Найти в Дзене
Любите и помните родных!
Мне несказанно повезло не только потому, что я живу в мирное время, но и от того, что среди моих родных были те, которых я с гордостью могу назвать героями войны. Война. Сколько боли, страдания, слез, горя в одном только слове! Нет в России ни одной семьи, которой не коснулась бы война. Листая мамин старый альбом с пожелтевшими фотографиями, я нашла старый снимок, запечатлевший моего дедушку, участника Великой Отечественной войны, которого я, к сожалению, не знала. Я родилась спустя два года после его смерти...
3 года назад
Топонимические легенды и предания Хайбуллинского района (Великовозрастная лиственница) Реликтовая лиственница представляет собой засухоустойчивую экологическую форму и произрастает в 5 километрах от деревни Юлбарсово. Дендрологическим памятником природы она объявлена в 1998 году. На сегодня это самое старое дерево в зауральских степях. В отдельные годы в его кроне гнездился орел-могильник. По рассказам уроженцев деревни Юлбарсово Мухамадея Вахитова и Амира Вахитова возраст дерева насчитывает несколько сотен лет. По их воспоминаниям она служила ориентиром-маяком для путников, под ее кроной они отдыхали и читали молитвы. Говорят, если прикоснуться к стволу дерева и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Особой и редкой красотой одарила природа Хайбуллинский район. Красивейшие места этих краев не только манят и восхищают уникальностью, но и привлекают внимание своими преданиями и легендами, связанными здешними природными памятниками.
3 года назад
Топонимические легенды и предания Хайбуллинского района (Озеро Юмурткалы) Природный памятник озеро Юмурткалы находится в 3-4 километрах от деревни Исянгильдино и представляет собой ценный водно-болотный комплекс большой экологической значимости и место обитания редких видов животных – болотной черепахи, кречатки, тиркушки степной, гуся серого. Говорят, что раньше болотистая местность у озера была облюбована для гнездования множественными дикими утками и гусями. Откладываемые птицами яйца помогали людям выжить в голодные, военные годы и нередко спасали от смерти. Возможно, этот факт и положен в основу его названия.
3 года назад
Топонимические легенды и предания Хайбуллинского района (Каин-Кабак) Что известно доподлинно, на месте Хайбуллинских степей миллионы лет назад было дно мирового океана, расположенное в 5 километрах от села Степной, на границе с Оренбургской областью. Это выходы на поверхность дна древнего моря, которое, судя по останкам его жителей, было мелководным и теплым. Обнажения, сложенные из беловатого песчаника и известняка, выступают ступеньками на левом берегу одноименной реки. Люди дали этому месту название Каин-Кабак, что в переводе на русский язык означает: «Березовая Бровка». Здесь можно найти уникальные образцы морских отложений мезозойской эры, так же окаменевшие раковины, белемниты, морские ежи, кораллы и т.д.
3 года назад
Топонимические легенды и предания Хайбуллинского района (Местечко Щур) В полутора километрах от деревни Валитово находится местечко Щур (или Шур). Это как бы несколько возвышающееся над полем болотистое место диаметром примерно 10-15 метров с выходом на поверхность подземной жидкой грязи, похожей на глину. На подступах к нему земля «оживает» и плывет под ногами, а неоднократные попытки достать дна ни у кого не увенчались успехом. Как говорят старожилы, в 60-х годах прошлого века здесь работали геологи, и они вынесли предположение, что возможно это грязевой вулкан. Местные жители неоднократно видели, как летом, в конце июня, грязь на поверхности буквально кипит. Многие использовали его для лечения суставов.
3 года назад
Топонимические легенды и предания Хайбуллинского района (Американка) «Американка» — это уже дорога из новой истории. В дореволюционные времена американские геологи вели разведку в здешних местах. Ходили по известным им тропам. Но после октября 1917 года, бросив изыскания, в испуге бежали на родину.
3 года назад
Топонимические легенды и предания Хайбуллинского района («Кунурбуга-юлы») В переводе с башкирского языка означает – «Дорога пестрых коров». По легенде, женщина по имени Тандыса была отдана в жены казаху вместе с приданым — небольшим стадом коров. На чужбине ей не понравилось, и она решила уйти вслед за животными. Так и шла женщина, ведомая буренками, пока те не привели ее на родину.
3 года назад
Топонимические легенды и предания Хайбуллинского района (Перекресток миров) Древние дороги буквально опутали территорию Хайбуллинского района. Кроме известной дороги Канифы, есть еще Кунурбуга-юлы и «Американка». Легенда «Канифа юлы» связана с историей башкирского восстания 1755-1756 г.г. под названием «Восстание Батырши». В легенде повествуется, что сообщники Джилана Иткулова и Худайберды «…Темяс, Амин и Сура через год решили вернуться на родину. Но казахи не отпускали тринадцатилетнюю дочь Сурыбатыра Канифу. Вынуждены были оставить ее у одной башкирки, плененной когда-то казахами, с наказом: воспитать ее до восемнадцати лет, а потом выдать замуж». Когда Канифе исполнилось восемнадцать лет, плененная когда-то башкирка не захотела отдавать ее за казаха и стала собирать девушку в дорогу. Ночью, когда все спали, она проводила ее в далекий путь домой. Стало быть, еще до бегства Канифы из казахской неволи дорога уже существовала. В отдельные годы этот древнейший путь перекочевок, в зависимости от хозяйственной жизни людей, живущих близ дороги, то появлялся, то исчезал. Ведь неслучайно старая башкирка проводила Канифу со следующими словами: «Иди, дочка, только обочиной дороги и только ночью, чтоб Полярная звезда находилась с правой стороны». Несколько месяцев пути привели ее на родину матери, а дорога с тех пор называется Канифа-юлы.
3 года назад
Топонимические легенды и предания Хайбуллинского района (Река Сакмара) Сакмара протекает по территории двух регионов: республики Башкортостан и Оренбургской области. Беря начало на склоне горного хребта Уралтау, Сакмара проходит путь в 798 километров и вблизи города Оренбурга впадает в реку Урал. Эта река отличается быстрым течением и холодной водой. Основные притоки – Зилаир, Большой Ик, Салмыш. По версии ученых, название реки произошло от слов «сху» — «овца» и «маара» — «большая река». То есть Сакмара – «Овечья река». Такое название не случайно. Раньше по берегам реки паслись стада овец кочевников. Этому благоприятствовали отличные пастбища и наличие реки для водопоя. Впрочем, башкиры называют реку иначе – Хакмар, то есть «Осторожно иди».   
3 года назад
Топонимические легенды и предания - Хайбуллинского района (Шайтан-Тау) Шайтан-Тау – низкогорный хребет, расположенный в приграничных районах Оренбургской области и Республики Башкортостан, фактически являющийся крайним южным отрогом Уральского горного пояса. С 1965 года он имеет статус комплексного памятника природы. С незапамятных времён эта местность привлекала внимание человека. Например, по одной из легенд хребет получил название «Шайтан-Тау», что в переводе с башкирского языка означает: «Чёртова гора». Свое название получила от местных башкирских жителей и кочевников за свой суровый характер погоды. Из-за сложного рельефа, перепады высот составляют от 237,0 до 557,6 метров над уровнем моря, так же здесь часто дуют сильные ветра, бывают резкие перепады температуры воздуха. Второе название хребта – «Дзяутюбе» переводится как «Боевая, бойцовая вершина». Это название уходит корнями во времена кочевников, когда башкирские и казахские племена часто встречались в сражениях на вершинах, склонах и в долине лесных низкогорий Шайтан-Тау.
3 года назад
Топонимические легенды и предания Хайбуллинского района (Таштугайские горы) В переводе так и звучит: «Каменные луга». Урочище Таштугайские, или как его называют по-другому Султашские горы, площадью порядка 80 гектаров, расположено между деревнями Гаделево и Таштугай. Горы покрыты каменистой степью с редкой растительностью. В этом урочище было обнаружено много редких видов растений, 8 видов степных астрагалов, в том числе астрагал Гельма и астрагал рогоплодный, которые занесены в Красную книгу. Здесь произрастает редкий вид ивы – ива Виноградова. На одной из скал Таштугайских гор есть надпись на арабском языке, как оказалось она несет в себе дату – 1925 год. А в их разломах энтузиасты до сих пор ищут, ориентируясь на древнюю легенду, ушедшую под воду пещеру, в которую, как она гласит, мог въехать всадник верхом на лошади.
3 года назад
БАШКИРСКО-МОНГОЛЬСКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СВЯЗИ
В данной статье, посвященной изучению башкирско-монгольских языковых связей, выясняются критерии выделения монголизмов в башкирском языке. В целом, основой исторической грамматики урало-алтайских языков является теория определенности и неопределенности. Для определения степени ареальной распространенности монголизмов предлагается лингвогеографический метод. Важнейшее значение для определения заимствований из монгольского языка имеют внутренняя реконструкция и этимология слов. Если слово не этимологизируется на тюркской почве, то есть вероятность, что оно является монголизмом...
3 года назад