном. Но сам образ один и тот же: свой домик с садом, где тихо, зелено и “всё по-своему”. Почему эта картинка так упорно сидит в голове у людей, выросших в многоэтажках? Откуда тяга “сбежать из города” - хотя реальность частного дома часто сложнее и дороже, чем кажется в мечтах? Давайте разберёмся, что на самом деле стоит за этим желанием. В квартире...
1 день назад
Почему старые европейские улицы кажутся “сказочными”
Мы часто говорим: “Какой сказочный город!”, имея в виду старый европейский центр - с мостовой, узкими улочками, цветными домами и маленькими кафе. Но если убрать эмоции и посмотреть внимательнее, почему именно эти улицы дают такое ощущение “сказки”, а современные районы - чаще нет? Дело не в магии, а в очень конкретных вещах: масштабе, материалах, цвете, деталях, звуках, даже в том, как устроено наше движение по такой улице. Разберём по пунктам. Главная причина “сказочности” - масштаб, удобный для человека...
1 день назад
Как цвета в искусстве влияют на наше настроение
Когда мы смотрим на картину, нас часто цепляет не сюжет и не детали, а общее ощущение: “здесь тревожно”, “здесь спокойно”, “здесь тепло и радостно”. Очень часто это ощущение создаёт именно цвет. Художник может использовать самые простые формы, но за счёт палитры - вызвать у зрителя сильные эмоции, от умиротворения до беспокойства. Разберём, как цвета в искусстве работают с нашим настроением, почему тёплые и холодные оттенки ощущаются по-разному, какое значение имеет контраст и почему нельзя забывать о личном опыте и культурном контексте...
1 день назад
Как полюбить современное искусство и перестать его бояться
Представьте, вы заходите в музей, а в центре зала - куча кирпичей, мигающий экран или бассейн с шариками. Люди смотрят, фотографируют, а у вас в голове только одно: «Серьезно? Это и есть искусство?» С этого вопроса современное искусство часто и начинается. Оно сформировалось во второй половине XX века, в эпоху постмодернизма, и предложило вместо одного «правильного» стиля десятки языков. Здесь важнее не техника, а мысль и контекст. В обиходе эти слова смешивают, но разница есть. Современное искусство - временной зонтик: все, что создается от второй половины XX века и до сегодня...
2 дня назад
Неандертальский «карандаш» из Крыма, как желтая охра разрушила миф о примитивных древних людях
Представьте Крым, 42 тысячи лет назад. Вечереет, рядом потрескивает костер, а человек с мощными бровями и крепкими руками проводит острым желтоватым «карандашом» по камню или коже. Он не считает себя художником. Он просто оставляет линии и знаки, понятные его группе. Спустя десятки тысяч лет археологи поднимают из земли этот самый инструмент - и обнаруживают, что это не просто камешек. Это один из ключей к пониманию того, как мыслили и чувствовали неандертальцы. Неандертальцев десятилетиями рисовали грубыми и тупыми «дикарями»...
2 дня назад
Музыка и живопись, как разные виды искусства “разговаривают”
Музыка и живопись, как разные виды искусства “разговаривают” друг с другом Если задуматься, у музыки и живописи почти нет ничего общего. Одна существует во времени, другая - в пространстве. Одну мы слышим, другую - видим. Но чем больше мы вглядываемся и вслушиваемся, тем яснее становится эти два вида искусства постоянно ведут между собой диалог. Художники пишут “музыкальные” картины, композиторы создают пьесы по мотивам полотен, а некоторые люди вообще утверждают, что “видят” музыку в цвете и форме...
2 дня назад
Парадный портрет: не про правду, а про образ
Сегодня, если человек хочет выглядеть “на уровне”, он выбирает удачное фото, накладывает фильтр, подчищает детали и выкладывает в соцсети. В прошлые века эту задачу решал художник. Парадный портрет был не просто “красивой картинкой для стены”, а тщательно продуманным инструментом статуса, власти и памяти. Почему люди тратили огромные деньги на такие изображения? Зачем часами позировали в тяжёлых костюмах и украшениях? И что именно пытались сказать о себе с помощью парадного портрета? Парадный...
3 дня назад
Архитектура - это не только про удобство, но и про смысл
Когда мы думаем об искусстве, чаще всего представляем картины в музее, скульптуры в парке или музыку в наушниках. Но каждый день, с момента, как вы выходите из дома, вы уже находитесь внутри самого масштабного вида искусства - архитектуры. Вы идёте по улице, смотрите на дома, заходите в офис, торговый центр или метро. Всё это не просто “коробки” для жизни и работы. Это спроектированные, продуманные пространства, которые влияют на настроение, поведение и даже самоощущение. В этой статье разберёмся,...
3 дня назад
Абстракция без страшилок, как смотреть «небуквальные» картины и зачем они нужны
Вы стоите перед полотном - никаких яблонь, портретов и морей. Только цветовые поля, линии, ритм. «Что с этим делать?» Быстрый ответ: не искать сюжет, а ловить отношения - между пятнами, звуками цвета и вашим телом. Абстракция - не отказ от смысла, а другой способ говорить. Абстракция - это когда художник сознательно убирает «похожесть» на мир и работает напрямую с формой, цветом, фактурой и ритмом. Это не отдельный стиль, а диапазон от едва заметного упрощения до полной «непредметности». Чем меньше картина притворяется фотографией, тем выше её степень абстракции...
3 дня назад
Тканый код инков: как текстиль передавал историю без слов
В 2023 году в подземном хранилище Музея Андской культуры в Куско обнаружили ткань возрастом 600 лет. Никаких надписей, только переплетение красных и чёрных нитей в сложном геометрическом узоре. Исследователи из Гарварда провели спектральный анализ и обнаружили: волокна были окрашены соком кактуса San Pedro -растения, священного для шаманов. Это не просто орнамент. Это молитва, записанная в ткани. Для инков и их предшественников - народов Паракас, Наска, Уари - текстиль был не ремеслом, а языком выживания...
4 дня назад