Найти в Дзене
Клоун без отца. Немного психоанализа от Фрейда и Лакана.
Фильм Тодда Филлипса «Джокер», прошедший с огромным успехом по всему миру, создан на основе комикса о Бэтмене, однако на самом деле его основными истоками послужили роман Виктора Гюго «Человек, который смеётся» и фильм Джеймса Мактига «V значит Вендетта». Главный герой фильма «Джокер», Артур, – это молодой отчаявшийся комик с периодическими психиатрическими госпитализациями в своём послужном списке, скатившийся до работы уличным клоуном. Он всегда жил со своей престарелой матерью и никогда не знал своего отца...
2 года назад
АВАТАР, СУРРОГАТЫ, ТИТАНИК И КУНГ-ФУ ПАНДА... и немного о Ленине.
«Аватар» Джеймса Камерона рассказывает историю оказавшегося недееспособным морского пехотинца, которого отправляют с Земли на далекую планету, чтобы он внедрился в расу аборигенов и убедил их в необходимости превращения их родины в рудник разработки природных ресурсов. Аборигены живут в гармонии с природой, они глубоко духовны и способны сообщаться с окружающей природой. Пехотинец влюбляется в принцессу с голубой кожей и в решающем бою переходит на сторону аборигенов, помогая им вышвырнуть людей-завоевателей и спасти планету...
2 года назад
Идеальный чужой
Фантастическое кино одним своим названием указывает на нечто, интересное. Фантазия, фантазм — центральные и вечно открытые психоаналитические категории, — здесь, кажется, лежат на самой поверхности, с тем чтобы продемонстрировать актуальный на сегодня симптом. Один из самых «свободных» кинематографических жанров —фантастика, — кажется, в большей степени, чем все остальные, претендует на исследование «человеческого» и его границ. Но и его свобода в известной степени ограничена: ведь в попытках изобразить...
2 года назад
РУКИ ЗАХВАТА: МЕЖДУ НАСЛАЖДЕНИЕМ И ОЗНАЧАЮЩИМ Рука – это понятие. Она схватывает. Она – орган захвата, Greiforgan. Так называет её Мартин Хайдеггер. 11 марта 1975 года в ходе семинара (R.S.I.) Лакан сводит вместе три слова: Рука – Понятие (хватать) – Фаллос. Вот, что он говорит: «Слово “понятие”, le concept, у меня резонирует словом Begriff, что не так уж и плохо, поскольку, в конце концов, это – фаллос, то, что берется рукой». Рука – орган захвата и понятийный орган. Фаллос берется рукой. Эти слова можно понять и с точки зрения господского, овладевающего означающего, и с точки зрения мастурбаторного наслаждения; а мастурбировать, кстати, способны и обезьяны, о чем напоминает своим слушателям Лакан. Но для человека фаллос в руке – это еще и ручка, расписывающая пространство. Рука – орган захвата, и захватить для начала нужно фаллос как господское означающее, и схватить для начала нужно то, что в физическом мире захвату не подлежит, захватить то, что захватить невозможно. Речь уже о другой руке и другом захвате. Между тем, homo habilis считается первым представителем рода homo. Рука открывает новый Geschlecht – homo sapiens. Человек умелый как человек разумный – продукт руки, освобожденной ради фабрикации.
2 года назад
РУКА – ЗЕРКАЛО
Обратимся к теории антропогенеза Андре Леруа-Гурана. Ключевым фактором становления гомо сапиенса является переход к прямохождению. То, что предок встал на задние конечности, оторвало его от поверхности земли и обнажило переднюю часть его тела – руки, лицо, гениталии. Рука оставила локомоторную функцию лапы и высвободилась для захвата. Она также принялась ощупывать лицо. И это отнюдь не маловажно. Рука – орган технологизации и становления гомо сапиенса. Главное, не думайте, что гомо сапиенс появился, а затем взял в руки дубину...
2 года назад
РУКА РУКЕ - РОЗНЬ
Ручка – продолжение руки. И ручка в руке помогает думать. По свидетельству Эрнеста Джонса, Фрейд всегда думал с ручкой в руке: он «никогда не расставался со своей ручкой … ему явно лучше всего думалось, когда она была у него в руке». Рука причастна работе мысли, а точнее технике мысли. Также, впрочем, как и сигара, которая является продолжением руки, содействующей её сочетанию со ртом. Рука автоматически тянется ко рту. Рука – агент устроения орального ассамбляжа. Сигара, ручка, рука – всё вместе призвано интенсифицировать мысль...
2 года назад
ДВУРУКАЯ МАШИНКА. НИЦШЕ
Фрейд любил думать с ручкой в руке. В каком-то смысле он был одноруким. Сегодня не так часто люди вообще пишут ручкой, разве что расписываются. Пока ещё. Пока Фрейд писал одной правой, один его современник, философ, приступил к работе с пишущей машинкой. Эта машинка была призвана сравнять отношения между различными руками и трансформировать мысль. Так оно и произошло. Руки, прикрепленные к машинке, – руки без различия, без скверны и праведности. Речь идет о том самом мыслителе, который предложил...
2 года назад
РУКИ ОРЛАКА
В 1924 году режиссер, прославившийся «Кабинетом доктора Калигари» (1920), Роберт Вине снял фильм «Руки Орлака», Orlac’s Hände. В этом фильме рассказывается следующая история: в железнодорожной катастрофе пианист Поль Орлак теряет обе руки. Хирург заменяет их руками только что гильотинированного преступника Вассера. Пианист узнает об этом. Его охватывает ужас. Ему кажется, он превращается в убийцу. Руки определяют его судьбу. Руки несут идентичность, и несут они её не только на пальцах, но и на ладонях...
2 года назад
ОНЕЙРО-БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА
В связи с автономией рук можно говорить о corps morcelé, о шизофреническом теле, об истерическом теле, об онейроидном теле. Попросту говоря, никого не удивит летающая по воздуху рука. Когда-то по вечерам на кладбищах дети рассказывали друг другу немало историй о летающей чёрной руке. С летающей во сне рукой мы встречаемся в кинофильме «Бриллиантовая рука». Семен Семенович Горбунков возвращается домой из круиза, конечно же встревоженный тем, что случилось с его рукой, ложится спать и видит кошмарный сон, в котором его сосед по каюте Геннадий Петрович пробирается к нему в комнату...
2 года назад
РУКИ ДОКТОРА СТРЕЙНДЖЛАВА
Один из героев паранойяльной комедии Стэнли Кубрика – доктор Стрейнджлав. Да, странная у него любовь. Левая рука борется с правой, с той, что готова оторваться от тела и устремиться в любовном порыве к Руководителю. Начинается вся эта история с того, что у паранойи развязываются руки: однажды командира военно-воздушной базы генерала Джека Д. Риппера (полная омофония с прославленным серийным убийцей, который орудовал в Лондоне в 1888 году и которого звали Jack The Ripper) поразила мысль о том, что коммунисты намереваются украсть у американцев их «бесценные телесные соки»...
2 года назад
РУКА-СМАРТФОН Первый гаджет, который мне довелось увидеть, то есть увидеть нечто, что было поименовано словом «гаджет», было рукой, третьей рукой. В фильме «Фантомас разбушевался» комиссар Жюв объясняет своим подчиненным жандармам, что такое гаджеты, и первым примером как раз и становится третья рука. Комиссар в деталях объясняет её устройство, показывая гаджет и на себе, и на экране. Кстати, почему комиссар Жюв обратился к миру гаджетов? Потому что ему нужно справиться с Фантомасом, а Фантомас – сверхтехнологизированный субъект. В его руках маски-лица других, видеомагнитофон, машина на крыльях, радиоуправляемый броневик, подводная лодка, научные лаборатории, подземный дворец, двери на фотоэлементах… Третья рука – рука научных экспериментов, известных среди ученых-когнитивистов как Rubber Hand Illusion. Эксперимент показывает ученым, как в мозг поступает информация, вынуждающая его, мозг, к включению третьей руки в тело в качестве своей. Для нас этот эксперимент показывает: то, что человек видит, влияет на то, что он ощущает. Третья рука включается в схему тела. Схема тела так или иначе связана с нарциссическим протезированием, неважно, идет речь о бессознательном образе тела Дольто или о зеркальной форме тела Лакана, в неё могут включаться самые разные объекты. Сегодня смартфон должен быть вписан в тело, рука всегда уже должна быть при нём. Не рука и смартфон, а рука-смартфон вписана в органологические анналы нарциссической регистрации. @
2 года назад
05:03
1,0×
00:00/05:03
101 смотрели · 3 года назад