Я много лет занимаюсь логистикой и недавно задался вопросом, как чай попадал из Китая в Россию. Выяснилось, что к концу XIX века существовало не менее 12 ключевых маршрутов, по которым чай доставляли в Россию. Транспортировка осуществлялась в «цибиках» (оплетённых камышом и обшитых кожей ящиках). Чай поступал в Россию из Китая напрямую, как караванами по суше, так и, позднее, по морю до дальневосточных портов. «Российский чайный путь» начинался в городе Ухань и разделялся на несколько сухопутных и водных маршрутов, которые проходили более чем через 150 городов трех стран. Общую линию можно прочертить от Уханя до Пекина, далее до Хух-Хото, Урги (ныне Улан-Батора), Дархана, Троицкосавска (ныне Кяхты). Кяхта некогда являлась главным торговым центром чайного пути, не зря его называли «Российской столицей чая». От Кяхты маршрут следовал до Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ) и далее до Красноярска, Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга. Из Москвы радиальные пути шли на юг, север и запад страны. Кроме маршрута на запад России существовал и водно-сухопутный маршрут, который пролегал на российский северо-восток. Он шел по реке Янцзы до Шанхая, далее — через Люйшунь, Шэньян в нынешний Забайакальск. В Верхнеудинске (Улан-Удэ) этот маршрут соединялся с описанным выше трансмонгольским путем, а затем пролегал на северо-восток, вдоль реки Лена, через Якутск и далее на Аляску. Со второй половины XIX века чай начали активно доставлять в Одессу морем. Периодически чай прибывал из Великобритании на кругосветных экспедициях. Сухопутный караванный путь из внутреннего Китая через пустыни, степи и горы - один из «старых» путей, существовавших с начала XVIII века, - был крайне сложен из-за экстремальных климатических условий в ряде областей Монголии, но его наличие говорит о том, что спрос на чай в Российской империи был настолько велик, что даже в отсутствие скоростного транспорта, типа самолетов и современных машин, люди искали способ получить желанный напиток. Недооцененность чая моими современниками и нежелание покупать хороший чай много говорит о нынешней культуре потребления. Хороший чай от плохого отличается не магическими китайскими состояниями, а конкретно качеством продукта, и мифологизация данного продукта - не более чем маркетинговая составляющая чайного рынка.
1 год назад