Найти в Дзене
Был слепой, а стал зрячий
Я хожу в церковь каждое воскресенье, регентую на клиросе. Но часто замечаю за собой, что выходя из храма забываю о чем-то важном. Как будто забываю ценную вещь, которая мне принадлежит, которую мне подарили сегодня, однако, по моей оплошности, она остается там, в храме, а не со мной. Конечно, главное в храме -- это Причастие. Это высшее приобретение. Тело и Кровь Христовы становятся твоим телом и кровью, входят в тебя, питают тебя спасительной Божественной силой. Но кроме сего высшего Таинства в храме дается нечто еще, что можно унести с собой и питаться этим некоторое время...
6 дней назад
О Слове, Которое пришло в мир (на Пасху)
На праздник праздников — в день Святой Пасхи — Церковь призывает всех людей прийти в храм, чтобы прославить Бога, умершего и воскресшего нас ради. Святитель Иоанн Златоуст в «огласительном слове» на Пасху говорит: «Постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все!» Но прежде чем «насытиться» Божией Благодати — в святом Причащении Тела и Крови Спасителя, — Церковь предлагает услышать Слово Божие, праздничный отрывок Святого Евангелия, который звучит в первой части Божественной Литургии...
1 неделю назад
О Фоме верующем (2-е по Пасхе)
Следующий воскресный день после Пасхи называется «Антипасхой». Греческая приставка «анти» имеет значение «вместо» или «напротив». Праздник Пасхи в этот день как будто повторяется вновь. Другое название Антипасхи —  Неделя Фомина, — связано с тем, что на воскресной Литургии в этот день читается отрывок из  Евангелия от Иоанна (Ин. 20:19-31), в котором Господь дает удостоверение о Своем воскресении апостолу Фоме. Случайно ли события «второй Пасхи» оказались связаны с личностью сомневающегося апостола?...
1 неделю назад
О вере жен-мироносиц (3-е по Пасхе)
Когда жены-мироносицы шли ко Гробу Спасителя, они еще не верили в воскресение их Божественного Учителя. Они просто шли, движимые любовью. Им хотелось сделать обычное дело любви в отношении любимого ими Человека. Но их великодушие было вознаграждено сторицей. Женщины первыми удостоились радостной вести о Воскресении Господа. Через две седмицы после Пасхи, в день жен-мироносиц, Церковь предлагает услышать отрывок Евангелия, который условно можно называть евангелием «о явлении Ангела женам-мироносицам» (Мк...
1 неделю назад
Об исцелении расслабленного (4-е по Пасхе)
Четвертое воскресенье после Пасхи называется «Неделей о расслабленном». Свое название этот воскресный день получил благодаря Евангельскому чтению, которое звучит на Божественной Литургии. Почему в светлый пасхальный период Церковь обращает наше внимание на исцеление Господом человека, лежавшего в расслаблении 38 лет (Ин. 5:1-15)? Это произошло в Иерусалиме на иудейский праздник, как предполагают, на праздник Пятидесятницы, возле так называемых Овечьих ворот. Здесь находилась купальня, небольшой пруд, под названием «Дом милосердия» (по-еврейски Вифезда)...
1 неделю назад
О самарянке и ее вере (5-е по Пасхе)
Сама природа человека убеждает в том, что  основные свойства нашего существа постоянно обновляются, никогда не уходят в тень, не забываются. Мы постоянно мыслим, чувствуем, дышим, испытываем жажду и голод. Питая душу необходимой для нее пищей, можно и плоды духовные сохранить в сердце всегда живыми, не преходящими. Евангельское чтение 5-й Недели (воскресного дня) после Пасхи посвящено теме духовного голода и духовной жажды. Что есть истинные «пища и питие» для души? Об этом повествуется в евангельском отрывке, известном под  названием — «о самаряныне» (Ин...
1 неделю назад
Об исцелении слепорожденного (6-е по Пасхе)
«Молись в сокрушении духа Господу, чтоб Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который — Евангелие, — наставляет святитель Игнатий Брянчанинов. — Открываются очи — и усматривается чудное исцеление души от греха, совершаемое Словом Божиим». Воскресное Евангелие 6-й Недели (Воскресенья) по Пасхе называется «Об исцелении слепорожденного», а сам день носит название «Неделя о слепом» (Ин. 1:1-38). Почему в пасхальный период церковного года мы вспоминаем именно эту евангельскую историю,...
1 неделю назад
О молитве Господа за учеников (7-е по Пасхе)
«Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа», молитва за учеников, за «избранных от мира», звучит на Божественной Литургии в Неделю святых отец, в конце пасхального периода, за неделю до Пятидесятницы (Ин. 17:1-13). Святые отцы смогли, по благодати, выполнить Завет Спасителя, явить силу Божию в себе. В этом евангельском отрывке говорится о том, для чего воплотился Господь, для чего стал — Человеком. «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего,...
1 неделю назад
О живой воде (в день Пятидесятницы или Святой Троицы)
День Пятидесятницы называется Днем Святой Троицы потому, что в этот день на Апостолов, представлявших собой Церковь Христову, снизошел Дух Святой, Третье Лицо Пресвятой Троицы. Так была явлена полнота Божества. На Божественной Литургии в этот величайший праздник читается отрывок Евангелия, который можно условно назвать Евангелием «о живой воде» и «исповедании Никодима» (Ин. 7:37-52, 8:12) . «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37)...
1 неделю назад
О тех, кто следует за Христом (1-е, Всех Святых)
На Божественной Литургии в Неделю всех святых (следующий воскресный день после Пятидесятницы) звучит Евангелие, которое можно условно назвать «о последователях Христовых» (Мф. 10:32-33, 37-38 и 19:27-30). Этот отрывок состоит из трех частей, выбранных в Евангелии от Матфея и посвященных одной теме — кто может называться «последователем Спасителя». «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф...
1 неделю назад
О призвании апостолов на проповедь (2-е)
«Жите́йское мо́ре, воздвиза́емое зря́ (видя) напа́стей бу́рею, к ти́хому приста́нищу Твоему́ прите́к», — поется на церковной службе в один из субботних вечеров. В Священном Писании образ моря нередко выступает синонимом самой жизни. Изменчивое, глубокое, полное даров и опасностей. Евангельское чтение 2-й Недели (воскресного дня) по Пятидесятнице посвящено призванию рыбаков Галилейского озера к апостольскому служению (Мф. 4:18-23). В сравнительно коротком отрывке священного текста подчеркивается, что они оставили все — «сети, лодку, отца», суть их предыдущей жизни...
1 неделю назад
О светильнике для тела и службе двум господам (3-е)
Однажды Господь сказал Своим ученикам: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф. 6: 22-23)». Но как убедиться в том, что твой светильник, твое око ума и сердца, взгляд на окружающий духовный и материальный мир, твоя совесть, являющаяся свидетелем всех душевных устремлений человека, — чисты? Это очень важно, ведь в том же разговоре Господь предостерегает: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф...
1 неделю назад