Найти тему
Статьи
ЭВРИСТИКА АФФЕКТА Это процесс принятия решения и оценивания, руководствуясь лишь эмоциями: мне это нравится? не нравится? насколько сильны мои чувства? Во многих сферах жизни мы формируем мнения и делаем выборы, напрямую отражающие наши чувства и стремление приближаться или избегать, зачастую даже без осознания этого факта. Эвристика аффекта – пример подстановки, в котором ответ на легкий вопрос [что я в связи с этим чувствую?] служит ответом на существенно более сложный вопрос [что я об этом думаю?]. Даниел Канеман, из книги «Думай медленно... решай быстро»
2 года назад
ЗВУК ИМЕНИ Собственное имя для многих является приятным сочетание звуков и важной частью жизни. Когда вы называете кого-то по имени — это как бы подтверждает для человека факт собственного существования и заставляет испытывать положительные эмоции по отношению к тому, кто имя произносит. Также, это относится к социальным статусам. Если вы называете человека своим другом, он вскоре почувствует дружеские чувства по отношению к вам.
2 года назад
ВНЕШНЯЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ Исследования, проведенные в университетах штатов Аризона и Монтана, показали, что мы можем быть недостаточно удовлетворены физической привлекательностью наших собственных возлюбленных только из-за того, что популярные средства массовой информации бомбардируют нас образами нереально привлекательных моделей. В ходе одного исследования студенты колледжа оценивали имеющего среднюю внешность представителя противоположного пола как менее привлекательного, если перед этим просматривали рекламные объявления в популярных журналах. Роберт Чалдини, из книги «Психология влияния»
2 года назад
АКЦЕНТЫ В ИНФОРМАЦИИ В процессе общения обычно лучше всего запоминается начало и конец разговора. Если вы хотите, чтоб в памяти собеседника осталась нужная вам информация, необходимо не только правильно начать разговор, но и поставить нужные слова в его завершении.
2 года назад
ЭФФЕКТ ЗАЙГАРНИК или почему незаконченные дела мы запоминаем лучше, чем законченные В исследованиях [1925 г.] советского психолога Блюмы Зейгарник было установлено, что испытуемые в широком возрастном диапазоне склонны запоминать прерванные задания лучше, чем завершённые. Половину видов деятельности, выполняемой испытуемыми в эксперименте, разрешалось продолжать до завершения задания, а оставшаяся половина прерывалась экспериментатором на том или ином её этапе. В результате, количество вспомненных незаконченных заданий оказалось значительно выше количества завершённых заданий. Одно из таких объяснений состоит в том, что именно шоковый эффект, вызванный внезапным прерыванием работы над заданием, усиливает выделенность незавершённого задания в сознании испытуемых. Та же испытуемые, возможно, предполагали, что прерванные задания предстоит завершить позднее и с точки зрения гештальта испытуемые могут стремиться к завершению. Возможно цель этих испытуемых состояла не просто в выполнении задания, но и в достижении некоторого успеха. Из списка когнитивных искажений
2 года назад
ЭФФЕКТ ПОСТОРОННЕГО Почему никто не приходит на помощь? Чем больше людей наблюдают за чрезвычайной ситуацией, тем меньше вероятность, что они решат помочь пострадавшим. Пример: эксперимент был поставлен в 1968 году социальными психологами Биббом Латане и Джоном Дарли. Эксперимент проводился в Нью-Йорке и заключался в том, что студент колледжа симулировал эпилептический припадок. В ситуации, когда во время припадка рядом оказывался один прохожий, студент получал помощь в 85% случаев. И лишь в 35% случаев, если рядом оказывались несколько человек.
2 года назад
[ПО] ЗНАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ОПЫТА Все, что мы знаем, мы знаем посредством узнавания на себе – иного пути нет. В этом смысле мы подобны той точке, в которую ничего нельзя внести, потому что даже из книги мы можем получить наше знание, лишь узнав и сопоставив его со своим собственным опытом или с идеей своей личности. У каждого человека есть какая-то своя идея, и мы в каком-то смысле не читаем, а вспоминаем. Только вспоминая, мы можем в чтении восклицать: ах, ну да! я так ведь и думал. И в этом нет никакого самомнения иллюзии или отказа признавать влияния других людей на тебя, просто мысль так устроена. Мераб Мамардашвили, из книги «Эстетика мышления»
2 года назад
ВЛИЯНИЕ С ПОМОЩЬЮ НАВОДЯЩИХ ВОПРОСОВ Довольно просто повлиять на результаты опроса общественного мнения, формулируя вопрос тем или иным образом и тем самым склоняя человека к определенной точке зрения. Можете проверить это сами на следующем примере: 1. Поддерживаете ли вы государственную программу, которая гарантирует качественный и недорогой уход за младенцами и маленькими детьми, чьи родители работают вне дома? 2. Поддерживаете ли вы программу, финансируемую за счет ваших налогов, которая позволит грудным и маленьким детям проводить каждый день по 9-10 часов в яслях и детских садах? Потом очень легко представить полученные данные, подтверждающие или опровергающие мысль о том, что большинство американцев поддерживает государственную программу создания детских учреждений, в Конгресс или другой орган, уполномоченный принимать решения. Перед тем как давать истолкование результатам любых опросов общественного мнения или самому участвовать в каком-либо из них, внимательно посмотрите, как сформулированы вопросы. Какая дополнительная информация в них представлена и какими словами они изложены? Халперн Дайана, из книги «Психология критического мышления»
2 года назад
ПРИЕМ ЗАПОМИНАНИЯ «ГРУППИРОВКА» Группировка информации — один из основных процессов запоминания. Например, парные словосочетания из синонимичных или, наоборот, противоположенных по значению слов [вроде «мужчина — женщина» или «чистый — грязный»] запоминаются гораздо проще, чем отдельные слова. То же правило действует и для цифр. Во всем мире, например, группировка используется для упрощения восприятия телефонных номеров. Непросто запомнить семизначную комбинацию 5557391, но если разбить ее на части 555—7391. Внезапно задача перестает казаться нам такой уж сложной. Саймон Уинтроп, из книги «Скрытые механизмы влияния»
2 года назад
«ВРАГ ВОПЛОЩАЕТСЯ В КОНКРЕТНОЙ ЛИЧНОСТИ» основные принципы пропаганды лорда Понсонби Принцип №5. Не обязательно заставлять ненавидеть весь народ, надо персонифицировать образ врага. Показать своему населению, что глава, руководитель «других» — это душевнобольной, наркоман, продажный человек… Вадим Макишвили, из книги «Большая книга манипуляций»
2 года назад
ПРИЕМ ЗАПОМИНАНИЯ «АКРОСТИХ» Чем более качественную ассоциацию вам удастся подобрать, тем больше шансов в будущем вспомнить нужную информацию. Акростих — это специально выдуманное предложение, где первая буква каждого слова служит напоминанием. Например, фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — известный способ запомнить порядок цветов в радужном спектре [к - красный, о — оранжевый и т. д.]. Саймон Уинтроп, из книги «Скрытые механизмы влияния»
2 года назад
ПЯТЬ ЗАКОНОВ ГЛУПОСТИ 1. Человек всегда недооценивает количество идиотов, которые его окружают. 2. Вероятность того, что человек глуп, не зависит от других его качеств. 3. Глупец — это человек, чьи действия ведут к потерям для другого человека или группы людей, и при этом не приносят пользы самому действующему субъекту или даже оборачиваются вредом для него. 4. Не-глупцы всегда недооценивают разрушительный потенциал глупцов. 5. Глупец — самый опасный тип личности. Карло Чиппола, «Пять законов глупости»
2 года назад