Найти в Дзене
Р-комплекс (или "рептильный мозг"), который упоминался выше, - это, согласно П.Маклину, морфологически самая древняя часть мозга
Р-комплекс (или "рептильный мозг"), который упоминался выше, - это, согласно П.Маклину, морфологически самая древняя часть мозга, доставшаяся нам в наследство от рептилий (первых существ, у которых количество информации в мозгу превышало, таковое в генах). Следующая эволюционная система, наслоившаяся на Р-комплекс, - это лимбический мозг, достижение млекопитающих, а на этот последний уже наслоился неокортекс - штука человеческая, слишком человеческая. Между тремя мозгами существует некое разделение труда...
4 года назад
Человек эпохи НТР - Homo informaticus, в массе своей, социологически, т. е. по логике возникающего социума, должен быть, Homo di
Человек эпохи НТР - Homo informaticus, в массе своей, социологически, т. е. по логике возникающего социума, должен быть, Homo disinformaticus. Это только на прямолинейно-просвещенческий взгляд кажется, что в эпоху господства информационных технологий, духовных факторов производства все должны быть умниками и творцами. Совсем наоборот! Если духовные факторы производства, информация являются решающими, то это значит, что господствующие группы будут отчуждать именно их, именно на них будут устанавливать свою монополию, лишая этих факторов основную массу населения...
4 года назад
В прежние эпохи сначала возникала система эксплуатации и ее господа, затем формировались угнетенно-эксплуатируемые группы, затем
В прежние эпохи сначала возникала система эксплуатации и ее господа, затем формировались угнетенно-эксплуатируемые группы, затем, с еще большим опозданием - адекватные новой системе формы борьбы, сопротивления ей. Нынешняя эпоха, по-видимому, иная. Ее информационный характер позволяет (теоретически, по крайней мере) новым формам сопротивления и борьбы возникать по сути одновременно с новыми формами отчуждения. Дело - за "малым": превратить: теоретическую возможность в практическую; социальную борьбу...
4 года назад
Конечно, не надо сгущать краски. Но и без этого ясно, что киберпространство может стать мощнейшим социальным оружием сильных про
Конечно, не надо сгущать краски. Но и без этого ясно, что киберпространство может стать мощнейшим социальным оружием сильных против слабых в позднекапиталистическую и посткапиталистическую эпохи. Оно способно скрыть, замаскировать любой кризис, любую новую систему господства, новую систему контроля. Оно и само-то есть не что иное, как средство социального контроля, которое контролируемый с радостью принимает. Виртуальная реальность - это великолепный туннель под реальным миром для перехода господствующих...
4 года назад
Если пользоваться терминами И.Пригожина, то революция как кризис системы означает, что она достигла точки бифуркации, т. е. того
Если пользоваться терминами И.Пригожина, то революция как кризис системы означает, что она достигла точки бифуркации, т. е. того пункта, за которым кончается порог устойчивости системы. За этим порогом она уже не может отделаться от Истории созданием новой структуры, за ним наступают неустойчивость, неравновесие, неопределенность. Короче, возникает ситуация, когда система получает свободу выбора. Но реализовать эту свободу может только новый субъект в острой борьбе с другими субъектами. Эта борьба...
4 года назад
Поздние фазы, точнее их начало - самые тихие и спокойные. Их любят вдвойне - и сами по себе, и по контрасту с тем, что за ними с
Поздние фазы, точнее их начало - самые тихие и спокойные. Их любят вдвойне - и сами по себе, и по контрасту с тем, что за ними следует. Так, и пореформенная Россия конца XIX в., несмотря на постепенно усиливающееся общественное гниение и упадок и социальную болезнь, и брежневская эпоха, по крайней мере до ввода войск в Афганистан и Олимпийских игр 1980 г., останутся в памяти как два "бабьих лета" - самодержавия и коммунизма. Но при этом необходима и другая память: под покровом желтых опавших листьев в обоих названных случаях совершалась более или менее тихая социальная революция...
4 года назад
Опричники, гвардейцы Петра, большевики - все эти хирурги и мастера Чрезвычайки не только давили человеческий фактор, но и сметал
Опричники, гвардейцы Петра, большевики - все эти хирурги и мастера Чрезвычайки не только давили человеческий фактор, но и сметали, разрушали (перераспределяя остатки) вещественную субстанцию, накопленную "медленной жизнью". Вместе с самой жизнью разрушали то, что было сделано несколькими поколениями до них: четырьмя - до опричников, тремя-четырьмя - до Петра и его команды, семью-восемью - до большевиков. Нынешнее разрушение (слава Богу - без централизованного террора, а, так сказать, экономическими методами, по крайней мере до сих пор, до начала 1996 г...
4 года назад
Если взглянуть с точки зрения различных типов причинно-следственной связи на социальную борьбу в разные периоды, то вырисовывает
Если взглянуть с точки зрения различных типов причинно-следственной связи на социальную борьбу в разные периоды, то вырисовывается такая картина. Доминируют и побеждают обычно те силы, которые в наибольшей степени воплощают целостные аспекты развития общества. В "диахронии" это чаще всего блоки, союзы различных групп, контролирующие свои сферы и свои "отрезки" времени. Они адекватны совокупности, цепи событий. В "протяженной" временной ситуации едва ли можно найти одну силу, которая контролирует все...
4 года назад
Однако в эпохи кризисов и революций ситуация меняется. И дело не в том, что резко вырастает роль "субъективных" и "внешних" факт
Однако в эпохи кризисов и революций ситуация меняется. И дело не в том, что резко вырастает роль "субъективных" и "внешних" факторов, случайностей и отдельных лиц по отношению к факторам объективным и внутренним. Суть - в ином. Привычная реальность, в которой сосуществуют все названные выше факторы, в эпохи резких изменений исчезает, а потому грань между "закономерным" и "случайным", "объективным" и "субъективным", "личностью" и "массой", "внешним" и "внутренним" стирается. Это - ситуация, когда...
4 года назад
Итак, социально-исторический финал (финиш) капитализма в то же время объективно оказывается, по-видимому, преддверием социально-
Итак, социально-исторический финал (финиш) капитализма в то же время объективно оказывается, по-видимому, преддверием социально-исторического финиша и христианства, вновь низводит последнее до положения лишь одного из элементов Европейской цивилизации, сводит к личностному измерению с пессимистическим привкусом. Христианство с Маркаврелиевым или Экклезиастовым привкусом. Надо ли печалиться по этому поводу? Думаю - нет. Христианство как религия выполнило свою культурно-историческую миссию. Теперь,...
4 года назад