Найти в Дзене
Место женщины в ногайском эпосе
"В ногайском героическом эпосе особое место отведено женам батыров. Они порою играют немаловажную роль в событиях, выступая то в роли помощницы бытыра, то в роли его вдохновительницы. Иногда женщина сама выступает в роли богатыря (Ян-Бийкеш). С большой любовью, яркими, впечатляющими красками создан образ жены Таргыла - Ак-Юнус. Она выступает в роли друга и соратницы батыра при смертельной опасности. Еще девушкой она выбирает себе в мужья богатыря, преклоняясь перед его мужеством. Она хотела видеть своим другом жизни ни сына хана, а сына простого народа...
7 месяцев назад
Значение Небесной Волчицы у ногайцев
В этой статье я постараюсь объяснить, как "Коьк Боьри" связан с ногайцами, и на чем основан флаг, разработанный в 1991 году Сраждином Батыровым и Кошали Зарманбетовым. Часть 1.1 Образ Небесной волчицы в ногайской истории 1) Поговорим немного о самой волчице. Все тюрки издревле ассоциировали себя с волками, и это общеизвестный факт. А корни идут из мифа о легендарном Ашине - прородителе всех тюрков. Если очень кратко, то миф повествует о том, как волчица вскормила младенца по имени Ашина, от которого пошли все тюрки...
1 год назад
Понял одну интересную вещь. С возрастом перестаешь считывать в смыслах великих произведений искусства такие понятия, как любовь, романтика и пр., и чаще начинаешь видеть более важные и глобальные идеи. Очень долго размышлял над всем вам известным шедевром ногайской словесности - "Кайтар мени" ("Верни меня") Кадрии Темирбулатовой. Смысл этого стихотворения можно трактовать как глубокие размышления о потере и о том, как важно вернуть человека, который тебе дорог. Однако гениальность Кадрии заключается в том, что повествование ведется от лица именно того, кто ушел, и том, как он просит, несмотря ни на что, вернуть его. __________________________ Юрегинъе яра салып кетсем. Ялган соьзлерге ынанып кетсем. Катар мени Даже если оставлю рану в твоем сердце, Даже если поверю лживым речам другого, Верни меня ____________________________ То есть вся красота этого произведения состоит в том, что ты, читая его, ассоциируешь НЕ СЕБЯ с героем, а будто бы наоборот, слушаешь слова, адресованные тебе, от близкого и ушедшего от тебя человека. Но сейчас я хочу развернуть смысл этого произведения немного иначе. Я почему-то разглядел в этих строках тему раскола нашего народа после событий 1783 года. После геноцида 1783 года настали самые тяжёлые времена для ногайцев, длившиеся больше двух столетий. Части части народа пришлось покинуть родные земли и уйти в Европу и Турцию. И только в начале 2010-х, народ, некогда разделенный на долгих два века на тысячи километров, начал первые шаги к воссоединению. И сегодня мы видим, как наши братья из Турции, к сожалению, многое утратившие, тянутся к нам, видя в нас некую силу, которая Османская империя когда-то забрала у них, и стремятся "вернуться". Не в территориальном смысле, но в ментальном. Сен болмасанъ мага баска куьш етпес - Если не ты, то никто другой не сделает меня сильнее. И опять же - "Ялган соьзлерге ынанып" ("Поверив лживым словам) - словно речь о том, когда османы обманули ногайцев, пообещав им независимость и сохранения из веры и языка. И как же до дрожи точно в этом контексте звучат строки: Кенъ элимнинъ эбин таппай кыйналсам, Кайтар мени. Кто-то скажет притянуто, но на данном этапе жизни, мне хочется видеть в стихах в том числе великой Кадрии нечто бо́льшее и значимое, чем просто размышления о несчастной любви.
1 год назад